Средний чек одной покупки в ювелирных магазинах Татарстана из-за кризиса упал с 7,5 - 10 тыс. рублей до 5 тыс. рублей. Такие цифры приводят участники рынка, опрошенные «БИЗНЕС Online». Падение спроса на предметы далеко не первой необходимости накладывается на рост цен примерно на треть. В этих условиях производители вводят в ассортимент все более дешевые предложения, а магазины продлевают скидки, отмечая, однако, что на массивные золотые цепи и бриллианты спрос есть всегда.
Владимир Саляев, «Кулон»: «Спрос на ювелирные изделия остро реагирует на изменения в макроэкономике»
ТОНУЩИЕ ЧЕЛНЫ ЦЕПЛЯЮТСЯ ЗА ОСКОЛКИ РОСКОШИ?
Специфический рынок, на котором предлагаются товары далеко не первой необходимости, — ювелирный — упал по сравнению с прошлым годом до 50%, констатируют опрошенные газетой «БИЗНЕС Online» эксперты. Последний всплеск покупок был в декабре — перед новогодними праздниками, но это не спасло рынок.
В опубликованном на днях отчете всемирного золотого совета (World Gold Council, WGC) приводится близкая цифра. По данным организации, общий вес проданных в России за январь-март 2015 года ювелирных украшений составил 11,8 т, что на 40% меньше, чем за аналогичный период 2014 года.
Первая причина, по мнению участников рынка, в том, что потребителю в кризис, что называется, не до жиру.
«Спрос на ювелирные изделия остро реагирует на изменения в макроэкономике. Это в первую очередь связано с тем, что ювелирные изделия являются товаром, который относится к разряду роскоши», — говорит коммерческий директор казанского ювелирного завода «Кулон» Владимир Саляев.
С ним согласна директор розничного направления компании «Золотая рыбка» Анастасия Смирнова: «В наших магазинах снижение спроса составило примерно 15 - 20 процентов в зависимости от группы товаров. Некоторые коллеги говорят о снижении продаж в два раза по сравнению с прошлым годом. В каждый кризис ювелирка сильно проседает, так как не является товаром первой необходимости».
Однако на общем фоне встречаются и необъяснимые локальные аномалии. «Как ни странно, по Татарстану есть города, в которых у нас есть рост продаж по сравнению с прошлым годом, несмотря на то что цена объективно выросла. В Набережных Челнах, например, по сравнению с прошлым годом апрель показал значительный плюс по продажам. Это удивительно, — говорит президент ювелирной компании «Алмаз-Холдинг» Флун Гумеров. — Я был там, встречался с руководством КАМАЗа, они сказали, что перешли на четырехдневный рабочий день, что падение производства почти двукратное…»
СРЕДНЕЕ ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО — 2,4 ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ
Снижению спроса способствует и рост цен. «В апреле 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года они прибавили примерно 25 - 35 процентов в зависимости от вида продукции. В частности, по данным Росстата, среднее обручальное кольцо в Татарстане подорожало чуть более чем на 25 процентов до 2,4 тысячи рублей», — рассказал финансовый аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. Близкие оценки дали и участники рынка.
При этом розничные магазины были вынуждены сокращать свою маржу. «Кто-то увеличивал скидки, кто-то устраивал распродажи, кто-то сокращал сеть магазинов и ассортиментную матрицу. Но в итоге все получили снижение прибыли, хотя потребитель этого, скорее всего, не заметил, так как прилавки ювелирных магазинов по-прежнему заполнены ювелирными украшениями, по-прежнему продолжается сезон скидок и распродаж», — отмечает менеджер по региональному развитию завода «Кулон» Ильнур Гимадиев.
Магазины вынуждены это делать, потому что покупатели становятся все более прижимистыми. Например, директор ювелирного салона «Эксклюзив» Анатолий Шнейдман говорит, что средний чек в этом году упал на 20 - 30%. «Если в прошлом году средний чек покупки составлял от 7,5 тысяч до 10 тысяч рублей, то в этом году упал до 5 тысяч рублей, — называет свои цифры Гумеров. — Мы поменяли ценовую политику, так как «Алмаз-Холдинг» отличается тем, что полностью отдает приоритет потребностям покупателей. Драгоценные металлы потому и называются драгоценными, что не могут быть слишком дешевыми, если они настоящие. Но тем не менее за счет оптимизации расходов удалось снизить торговую наценку».
В свою очередь, Смирнова отмечает, что до нынешнего кризиса розничные цены на ювелирные изделия долго стояли на месте. «Заметьте, до декабря 2014 года цены на золотые изделия не поднимались несколько лет! Где еще такое бывает? Золото — биржевой товар, зависит от цены доллара. Доллар рос, цены — за ним, дошло до того, что некоторые ювелирные заводы закрывались, не отгружали товар. У некоторых заводов мы сами не брали, так как у нас в рознице цена была практически такая же, как у них оптовая», — вспоминает она. По словам директора розничного направления компании «Золотая рыбка», сейчас после того, как рубль частично отыграл позиции, цены поползли вниз.
Кстати, глубину кризиса, судя по всему, сумели оценить не все производители. По словам генерального директора ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуарда Уткина, хотя спрос упал на 50%, производство снизилось только на 35%. «Мы ожидаем, что к концу года показатели выровняются и производство тоже упадет на 50 процентов. Сейчас пока многие производят продукцию и кладут ее в стол», — утверждает он.
НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ: ПОКУПАТЕЛИ ВЫБИРАЮТ СЕРЕБРО И БИЖУТЕРИЮ
Как это часто бывает, кризис меняет не только объемы, но и структуру спроса. «Если посмотреть на ситуацию в разрезе нескольких лет, то заметно смещение спроса в сторону серебра, — говорит Саляев. — Сейчас очень много по-настоящему интересных предложений ювелирных изделий из серебра с покрытием из палладия, золота, родия, а также двухступенчатым покрытием из драгоценных металлов с последующей закрепкой драгоценных и полудрагоценных камней. По розничной цене такие украшения существенно дешевле изделий из золота или платины (примерно на порядок), а по внешнему виду они идентичны».
«Многие казанцы сейчас предпочитают серебро, так как оно выглядит как белое золото, современные модели в серебре очень модные», — соглашается Шнейдман.
Тенденция крайне радует президента «Алмаз-Холдинга». «Мы являемся лидерами российского производства по серебру, — объясняет Гумеров. — Кризис заставил найти новые направления, новую товарную группу, например, изделия из эмали и золота или серебра. Мы увеличили производство эмали, и я очень надеюсь, что сможем предложить татарстанцам очень красивые изделия и удовлетворить спрос. Эта мода пришла из Европы. Интересно, что пока мы еще не вышли на объемы, чтобы покрыть спрос».
По его словам, недавно «Алмаз-Холдинг» даже запатентовал производство изделий из металлов, где пластинки из золота сочетаются с серебром. «В Татарстане очень любят такие украшения на запястье. Это изделие из золота, которое содержит и серебро, причем серебро, получается, мы просто дарим покупателям», — говорит президент компании.
Кристина Варламова — директор ювелирного магазина «Женави», в котором продается продукция санкт-петербургского производства и сделан акцент на бижутерии с камнями Swarovski, утверждает, что и вовсе не чувствует кризиса. «У нас широкий ассортимент, клиенты приобретают все. В основном покупки делают женщины для себя», — говорит она. Очевидное объяснение: покупатели в кризис выбирают относительно недорогую продукцию или даже меняют изделия из драгметаллов на бижутерию. В этих сегментах спрос может даже вырасти.
«МЫ ОБЪЯСНЯЛИ, ЧТО НАША ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ БУДЕТ НОСИТЬСЯ ГОДАМИ»
Впрочем, некоторые игроки рынка отмечают, что часть покупателей не готовы идти на компромиссы, покупая имитацию или заведомо низкокачественные изделия. Такие клиенты либо вообще отказываются на время от покупки драгоценностей, либо делают покупки гораздо реже, чем раньше.
«Люди подходят более взвешенно к приобретению ювелирных изделий. Вспомните золотые цепи в 90-е годы, когда Казань завалили недорогими пустотелыми изделиями невысокого качества. Люди были недовольны, почему в «Золотой рыбке» цепи дороже. Мы объясняли, что наша цепь будет носиться годами, год из года стояли на своем. Со временем клиенты, пообжегшись, стали понимать, что к чему, и теперь предпочитают качественные полновесные цепи, — объясняет свой подход к бизнесу Смирнова. — Многие магазины и сейчас торгуют изделиями низкой 375-й пробы, считается, что в кризис изделия этой группы продаются лучше, они дешевле. Но у нас есть свои принципы. Низкопробные изделия на витрине смотрятся хорошо, а при носке они свой дешевый состав покажут».
По словам Гумерова, спросом продолжают пользоваться даже самые дорогие изделия — с бриллиантами. «Люди женятся, отмечают дни рождения. Все-таки абсолютно правильна фраза о том, что бриллианты — лучшие друзья девушек. Бриллианты — это навсегда. Я прекрасно понимаю тех, кто покупает бриллианты, потому что это абсолютно правильное решение. Качественное ювелирное изделие со временем будет только расти в цене», — уверяет он.
Президент «Алмаз-Холдинга» рассказал, что в этом году самое дорогое проданное в этой сети в Татарстане украшение стоило 1 млн. рублей. Что именно это было — кольцо или, например, колье, он не уточнил. «Кроме того, мы продали в Москве сканную (скань — одна из ювелирных техник — прим. ред.) композицию — храм Василия Блаженного — за 6 миллионов рублей. Но это, конечно, разовые продажи», — уточняет он.
«ИГРАТЬ НА ЗОЛОТЫХ СЛИТКАХ НЕПРОФЕССИОНАЛАМ НЕ СТОИТ»
Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить состояние рынка, дать прогноз к концу 2015 года и порассуждать о том, являются ли ювелирные изделия средством сбережения капиталов.
Флун Гумеров — президент ювелирной компании «Алмаз-Холдинг»:
— Инвестиционная составляющая золотых изделий очень серьезная, потому что сами видите, как скачет курс доллара. Я всегда говорю, что играть на золотых слитках непрофессионалам не стоит. Если хотите купить золото в инвестиционных целях, покупайте только ювелирные изделия. У них есть и потребительские свойства, и вы своим капиталом пользуетесь.
Безусловно, в количественном отношении — по весу — падение производства в этом году будет до 40 - 50 процентов. Это связано с удорожанием доллара. По первому кварталу на российском рынке падение, собственно, уже наблюдается. Число апробированных изделий по весу металла уменьшилось по сравнению с прошлым годом почти в два раза. К концу года, если рубль останется в укрепившемся состоянии, падение рынка составит порядка 35 - 40 процентов по весу. В рублях ожидаю падения в пределах 10 - 15 процентов.
Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик ИХ «Финам»:
— На мой взгляд, население все реже рассматривает золотые, серебряные и прочие украшения как средство инвестиций в кризис. Дело в том, что для них характерна сравнительно низкая ликвидность при перепродаже. При этом хранение ювелирных изделий зачастую требует расходов на банковскую ячейку или оборудованный сейф дома. Исключением, пожалуй, выступают инвестиции в драгметаллы посредством обезличенных металлических счетов. Это связано с низкими налоговыми расходами и тратами на хранение.
Анастасия Смирнова — директор розничного направления сети магазинов «Золотая рыбка»:
— Ювелирному рынку в кризис тяжело. Мы зависим от благосостояния людей. В 2008 году, например, спрос резко упал, всем пришлось переориентировать производство на выпуск моделей полегче-подешевле. Тогда еще платежи за аренду не были такими высокими.
Специфика у нас такая — конкуренция высокая, а спрос низкий. Рынок глобализируется, посмотрите, практически в каждом торговом центре одни и те же сетевые магазины, в них почти один и тот же товар. От Калининграда до Камчатки одно и то же. Но у нас есть своя ниша, наше преимущество — всего пять магазинов, все изделия в наши магазины отбираются, что называется, вручную, есть свое производство, которое славится своим качеством. Так что будем работать, развивать производство.
Эдуард Уткин — генеральный директор ассоциации «Гильдия ювелиров России»:
— Если рассматривать украшения как инвестиционные вложения, можно говорить лишь о дорогостоящих ювелирных изделиях, и только если человек рассматривает дальний горизонт — даже не 3 - 4 года, а 10 - 20 лет. При этом в качестве инвестиционных можно рассматривать лишь те изделия, которые стоят не дешевле 2 - 3 тысяч долларов.
Анатолий Шнейдман — директор ювелирного салона «Эксклюзив»:
— Думаю, что ниже, чем сейчас, рынок в Татарстане уже не упадет. Все будет зависеть от экономической ситуации в стране: если она останется на том же уровне, рынок не упадет, а если будет еще хуже, это отразится и на ювелирном рынке.