Наша фрагментированная отрасль приступила к реструктуризации. Хотя наш сектор постепенно растет, наш алмазопровод постепенно сокращается. Началась вертикальная интеграция, и предприятия по добыче движутся к продаже продукции и ритейлу, а также и наоборот.
Вероятно, не простым совпадением является то, этот тренд отмечается в то же самое время, когда De Beers постепенно теряет свою долю на рынке – с 80% рынка алмазного сырья в 1990-х годах до 35% в настоящее время – и утрачивают свою роль в качестве лидера отрасли.
Такая потеря лидерства, например, в продвижении видового брендирования бриллиантов для поддержания потребительского спроса или в руководстве поставками алмазов и бриллиантов, означала, что с начала 2000-х годов тысячи алмазно-бриллиантовых компаний вынуждены были сами заниматься своей судьбой.
Я раньше описывал вызовы, стоящие перед фрагментированной алмазно-бриллиантовой отраслью, особенно по переработке сырья и производству продукции, а также и в продаже – и выгоды от бόльшей консолидации с целью оказания помощи, например, в стимулировании брендирования бриллиантов по всей отрасли, в укреплении финансового положения компании и по обеспечению большего соответствия между ценами на алмазы и бриллианты.
Мы все должны изучить вопрос о том, как лучше всего адаптироваться – через объединения, вертикальную интеграцию или другие виды консолидации, чтобы продолжать обеспечивать добавленную стоимость нашей отрасли.
Ведение бизнеса обычным способом вряд ли будет жизнеспособной долгосрочной опцией.
Вертикальная интеграция в нашей отрасли осуществляется медленными темпами, но примеры, существующие в настоящее время и взятые из других секторов, дают некоторую интересную ценную информацию о том, как этот вариант можно дальше учитывать в будущем.
Они показали бесценную роль, которую будут играть все участки цепочки стоимости, включая компании по переработке сырья и изготовлению продукции, благодаря их опыту в производстве бриллиантов, который является одной из сильных сторон. Они также демонстрируют существующее разнообразие вариантов интеграции, которые мы можем рассматривать, и то, что инициатива может исходить от компаний, находящихся в любой части алмазопровода.
Компании, занимающиеся продажей бриллиантов, стремятся вверх по алмазопроводу
Ювелирные ритейлеры все больше стараются приблизиться к источникам алмазного сырья, чтобы повысить безопасность поставки драгоценных камней и предоставить потребителям больше прозрачности в области отслеживания. Изучались различные пути движения вверх по цепочке стоимости.
Tiffany рано поняла выгоду от движения вверх по цепочке стоимости и с начала 2000-х годов с помощью своих филиалов открывала фабрики по производству бриллиантов, обеспечивала статус сайтхолдера у ключевых производителей алмазов и инвестировала в эксплуатацию рудников. В настоящее время около 2 500 - или 1 из 5 - работников компании Tiffany работают на рынке переработки сырья и изготовления продукции, что помогает получать около 50% своих бриллиантов.
Если Tiffany прошла через эту интеграцию в основном самостоятельно, другие ритейлеры искали поддержку у опытных и хорошо зарекомендовавших себя участников, занимающихся переработкой сырья и изготовлением продукции. И Chow Tai Fook, и Signet Jewelers приобрели компании по производству бриллиантов, а Graff создала совместное предприятие с компанией-огранщиком бриллиантов.
Движение компаний, занимающиеся добычей, дальше по алмазопроводу
И производители алмазов, и производители бриллиантов предприняли шаги для того, чтобы приблизиться к потребителям с целью получения выгоды. Есть много примеров, указывающих на подход, включающий сотрудничество с участниками цепочки стоимости и с компаниями, не входящими в алмазно-бриллиантовую отрасль.
Брендированные бриллианты “Forevermark” компании De Beers проходят огранку и полировку у избранных сайтхолдеров и других производителей бриллиантов, а ее сеть розничной торговли De Beers Diamond Jewellers создана как совместное предприятие с компанией LVMH.
Считается, что Gem Diamonds придерживает некоторые из высококачественных камней, которые она добывает, чтобы производить бриллианты самой или в партнерстве с другими компаниями по переработке сырья и производству бриллиантов. Как сообщают, целью является стремление получить прибыли от этой переработки алмазов и изготовления бриллиантов в размере до 50% стоимости объема производства к 2017 году.
Алмазодобывающие компании не всегда проявляют инициативу в нисходящей интеграции. Gitanjali Gems, индийский производитель ювелирных изделий, преобразовалась в глобального ритейлера, начиная с 2006 года, купив базирующиеся в Соединенных Штатах ювелирные сети Samuels и Rogers.
Вертикальная интеграция в других отраслях
Попытки алмазно-бриллиантовой отрасли в создании вертикальной интеграции напоминают опыт в других секторах.
На рынке предметов роскоши многие участники ритейла поднимались по ней с целью получения большего контроля над поставками материалов, имеющих существенное значение для их объемов продаж.
Примерами могут служить доля LVMH в одной из ведущих в мире компаний по производству кашемира; инвестиции компаний Bulgari, Cartier и других люксовых часовых брендов в компании-производителе запчастей; а также эксклюзивные партнерства компаний Dior, Chanel, Hermes и других производителей косметических товаров с компаниями, выращивающими растения.
В нефтяной отрасли такие участники производства сырья, как Shell и BP, которые изначально занимались геологоразведочными работами по поиску нефти и ее добыче, приняли решение приобрести нефтеперерабатывающие заводы и сбытовые сети.
Компании по переработке сырья и изготовлению продукции - средней части алмазопровода - могут играть ключевую роль в вертикальной интеграции
Имеющийся опыт, полученный в алмазно-бриллиантовой отрасли и в других секторах, показывает, что компании по переработке сырья и производству продукции могут играть неотъемлемую роль в вертикальной интеграции.
Компании, занимающиеся как добычей, так и продажей бриллиантов, поняли преимущества работы с хорошо зарекомендовавшими себя компаниями средней части алмазопровода - переработчиками и производителями изделий, включая использование преимущества от их ноу-хау по производству бриллиантов, их доступ к финансированию и их способность работать с широкими ассортиментами бриллиантов, которые, например, вероятно, будут шире, чем специфические требования отдельного участника ритейла.
И поэтому, хотя я раньше обращал внимание на стратегические объединения в качестве варианта того, что компании по переработке и изготовлению продукции могут использовать для укрепления своего положения относительно участников производства сырья и ритейла, еще одним подходом к рассмотрению является интеграция с участниками в других частях цепочки стоимости.
Похоже, существует больше смысла, например, для производителей алмазного сырья работать с клиентами из сферы переработки и изготовления продукции, наподобие тех, которые провели интеграцию с ювелирными ритейлерами, которые могут справляться с бόльшими объемами, лучше финансируются и могут иметь более высокие прибыли в результате того, что они ближе к своим потребителям.
Как показывает компания Gitanjali Gems или другие участники средней части цепочки стоимости, работающие в разной степени с De Beers - Gem Diamonds, Graff, Chow Tai Fook и Signet Jewelers, единого универсального подхода нет. Варианты разные - от эксклюзивных соглашений о поставках, совместных предприятий и инвестиций до поглощений.
Ключевое значение результатов деятельности
Аналогично объединениям, компании должны тщательно рассматривать, подходит ли вертикальная интеграция, оценить, как лучше всего поступить в отношении этого и поискать юридическое основания для обеспечения того, чтобы их подход не нанес вреда здоровой конкуренции.
Не все попытки вертикальной интеграции оказывались успешными, вероятно, отчасти из-за того, что каждая часть цепочки стоимости нашей отрасли чрезвычайно специализированная и требует большого опыта.
Например, Tiffany признала, что она зашла слишком далеко в своем участии в горной добыче, вероятно, будучи вынуждена списать в убыток некоторые из своих инвестиций, сделанных в горную добычу. «Я думаю, мы бы хотели, чтобы алмазодобывающие компании занимались горной добычей», - пришел к выводу Джеймс Фернандес (James Fernandez), бывший главный финансовый директор компании.
Аналогично этому, компания Signet Jewelers неоднократно заявляла, что прекратила некоторые виды своей деятельности по покупке алмазов и производству бриллиантов, что, по сообщению компании, привело к уровню безубыточности.
Исследование, проведенное McKinsey & Co, показывает, что, хотя вертикальная интеграция может быть очень важной стратегией, «не нужно проводить вертикальную интеграцию, если нет абсолютной необходимости создавать или защищать стоимость».
Несмотря на эти вызовы, 5 000 компаний, занимающихся переработкой и производством продукции, 200 000 ювелирных ритейлеров и других компаний, работающих в нашей отрасли, могут решить, как лучше всего вскочить на поезд на ходу.