Покупатели алмазного сырья оставляют драгоценные камни на столе, побуждая компанию De Beers, крупнейшего в мире производителя алмазов, пойти на уступки в ценах.
После того, как 30 процентов алмазов остались непроданными на мартовском сайте этого подразделения компании Anglo American Plc, оно неожиданно снизило цены почти на 3 процента. А в феврале компания утверждала, что ожидает роста цен в этом году.
Этот шаг назад является сигналом о том, что Филипп Мелье (Philippe Mellier), главный исполнительный директор De Beers, зашел слишком далеко со своей программой, которой исполнилось четыре года, нацеленной на повышение прибыли за счет того, что от избранной группы покупателей компании требуют больше денег. На эту модель оказывается давление, так как сайтхолдеры из числа известных заказчиков заявляют, что они платят за алмазное сырье больше, чем могут получить при его продаже.
«Люди говорят, что с них хватит, - сказал Нурит Ротманн (Nurit Rothmann), базирующийся в Израиле брокер алмазами. – Невозможно покупать и нести убытки, чтобы просто состоять в VIP-клубе».
De Beers уклонилась от комментариев.
На протяжении почти ста лет быть одним из заказчиков компании De Beers означало занимать место в верхних рядах в списке ведущих компаний отрасли и получать приличные прибыли. De Beers продавала алмазное сырье ниже рыночной цены, и в ответ на это сайтхолдеров просили покупать все камни, которые им предлагались по запрашиваемой цене. К отказам относились с неодобрением и самых лучших клиентов поощряли иногда подарком – большой скидкой на крупные алмазы из «эксклюзивной» категории.
Инженер-механик
Эта модель прекратила свое существование в 2011 году с приходом Мелье. Будучи инженером-механиком, он провел бόльшую часть своей карьеры, работая с автомобилями и поездами, и еще недавно был главой транспортного подразделения компании Alstom SA.
Он изменил стратегию De Beers, подняв цены, и более терпимо относился, когда покупатели отказывались от каких-то камней. Эта новая модель была основана на том, что если бы раскупались все алмазы, то это означало бы, что компания берет с покупателей недостаточно. Компания также согласилась в 2011 году выкупить 40-процентную долю семьи Оппенгеймеров в алмазодобывающем подразделении за $5,1 миллиарда.
«Им потребовался кто-то наподобие Мелье, пришедший из совсем другой отрасли, который бы взглянул непредвзятым взглядом на бизнес и сказал: «Слушайте, парни, доходы, которые мы получаем, недостаточны», - утверждает Кайрон Ходжсон (Kieron Hodgson), аналитик из лондонской Charles Stanley & Co.
Повышение прибылей
Эта стратегия сработала. Под руководством Мелье компания De Beers почти утроила операционную прибыль до $1,36 млрд в прошлом году, уменьшив разрыв между своей ценой на алмазное сырье и ценой на вторичном рынке наличного товара.
В результате Anglo получила выгоду, так как в 2014 году объем продаж компании De Beers вырос на 11 процентов до $7,1 миллиарда. Это подразделение сработало лучше всех, обеспечив свыше 27 процентов поступлений этой базирующейся в Лондоне горнодобывающей корпорации.
Хотя это позволило повысить доходы Anglo, крупнейшие участники отрасли из Антверпена и Тель-Авива получают мало добавленной стоимости от того, что являются сайтхолдерами. На фоне растущего пессимизма в отношении спроса в этом году De Beers не смогла продать 30 процентов камней, предложенных на своем мартовском сайте, согласно данным торгового издания Rapaport.
«De Beers повела себя слишком агрессивно, - сказал Аниш Аггарвал (Anish Aggarwal), партнер из базирующейся в Антверпене отраслевой консультационной компании Gemdax. - Невозможно постоянно назначать цены выше рыночных и вопреки основным положениям спроса и предложения, а они делали это уже, по меньшей мере, в течение трех кварталов».
Цены на алмазы
Так как De Beers повышала свои цены, рынок упал. Цены на алмазное сырье в первом квартале снизились на 1,2 процента, согласно данным базирующейся в Великобритании компании WWW International Diamond Consultants, после того, как в последние три месяца 2014 года они просели на 6,9 процента, что стало самым большим снижением за период свыше двух лет.
Слабые продажи и снижение цен наступили также на фоне дефицита кредитов после принятого в прошлом году решения группы KBC Groep NV обрабатывать драгоценные камни в бельгийском портовом городе.
«Поступления в этом году неизбежно будут ниже, - сказал Ходжсон из Charles Stanley. – Я думаю, что Anglo уже смирилась с этим, но смирились ли сайтхолдеры? Вероятно, нет».
De Beers сообщила, что в апреле она сократила объем производства в связи с падением спроса.
Эта компания, производящая около трети алмазов в мире, продает драгоценные камни на «сайтах», которые проводятся 10 раз в году в Ботсване, где она управляет самыми крупными рудниками. Каждому покупателю, включая представителей компаний Graff Diamonds Corp. и Tiffany & Co., предоставляется бокс, содержащий пластиковые пакеты, в которых находятся драгоценные камни.
Хотя статус сайтхолдера больше не обеспечивает доходов, которые когда-то были, может потребоваться какое-то время, прежде чем сайтхолдеры захотят отказаться от шанса покупать алмазы у компании, носящей самое громкое имя в отрасли.
«Это все еще привлекательно, это все еще является действительно престижным знаком отличия в отрасли, но на этом свет клином больше не сходится, - говорит Аггарвал. – Раньше целью было добиться сделки с De Beers на поставку алмазов. Сейчас имеет значение то, что вы будете делать с алмазами, когда вы их получите».