Президентская встреча, состоявшаяся в Тель-Авиве, обозначила вызовы, стоящие пред алмазно-бриллиантовой отраслью, но вопрос прибыльности был самым насущным. Участники Всемирной федерации алмазных бирж (World Federation of Diamond Bourses, WFDB) и Международной ассоциации производителей бриллиантов (International Manufacturers Association, IDMA), проводившие эту встречу, борются за выживание, так как они не могут получать выгоду от огранки алмазного сырья.
В этой связи выступавшие на трехдневной встрече отмечали, что самыми неотложными являются следующие вопросы:
1. Отсутствие прибыли в средней части алмазопровода.
2. Сокращение банковских кредитов для отрасли и мнение банков о ее высоком риске.
3. Завышение характеристик камней при сертификации и временное изменение цвета бриллиантов.
4. Смешивание необъявленных синтетических бриллиантов с природными.
5. Призыв повысить конкуренцию и прозрачность среди компаний, обслуживающих отрасль, с особым акцентом на прайс-листе Рапапорта.
Времена и в самом деле трудные. Хотя WFDB и IDMA уже располагают системами для решения некоторых из этих проблем и ведут обсуждение других вопросов, отрасль продолжает оставаться в растерянности по поводу доходности.
Самой четкой директивой на этой встрече был призыв Эрни Блома (Ernie Blom), президента WFDB, к участникам отрасли не покупать алмазы по высокой цене.
«Мы сами себе злейшие враги, - сказал Блом на пресс-конференции на закрытии. – Мы покупаем алмазы по цене, при которой невозможно сделать деньги».
Все-таки, большую часть разочарования удалось сгладить во время этой встречи. И хотя постоянно звучали призывы работать с алмазодобывающим сектором по поиску решения проблемы прибыльности, неясно, что рынок ожидает от производителей алмазов.
У алмазодобывающих компаний существуют очень четкие планы получения собственной прибыли, так как они должны давать ответы своим акционерам еще задолго до того, как начинают заниматься торговлей. В своем обращении к участникам Президентской встречи Филипп Мелье (Philippe Mellier), главный исполнительный директор De Beers, попытался смягчить сказанное им ранее несколько нашумевшее заявление о том, что «мы все должны получать свои собственные прибыли». Но его более мягкие разъяснения все же означали то же самое. «Никто не может лучше вести бизнес, чем те, кто живет и дышит им ежедневно, и абсолютно каждая алмазно-бриллиантовая компания в этой огромной отрасли должна сделать свой собственный выбор о том, как преуспеть в этом новом мире», - сказал он.
В конце концов, каждый бизнес – и сектор, если уж на то пошло, - несет ответственность за свои собственные прибыли, как это и должно быть.
Поэтому дилерам и производителям бриллиантов необходимо уточнить свои собственные планы относительно цен на алмазное сырье. Чего ожидает средняя часть алмазопровода от алмазодобывающего сектора?
На слабом рынке алмазодобывающие компании сталкиваются с двумя выборами. Во-первых, они могут сократить предложение в попытке поддержать сравнительно стабильные цены на алмазы. Но при этом они будут продавать все, что могут, по преобладающим высоким ценам и сохранять запасы (в земле или в хранилищах), если необходимо, до тех пор, пока рынок не вернется к их ценам на алмазы. Или они могут резко сократить цены для стимулирования спроса, тем самым влияя на цены, чтобы отразить ослабление уровней спроса.
Из заключения Президентской встречи похоже, что секторы производства бриллиантов и добычи алмазов имеют аналогичные интересы. Оба хотят сохранить более или менее устойчивые цены на алмазное сырье и сократить предложение во время нынешнего слабого рынка.
Шмуэль Шнитцер (Shmuel Schnitzer), президент Израильской алмазной биржи (Israeli Diamond Exchange), подчеркнул, что резкое снижение цен на алмазы оказало бы отрицательное влияние на рынок. «О чем мы можем попросить производителей алмазов, так это сократить свои поставки, хотя я не уверен, что они сделают это на продолжительное время», - сказал он.
До сих пор алмазодобытчики в нынешнем году именно это и делали. По оценкам Rapaport, объемы продаж алмазов компании De Beers в первом полугодии 2015 года упали почти на 28 процентов в годовом исчислении - примерно до $2,5 миллиарда. У компании АЛРОСА, которая сообщает данные в российских рублях, объемы продаж сократились в первом квартале на 29 процентов до 9 млн каратов, хотя ее итоговые показатели выросли за счет ослабления валюты.
Дилеры средней части алмазопровода и производители бриллиантов предпочитают снижение предложения и устойчивые цены на алмазы и боятся резкой корректировки по двум причинам: а) они обеспокоены тем, что снижение цен на алмазы вызовет дальнейшее снижение цен на бриллианты, и б) резкое обратное движение цены может обесценить их существующие запасы.
Но проблема, связанная с устойчивыми ценами на алмазы, заключается в том, что прибыли производителей бриллиантов могут еще больше сократиться, если продолжат падать цены на бриллианты. Шмуэль Шнитцер подчеркнул, что, «если цены на алмазы останутся такими, какие они есть, и произойдет снижение цен в прейскуранте Рапапорта, мы потеряем даже больше, чем сегодня». При этом автор этих строк, конечно, надеется, что любая прозрачная и конкурентоспособная сеть торговли бриллиантами или прейскурант отражают истинное состояние алмазно-бриллиантового рынка – как в хорошие, так и в трудные времена.
Реальная ситуация в 2015 году заключается в том, что цены на бриллианты сохраняют тренд на снижение. Рынки Дальнего Востока замедлились, а рынок Соединенных Штатов в лучшем случае устойчивый. Андрей Жарков, недавно назначенный президент АЛРОСА, подчеркнул в Тель-Авиве, что основной проблемой является то, что на рынке наблюдется избыток предложения бриллиантов. Это означает, что предложение необходимо сократить, но также и то, что спрос слабый.
Индекс RapNet Diamond Index (RAPI™) на бриллианты весом в 1 карат, прошедшие лабораторную сертификацию, в июне пока устойчивы, но индексы RAPI на бриллианты весом 0,30 карата, 0,40 карата и 0,50 карата упали почти на 1 процент. Похоже, что нормы прибыли тоже продолжат сокращаться.
Вероятно, ответом является стимулирование потребительского спроса, с чем все должны согласиться, да и согласны. В конечном итоге, новое поколение потребителей третьего тысячелетия совершает покупки по-другому, и в настоящее время не очень привлекается к покупкам бриллиантов.
В связи с этим, отрасль возлагает свои надежды на возможные кампании видового маркетинга с целью подогреть спрос. Нынешние усилия сосредоточены в рамках Всемирной алмазной марки (World Diamond Mark), учрежденной Всемирной федерацией алмазных бирж, а также в рамках возможного участия недавно созданной Ассоциации производителей алмазов (Diamond Producers Association).
Но следует отметить, что, хотя видовой маркетинг и повысит стремление потребителей иметь бриллианты, это не обязательно означает, что он повысит прибыли участников средней части алмазопровода. По мере роста потребительского спроса и повышения цен на бриллианты, также вырастут и цены на алмазы.
В настоящее время при сокращении предложения, цены на алмазы не отражают ту же самую реальную ситуацию на рынке, что и бриллианты. В такой затянувшейся бесприбыльной обстановке участники средней части алмазопровода продолжат консолидироваться.
С целью восстановления прибылей производителей бриллиантов и дилеров цены на алмазы должны резко упасть, чтобы снова сделать алмазно-бриллиантовый бизнес жизнеспособным - как сейчас, так и в особенности тогда, когда ситуация на рынке снова улучшится. Когда цены на алмазное сырье снижаются, поставщики бриллиантов должны проявлять дисциплинированность и удерживать устойчивые цены на свои бриллианты. Они должны провести переоценку своих запасов по нижней стоимости замещения, если необходимо, вместо оценки по фактической себестоимости, и возобновить торговлю по восходящему тренду. И они должны продолжать отказываться покупать алмазы по высокой цене.
Участникам обрабатывающего сектора нужно проявлять эгоизм и продвигать свои собственные интересы. Производители бриллиантов и дилеры должны дать ясно понять алмазодобывающим компаниям, что они действительно борются за выживание.
Хотя обсуждения в Тель-Авиве показали наличие многих вызовов, стоящих перед алмазно-бриллиантовой отраслью, все остальное имеет второстепенное значение, если отрасль не сможет делать деньги на производстве бриллиантов из алмазного сырья.