Но главное, как выяснила наш корреспондент Татьяна Баженова, - уже сейчас идут международные переговоры, можно сказать, о «визите века». Речь о временном размещении в России экспозиции пасхальных яиц из Музея Вирджинии.
О том, какую ценность представляют изделия легендарной ювелирной фирмы, эти люди знают не понаслышке: ведущие искусствоведы, специалисты по коллекциям Фаберже, прибыли в Петербург с коротким визитом ради «большой экспертизы». Вооружившись лупами, они рассматривают экспонаты из запасников музея в Шуваловском дворце. В подлинности сомнений нет, но тут даже у каждой царапинки может быть история.
Геза фон Габсбург, куратор Музея изящных искусств (Вирджиния, США): «В состав совета входят действительно солидные эксперты, всегда есть шанс найти даже в известном экспонате что-то новое».
Правда, сенсаций, по-видимому, не будет. Миссия у экспертов в другом - дать российским музейщикам четкие рекомендации, как экспонировать внушительную коллекцию - почти тысячу подлинных предметов. К слову, увеличить собрание - крайне тяжелая задача.
Михаил Овчинников, первый замдиректора Музея Фаберже: «Качественно увеличить нашу коллекцию, не количественно, я подчеркиваю, практически невозможно. Потому что сейчас на рынке нет предметов такого качества, и это не хвастовство, как у нас в музее. Это тяжелая и неторопливая задача - находить такие вещи, отслеживать их появление на аукционах и затем приобретать».
Среди гостей экспертного съезда - антикварщик Кирен МакКарти. Он уже стал своеобразной легендой в музейном сообществе. В 2011-м случайно обнаружил яйцо из императорского дома 1887 года. В музеи, правда, этот вновь обретенный экспонат так и не попал. Яйцо продано по запредельной цене: ни сумму, ни имя владельца не называют, но находку во всем мире признали истинным чудом.
Кирен МакКарти, директор антикварной компании (Лондон, Великобритания): «Как правило, мы, люди, занимающиеся искусством, склонны к пессимизму. Но обнаружение вот этого яйца, которое было настоящим чудом, дает нам повод надеяться на чудо и в дальнейшем. Многое из императорской коллекции задокументировано, но есть и то, что потеряно. А некоторые экспонаты упоминались вообще не так давно. Например, яйцо «Нессесер» в Лондоне фигурирует в бумагах в 1952 году. Это всего лишь поколение назад! Так что шанс найти его есть».
Всего в царском собрании Фаберже было 50 пасхальных яиц, десять сейчас в Москве, редкие единицы у коллекционеров по всему миру. Есть, конечно, и утраченные.
Гордость Петербурга — 9 изящных творений, изготовленных по заказу Александра III и Николая II. Чтобы показать остальные, сейчас ведут серьезные международные переговоры.
Татьяна Баженова, корреспондент: «Сани в Музее Фаберже действительно запрягают летом. Экспертный совет собрался всего на два дня. А все проекты, которые были на повестке, стартуют не раньше осени. Это и большая конференция в октябре, которую в этом году посвятят изделиям Фаберже в камне, и вероятная временная экспозиция собрания из Музея Вирджинии. Его наметили на ноябрь. Но впереди еще долгий процесс согласования, который, увы, не связан с музейным делом, а только с политикой».