В ответ на свой вопрос я получил ответы от трейдеров бриллиантами, брокеров алмазами, представителей алмазодобывающих компаний, отраслевых обозревателей и даже нескольких людей, напрямую никак не связанных с бриллиантовой отраслью, в лучшем случае, аналитиков алмазно-бриллиантовой отрасли. Некоторые из них довольно хорошо знают отрасль и близко знакомы с широким рядом цифр в отрасли (они даже участвуют в их формировании в ходе своей постоянной работы, например, в области продаж).
Я сам считал, что ответ на мой вопрос - несколько сотен долларов. Он был основан на понимании того, что есть много некрупных бриллиантов с невысокой средней ценой за карат, настолько невысокой, что они потянут за собой среднюю цену за бриллиант до такого уровня, что она статистически повлияет на общую цифру.
Интересно то, что большинство данных людьми ответов были близки к моему, и почти все из нас были не правы. Интервал полученных в ответ значений был широким, и по большому счету отражал мнение о том, что большинство товаров дешевые (верно), в большей части с низкими показателями цвета (тоже верно), и в большей части некрупными – меньше половины карата (опять верно). Цифры разнились от $100 за карат до значения намного выше $10 000 за карат.
Вероятно, существует несколько подходов к этому вопросу, и следующий метод очень надежный. Он основан на проверенных цифрах, хорошо изученных данных, таких как процент алмазов ювелирного качества от общего объема производства алмазов и показатель выхода бриллиантов, полученных производителями бриллиантов – средний вес бриллианта по сравнению с алмазным сырьем, из которого бриллиант был получен.
СБОР ДАННЫХ
В 2013 году – последнем году, для которого имеются все цифры, общий мировой объем производства алмазов составил 130 482 194,53 карата, согласно данным Ежегодного мирового общего отчета Кимберлийского процесса (Kimberley Process (KP) Annual Global Summary).
Мировой годовой объем производства алмазов подразделяется на алмазы технического качества и ювелирного качества. Соотношение между этими сортами разное от рудника к руднику, от трубки к трубке и даже на одной и той же трубке. Компания АЛРОСА, крупнейший в мире производитель алмазов с точки зрения объема, сообщила в 2013 и 2014 годах, что ее объемы производства (в каратах) алмазов ювелирного качества выросли до 70% от общего объема продаж алмазного сырья, а в 2012 году этот показатель был на отметке 67 процентов.
Согласно мировому алмазному отчету компании Bain & Co. «Путешествие по цепочке стоимости (Journey Through the Value Chain), около 55% мирового объема производства состоит из алмазов ювелирного качества. К этой категории фактически относятся ассортимент товаров, известный как товары «качества, близкого к ювелирному», которые раньше не считались алмазами ювелирного качества. Но с годами эти камни были добавлены к предложениям алмазов для продажи в ювелирных изделиях. Таким образом, для нашей цели расчета цены бриллиантов, используемых в ювелирных изделиях, необходимо принимать во внимание алмазы качества, близкого к ювелирному, потому что они в действительности используются в ювелирных изделиях.
После определения количества алмазов, используемых для производства бриллиантов, которые будут установлены в ювелирных изделиях, давайте вернемся к производству бриллиантов – процессу огранки и полировки алмазов. Во время огранки часть веса алмаза теряется. Потери обычно составляют от всего лишь 40% от общего веса (что означает выход 60%) до целых 70% (выход 30%). Это зависит не только от формы алмаза, но и от формы бриллианта, который производитель бриллиантов решит сделать – и обычно существует несколько возможных вариантов.
Алмазы подразделяются на модели – это форма алмазов. У модели Sawables выход составляет около 45-60%, у Makeables - выход около 35-45%, а самый низкий выход у таких моделей, как Flats и Chips - 15-35 процентов.
Обычно производитель бриллиантов старается получить максимальный доход на стоимость алмаза, поэтому общая стоимость бриллианта может определять, каким будет бриллиант, это означает, что показателю выхода отдается меньший приоритет. Производители бриллиантов считают, что в среднем выход составляет около 40 процентов.
Наконец, общая стоимость бриллиантов, выпускаемых мировой отраслью, составляет около $19-$22 млрд ежегодно. В 2013 году Хаим Эвен Зохар (Chaim Even Zohar) определил этот показатель объема производства на уровне $21,6 миллиарда.
Имея эти цифры, мы теперь можем рассчитать среднемировое значение за карат на основе оптовой стоимости бриллиантов. Если годовой мировой объем производства алмазов в 2013 году составил в общей сложности 130,5 млн каратов, и 55% от этого объема – это был объем производства алмазов ювелирного качества, то мировой объем производства алмазов ювелирного качества составил 71,8 млн каратов. Конечно, не все, что добыто из недр в определенный год, продается в течение этого года, но бόльшая часть этого объема, а, в конечном счете, весь этот объем продается, поэтому ситуация выравнивается.
По существу, около 71,8 млн каратов алмазов ювелирного качества были поставлены мировому сектору производства бриллиантовой отрасли в тот же год. При среднем выходе 40%, объем производства этого продукта составил 28,7 млн каратов бриллиантов. Это является объемом предложения бриллиантов, готовых для использования во всех видах ювелирных изделий.
Как сказано выше, этот объем производства оценивается в размере $21,6 миллиарда. Это по оптовым ценам до брендирования, розничной наценки или даже внутриторговых надбавок. Наконец, разделив стоимость объема производства на объем, получаем среднюю цену за карат $752.
Это выше $100, намного ниже $10 000, и является уроком того, что ваше инстинктивное, внутреннее чувство иногда может сильно ошибаться. Смотрите разбивку, приведенную ниже:
Вышеприведенные цифры относятся к 2013 году. Уровень годового объема производства алмазов, колебания процента алмазов ювелирного качества от общего объема их производства, сколько от объема производства алмазов было продано, величина складских запасов алмазов, которые фактически являются бриллиантами, изменения в технологии, которые оказывают влияние на объем выхода и цены, которые платят за бриллианты – все это сказывается на среднем значении. Эта цифра ежегодно меняется, потому что ежегодно меняются ее составляющие. Но она является хорошим ориентиром в отношении средней цены на бриллианты.
Используя цифры прошлых лет, можно произвести такие же расчеты для любого года из недавнего прошлого, включая 2014 год, для которого необходимо значение объема производства, потому что КП еще не опубликовал данные об объемах производства алмазов за год.
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что при росте объема производства компании De Beers на 5% в 2014 году, наряду с повышением объема производства у некоторых других алмазодобывающие компаний (объем производства алмазов у компании АЛРОСА сократился на 2%, но объем продаж вырос на 4%), объем поставок алмазного сырья производителям бриллиантов составил в 2014 году порядка 133-135 млн каратов.
Средняя оптовая цена за карат бриллиантов, 2007-2014 годы
* По оценкамЯвляются ли эти значения верными? Являются ли они близкими к истине? Если вы тоже считаете, что средняя цена за карат должна быть около $250-$400, тогда эти цифры могут показаться высокими. Для перепроверки сравните средние международные продажные цены бриллиантов в основных мировых бриллиантовых центрах.
Индия, крупнейший мировой центр производства бриллиантов и источник поставки большей части бриллиантов в мире к тому же является поставщиком менее дорогих товаров. В 2014 году средняя стоимость валового объема экспорта бриллиантов из Индии составила $671 карат на основании сообщенных данных о стоимости и объеме экспорта. Бельгия, источник более дорогих бриллиантов, сообщила, что средняя цена ее валовых объемов экспорта в 2014 году составила $2006 за карат.