Постоянно растущий ювелирный рынок Китая является энигмой - загадочным явлением, так как разнообразие, дизайны, сырье меняются и не соответствуют структуре, отмечающейся на других потребительских рынках. Будучи вторым по величине ювелирным рынком в мире после США, китайский ювелирный рынок в последнее десятилетие показывает постоянный рост, и лишь иногда на этом пути возникают затруднения.
Согласно данным Национального бюро статистики (National Bureau of Statistics), в последние годы спрос на ювелирные изделия в Китае рос семимильными шагами. В 2003-2008 годы среднее годовое увеличение объемов продаж в секторе оптовой и розничной торговли составляло 30% и выше. В 2012 году благодаря спаду в макроэкономике было заметно снижение объемов розничных продаж, и рост объемов розничных продаж составил всего лишь около 16 процентов.
Но в апреле 2013 года из-за падения цен на золото объем розничных продаж вернулся в норму, и был зарегистрирован высокий уровень свыше 72 процентов. Но годовой объем продаж ювелирных изделий в 2013 году показал повышение всего на 25,8 процента. В 2014 году в результате быстрого роста в 2013 году объем розничных продаж ювелирных изделий снизился на 4,6 % в период с января по август 2014 года.
В настоящее время китайский рынок, как и индийский внутренний рынок, предлагает большое разнообразие ювелирных изделий. При изготовлении ювелирных украшений используются различные виды металлов - например, золото, платина и серебро, - которые пользуются большим спросом благодаря доходу, получаемому от таких инвестиций. Платиновые ювелирные изделия, золотые ювелирные украшения, серебряные ювелирные изделия и ювелирные изделия из сплавов с золотом пользуются большей популярностью в Китае, как и на индийском рынке. Очевидно, что ювелирные украшения из недрагоценных металлов по сравнению с ювелирными украшениями из драгоценных металлов не могут быть хорошим инвестиционным средством, хотя ювелирные украшения, изготовленные из недрагоценных металлов, например, меди и алюминия, тоже являются хорошей покупкой и популярны, благодаря своим модным дизайнам, соответствующим тренду. Бижутерия, изготовленная из материалов, похожих на драгоценные металлы, имеет хороший рынок в Китае, в этом наблюдается сходство с индийским внутренним рынком. Хотя эти виды ювелирных украшений не содержат каких-либо драгоценных металлов, они завоевали широкую популярность благодаря своему устойчивому цвету и высокой декоративной ценности.
Понимая потенциал китайского рынка, компании Rio Tinto и De Beers предприняли все меры для капитализации на этом самом быстро развивающемся рынке алмазов и бриллиантов в мире. С 2010 года Rio Tinto оказывала помощь местным ритейлерам, производителям бриллиантов и дизайнерам в использовании ее алмазов и бриллиантов для поддержания тенденции роста потребительского спроса на модные аксессуары, тем самым создавая новые возможности для покупки бриллиантов. В начале 2015 года Rio Tinto включила в свою деятельность бриллиантовую бижутерию, так как они видели невероятные результаты роста объемов продаж за короткий период у своих партнеров, продающих в розничной торговле эту продукцию, а также учитывая уровень интереса со стороны торговли.
De Beers также отмечала, что Китай к тому же является значительной движущей силой глобального роста, так как в 2014 году спрос вырос на 6 процентов, достигнув $10 миллиардов. Хотя это было ниже темпов роста в 2013 году, данная цифра отражает значительное повышение, так как за последние годы очень быстро выросла потребительская база.
Утверждается, что в настоящее время китайцы занимают первое место в мире по расходам. Согласно данным глобального исследования, проведенного Bank of America Merrill Lynch, Китай занимает ведущее место по объему денег, потраченных на удовлетворение потребительских желаний и поддержание имиджа и престижа, что вызывает быстрый рост глобального потребления ради удовлетворения амбиций. Банк заявил, что рынок «капитала тщеславия» в районе Большого Китая, Гонконга и Тайваня, но не включая Макао, показал ежегодный прирост в размере 15,6 процента, что является самым высоким показателем в мире в последние пять лет.
Всемирный совет по золоту (World Gold Council, WGC) сообщил, что спрос на ювелирные изделия в Китае упал на 33 процента до 623,5 тонн в 2014 году, так как потребители и инвесторы взяли паузу на то, чтобы «переварить» значительные объемы, скопившиеся в 2013 году. Ювелирная отрасль Макао продемонстрировала быстрый рост в последние годы, так как процветающие игорный и туристический секторы города-государства продолжают привлекать состоятельных китайских туристов. Иностранные туристы, покупающие золотые ювелирные украшения, а также и жители Макао, располагающие большим личным доходом, которые покупали ювелирные изделия для себя или для подарков, являлись движущей силой роста. Результаты недавно проведенного исследования отрасли показали, что местные мастера золотых дел и ювелиры добились огромного успеха благодаря резкому увеличению спроса на свадебные ювелирные украшения, подпитываемого золотой лихорадкой два года назад. Но бум может продлиться недолго, если Макао не проведет важные изменения.
Кроме того, в последнее время говорят, что туристы из материкового Китая отказываются от Гонконга как места для туризма и покупок, что приводит к крупному снижению объемов продаж ювелиров по всему Гонконгу. У крупных ритейлеров, например, Emperor Watch & Jewellery Ltd., отмечалось резкое снижение объемов их сезонных продаж на 40%, а объем продаж за весь год сократился на 30%. Их конкурент Chow Tai Fook (крупнейший в мире ритейлер ювелирных изделий), который почти на 60% зависит от объемов своих продаж в Гонконге покупателям из материкового Китая, тоже может зарегистрировать снижение объема продаж на 30 процентов. Аналогичные результаты также ожидаются у Luk Fook Holdings International Ltd.
В соответствии с негативными ожиданиями, отмечалось падение группового туризма из материкового Китая в Гонконг на 80%; туристы теперь заинтересованы в посещении новых мест, включая Японию и Южную Корею. В недавно опубликованном отчете банка Credit Suisse прогноз роста экономики Гонконга был снижен с 2,4% до 1,6%, что позволяет предположить, что в ближайшее время не ожидается оживления розничной торговли в Гонконге. Несмотря на недавно закончившуюся 32-ю Гонконгскую международную ювелирную выставку 2015 (32nd HKTDC Hong Kong International Jewellery Show 2015), организованную Гонконгским советом по развитию торговли (HKTDC), объем розничных продаж в Гонконге все же не повысился. Если такая ситуация сохранится, снижение ритейла превратится в крупную проблему для ювелиров Гонконга, отмечается в отчетах.
Согласно WGC, на китайском ювелирном рынке популярность набирают продукты с большей маржой. Украшения с драгоценными камнями и, в частности, золотые украшения из 18-каратного золота пользуются чрезвычайной популярностью. Ювелирные украшения из золота более низкой пробы были особенно популярны среди более молодого поколения, как и везде в мире. Этот тренд сохранится и станет хорошим предзнаменованием для сектора, приведя к улучшению результатов в 2015 году.
WGC также сообщал, что спрос на ювелирные изделия в Китае упал до 623,5 тонн в 2014 году, что почти на 33 процента ниже, потому что покупатели и инвесторы взяли паузу для того, чтобы «переварить» значительные объемы, скопившиеся в 2013 году. По мнению WGC, продолжение борьбы правительства с коррупцией также вносит свой вклад в ослабление спроса на ювелирные изделия.
Последние статистические данные показывают, что рынок в Китае постепенно улучшается, и объемы розничной продажи золота, серебра и ювелирных изделий повысились на 19,3 процента в годовом исчислении, достигнув RMB25,8 млрд ($4,15 млрд) в марте 2015 года.
Данные Национального бюро статистики (National Bureau of Statistics) Китая также показывают, что этот сектор достиг объема продаж на сумму $13,2 млрд с января по март, что на 3,6 процента выше, чем годом ранее. Объемы розничных продаж золота, серебра и ювелирных изделий в прошлом году составили $47,8 млрд по сравнению с $47,5 млрд в 2013 году.