Алмазно-бриллиантовая отрасль продолжает сталкиваться с трудностями, которые требуют серьезного плана мер по спасению, и алмазодобывающие компании начинают реагировать на кризис с помощью мер, которые принесут облегчение, хотя и временное.
В последние несколько дней некоторые из ведущих алмазодобывающих компаний и поставщиков алмазов отвечают серьезными мерами на развивающийся кризис в алмазно-бриллиантовой отрасли. В сообщении для сайтхолдеров компания De Beers заявила, что они «понимают, что в настоящее время наблюдается сезонное затишье для торговли», предоставляя им возможность отложить еще до 25% от выделенного им общего количества (исключая целые вне-плановые боксы).
Интересным моментом в отношении этого является то, что в отличие от обычных отсрочек, о чем необходимо подавать заявку заранее, решение отложить дополнительный товар можно принять на сайте. При этом сайхолдеры могут сначала посмотреть товар, обсудить цены (которые становятся известными только на сайте) и только потом принять решение брать, отказываться или отложить бокс.
Сайт 6 оценивается в размере $600-$650 млн, судя по намерению сделать предложение (ITO). Вместе с отложенными объемами согласно поданным заявкам (в размере 25%) дополнительные отсрочки могут сократить этот сайт наполовину, примерно на $300-$325 млн до внеплановых объемов и алмазов по резко сниженной цене. Было подано очень мало заявок на дополнительные объемы.
В настоящее время не известно, будет ли De Beers и вообще собирается ли она снижать цены помимо обычной корректировки цен. В настоящее время тенденция с ее стороны заключалась в медленном снижении цен. Рынок это ценит, потому что он не хочет, чтобы стоимость существующих стоков резко упала, и все-таки рынок хочет, чтобы темпы снижения цены немного ускорились.
Дополнительная отсрочка является важной мерой, принятой со стороны De Beers, все-таки ей остается большой объем поставок на рынок. Согласно информации, полученной от некоторых инсайдеров из алмазно-бриллиантовой отрасли, рынку требуется алмазов всего на $250 млн для выполнения известных заказов.
Один из инсайдеров рынка предполагает, что De Beers предлагает сайтхолдерам Sightholders Specials (алмазы по резко сниженной цене) – это алмазы весом 10,8 карата и выше по цене, которая обеспечит им высокую маржу, скажем 50 процентов. В прошлом De Beers поступала так, чтобы фактически сделать скидки. Общая маржа от таких товаров была достаточно высокой для обеспечения прибыльности.
Это хорошая идея среди прочих идей, потому что при этом не обесцениваются существующие стоки алмазов. Недостатком является то, что De Beers для этого нужно иметь в наличии Specials. Они редкие по своей природе. Кроме того, это означает, что De Beers нужно будет решиться отказаться от прибылей, которые они сами могли получить, продав Specials по полной цене.
Российский поставщик АЛРОСА тоже реагирует на трудности, существующие на рынке, предлагая возможность отклонить до 20% и отказаться еще от 20% объемов в июле. Как вариант, клиенты могут отложить до 30% выделенных объемов. АЛРОСА также проинформировала клиентов, что она не снижает цены, кроме цен на ряд крупных камней.
Как и De Beers, отложить объемы можно до августа, что означает, что неразберихи с крупными поставками удалось избежать (или, по меньшей мере, отложить) до августа.
Но Rio Tinto Diamonds приняла решение пойти другим путем. Как сообщают, она снизила цены, а затем предоставила своим клиентам возможность не выкупать товар в течение двух месяцев. Ввиду снижения цен и сравнительно небольшого объема предложения Rio, трейдеры планируют посетить неделю продаж и, вероятно, приобрести некоторое количество товара в зависимости от реальной потребности.
Несколько недель назад Dominion провела тендер с целью определения цены. Это инструмент, используемый для формирования цены на свое алмазное сырье. За недели, прошедшие со времени проведения тендера, цены на алмазы снизились еще больше.
Теперь клиенты Dominion задают вопрос: «Будет ли компания придерживаться результатов этого тендера или понизит цены? Ее решение может повлиять на объем товара, который клиенты купят».
Было бы неправильно сказать, что то, что происходит в средней части алмазопровода, похоже на происходящее в Греции; но существует несколько параллелей. Как и существующая ситуация в Греции угрожает втянуть экономику Европы и банки еще в больший хаос, состояние сектора производства бриллиантов делает то же самое с алмазно-бриллиантовой отраслью.
В словарях дается несколько определений слова «austerity (жесткая экономия)». Investopedia дает простое определение: «состояние пониженных расходов и повышения экономии в финансовом секторе», что, похоже, больше всего подходит к этой ситуации.
Если сказать коротко, то Грецией плохо управляли, позволяли крупным монополиям и властным центрам силы диктовать многие экономические решения, при этом делая крупные заимствования, чтобы свести концы с концами. Во время негативных последствий экономического кризиса 2008 года Греция балансировала на грани финансовой пропасти и была вынуждена прибегнуть к мерам жесткой экономии.
С точки зрения банков, они хотели, чтобы Греция возвратила заимствованные деньги. Но продолжаются споры о том, кто виноват, кто должен платить, сколько должны выплатить, какие меры необходимы для спасения экономики страны и в чем конкретно заключаются меры по «спасению»?
Большинство компаний по производству бриллиантов используют много заемных средств и по уши в обязательствах перед банками. Это привело многих производителей бриллиантов к ситуации, когда они ведут бизнес с единственной целью поддерживать свои кредитные линии, чтобы банки видели, что у них идет бизнес для продолжения дела. Это отчасти является причиной того, что сокращаются сделки по алмазам.
Нобелевский лауреат Джозеф Штиглиц (Joseph Stiglitz), выступление которого было основным на Антверпенской алмазной конференции (Antwerp Diamond Conference) 2007 года, написал в своей статье на этой неделе: «Хотя условия, которые наложила Европа на Грецию, вызвала экономический спад, Греция увидела малую часть этих денег – около 90% ушло кредиторам…». Печально, но то же самое можно сказать и о секторе производства бриллиантов. Основная часть ее поступлений от продажи бриллиантов используется на выплаты банкам, предоставившим кредиты, выданные для покупки алмазов, а также на выплату процентов по этим кредитам.
Отсутствие видового маркетинга на одном конце алмазопровода и несогласующийся объем алмазов на другом его конце сильно связаны с созданием нынешнего трудного положения. Но производители бриллиантов также должны помнить о своей роли в том, что попали в такое положение.
«Это обычное дело: большинство операций по спасению от банкротства (например, операция по спасению от банкротства Мексики) – это санация не страны, а западных банков, которые не провели достаточно тщательной проверки», - добавил Штиглиц, говоря о причинах кризиса в Греции. И опять же, мы можем провести параллель с сектором производства бриллиантов алмазно-бриллиантовой отрасли.
Некоторые участники средней части трубопровода алмазно-бриллиантовой отрасли стремятся совершить закупки, которые не имеют какого-либо экономического смысла, не добавляют стоимость и не отражают хорошие долгосрочные практики. Все же поставщики – алмазов, денег и т. д. – предпочитали не замечать этого. Они затягивают длинную веревку с петлей на конце. Не удивительно, что некоторые фирмы чувствуют себя, будто они на виселице.
Меры, предпринимаемые ведущими поставщиками алмазов, хорошие и необходимые, но их нужно было предлагать раньше. Может быть, они не считали, что ситуация была настолько плохой, но нет смысла искать виноватых сейчас, когда время ушло. В июле алмазодобывающие компании предложат меньше алмазов, производители бриллиантов получат некоторое облегчение, а в августе – вся эта история приобретет совсем другие масштабы. В течение какого – то времени продержатся меры жесткой экономии в алмазно-бриллиантовой отрасли.