Минфин РФ предложил разрешить ношение и применение оружия сотрудниками компаний, занятых в добыче золота и драгоценных металлов, следует из постановления правительства "О мерах по обеспечению охраны драгметаллов и драгкамней", проект которого опубликован на едином портале нормативных правовых актов.
Как говорится в пояснительной записке, при государственной монополии на добычу драгметаллов и драгоценных камней, то есть до 1992 года, добыча велась государственными организациями или артелями старателей, с которыми первые заключали договора.
Их охрана осуществлялась либо подразделениями военизированной охраны (ВОХР), сотрудники которых были вооружены боевым оружием, либо самими старателями, получавшими оружие в аренду от той же ВОХР. Сотрудники ВОХР также транспортировали добытое до золотоприемных касс, а далее ценности передавались сотрудникам фельдсвязи, которые доставляли их на аффинажные заводы.
После отмены государственной монополии появилось множество частных золотодобывающих предприятий, которые создавали службы собственной безопасности, обеспечиваемые оружием в соответствии с действовавшей редакцией федерального закона "О частной охранной и детективной деятельности в РФ". Однако в связи с изменениями в законодательстве с декабря 2008 года такие службы с оружием работать не могут.
Драгоценные металлы и драгоценные камни добываются преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке, в основном в безлюдных или малонаселенных районах Крайнего Севера. Сейчас насчитывается около 400 предприятий, имеющих соответствующие лицензии. В основном это небольшие артели старателей численностью 20-30 человек, добывающие ежегодно от 10 до 100 килограммов золота.
"Изъятие оружия у работников артелей повлекло общее снижение безопасности их производственной деятельности, в том числе создало повышенную угрозу сохранности добытых драгоценных металлов и драгоценных камней. По информации от добывающих организаций участились случаи нападения на места добычи, хранения и перевозки ценностей", - отмечается в записке.
Так, в октябре 2009 года вооруженная группа в темное время суток напала на кассу по приему драгметаллов артели "Газимур" в Забайкальском крае, применив огнестрельное оружие и гранату "Ф-1", в результате чего был тяжело ранен охранявший кассу сотрудник. В ночь с 12 на 13 июля 2010 года, напавшие на участок Чепко в Иркутской области похитили около 2 кг золотосодержащих шлихов. 9 сентября того же года в той же Иркутской области на участке Явлан было совершено нападение с целью хищения 3,59 кг золотосодержащих шлихов, а 7 мая 2012 года пятеро вооруженных лиц на самоходном тягаче напали на золотоизвлекательные приборы участка Мочи, и так далее.
Зачастую не обходилось и без человеческих жертв. В Нерюгринском районе Якутии во время нападения на участок золотодобычи погибли горный мастер и съемщик золота, в Бодайбинском районе Иркутской области при транспортировке золота были убиты заместитель руководителя артели по режиму и водитель автомашины.
При этом, с одной стороны, организации, осуществляющие добычу драгметаллов и драгкамней, в соответствии с федеральным законодательством должны обеспечивать и их охрану, с другой – в перечне лиц, имеющих право на ношение и применение оружия, представители указанных организаций отсутствуют.
В связи с этим постановлением предлагается утвердить перечень лиц, имеющих право на ношение и применение оружия и спецсредств при охране драгоценных металлов и драгоценных камней, перечень самого оружия и спецсредств, а также правила их применения.
Боевое стрелковое оружие предлагается закрепить за персоналом, охраняющим золотоприемные кассы и обеспечивающим транспортировку обогащенного драгметалла на всех стадиях добычи и обогащения, за съемщиками и доводчиками, занимающимися непосредственно добычей и обогащением сырья на золотоносных участках, за горными мастерами, заведующими и кассирами золотоприемных касс, за водителями-охранниками.
Остальных должностных лиц и работников, в служебные обязанности которых входит обеспечение сохранности добытых драгоценных металлов и драгоценных камней, предлагается снабдить служебным и гражданским огнестрельным оружием (гладкоствольным и длинноствольным), а также такими средствами, как резиновые палки, наручники и спецжилеты.
Применение огнестрельного оружия допускается, в частности, для защиты себя или другого лица от посягательства на жизнь или здоровье, для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, для отражения группового или вооруженного нападения на производственные объекты, для производства предупредительного выстрела или подачи сигнала тревоги.
Также, согласно проекту, применение огнестрельного оружия предусмотрено для задержания лица, "застигнутого на производственных объектах при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными способами задержать это лицо не представляется возможным".
"Этот вопрос назрел очень давно - о необходимости снабдить старателей оружием мы говорим уже на протяжении более десяти лет", - отмечает председатель Союза старателей России Виктор Таракановский.
По его словам, сегодня уголовный кодекс ослабили, в части драгоценных металлов в нем появилась норма - "хранение". То есть если тебя поймали, и при тебе обнаружили золото - ты говоришь: "Я его хранил, не воровал. Шел по дороге и на обочине нашел сверток с золотом и хранил его". А за хранение золота теперь применяется административная ответственность.
"Нормы ответственности ослабили, а оружие не дают. Мы относимся к предприятиям с выполнением особых уставных задач - добыча золота, и мы обязаны его охранять. Два федеральных закона: "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и "Об оружии" предусматривают владение оружием для этого, а разрешения на него у нас не было. Дай Бог, чтобы это постановление было наконец-то принято", - сказал Агентству ПРАЙМ Виктор Таракановский.