Современная мировая алмазная отрасль, оцениваемая в $70 с лишним миллиардов, по существу, является результатом применения двух продуманных стратегий – управления предложением с целью поддержания уровней цены, и продвижения в мире идеи о том, что бриллианты стόят того, чтобы быть такими желанными. Более века бриллианты были отраслью, управляемой предложением. Эта модель больше не работает, и глобальная алмазно-бриллиантовая отрасль сейчас серьезно страдает.
Ключом для исправления ситуации является превращение всей отрасли в отрасль, управляемую спросом. Но трудность заключается в том, что руководители отрасли, похоже, не понимают этого. Они являются выходцами из старого мира, управляемого предложением, и, хотя они понимают, что необходимо стимулировать потребительский спрос, они, похоже, тратят бόльшую часть своей энергии на попытки залатать управляемый предложением алмазопровод.
Еще в 1888 году, когда Джон Сесиль Родес (John Cecil Rhodes) основал De Beers, одного управления предложением было достаточно для поддержания дефицита и, таким образом, повышения цен. Когда Эрнест Оппенгеймер (Ernest Oppenheimer) принял на себя руководство компанией в 1926 году, он понял, что просто одного управления предложением было недостаточно. Необходимо было формировать у потребителей спрос на бриллианты. Такое видение Оппенгеймера привело к разработке глобальной рекламной кампании De Beers и ее знаменитого слогана «Бриллиант – это навсегда».
Через век с четвертью после создания De Beers, несмотря на спад объемов производства на основных рудниках в мире, не отмечалось какого-либо повышения цен на алмазы и бриллианты. Компания De Beers, доля которой в настоящее время сократилась до менее чем 40% на рынке предложения алмазного сырья, проводила впечатляющие глобальные рекламные мероприятия. Бриллиантовая отрасль не смогла заменить глобальные рекламные кампании, которые De Beers некогда проводила, и в настоящее время множество других предметов роскоши настойчиво борются за внимание и кошелек потребителей.
Алмазодобывающие компании задают тон, диктуя сколько гранильные компании должны платить за алмазное сырье. А они берут много. Их обоснования – доводы как в 1888 году. Дефицит вызывает повышение цен. Все основные мировые рудники достигли своего пика, поэтому ценам остается двигаться только вверх.
На самом деле, цены в последнее время падали.
В настоящее время трудно приходится тем, кто находится в средней части алмазопровода. Сегодня основными проблемами для отрасли являются вопросы о том, что алмазодобывающие компании берут слишком много за алмазы, потребители не готовы платить больше за свои бриллианты, банковские кредиты сократились для гранильных и полировальных компаний и нет состоятельной глобальной инициативы, которая заявила бы миру, что бриллианты стόят того, чтобы быть такими желанными.
Все эти вопросы поднимали все выступавшие на Президентской встрече–2015, организованной Всемирной федерацией алмазных бирж (World Federation of Diamond Bourses, WFDB) и Международной ассоциации производителей бриллиантов (International Manufacturers Association, IDMA), которая открылась в Тель-Авиве в понедельник. Эрни Блом (Ernie Blom) из ЮАР, нынешний президент WFDB, четко и ясно сказал: «Условия в алмазной промышленности далеко не легкие, и они такими остаются уже много месяцев. Это сложные времена для алмазно-бриллиантовой промышленности по всему миру».
Шмуэль Шнитцер (Shmuel Schnitzer), президент Израильской алмазной биржи (Israeli Diamond Exchange), которая принимала гостей этого мероприятия, повторил все эти опасения. Говоря об отсутствии прибыли в перерабатывающей части алмазопровода, он сказал: «Мы должны бить тревогу. Мы должны найти решение проблемы рентабельности отрасли. Так не может долго продолжаться».
И все-же, несмотря на все это, похоже, что опять никто не выступил с четкой инициативой по привлечению заказчиков. Видимо, все на встрече удовольствовались тем, что отметили прогресс инициативы, известной как Всемирная алмазная марка (World Diamond Mark). На самом деле, эта инициатива связана с обеспечением качества и достижением доверия потребителей. Она не имеет ничего общего с формированием спроса на бриллианты.
Пока кто-нибудь не сделает что-нибудь для формирования спроса, все, кто находится в средней части алмазопровода, будут продолжать страдать.