Налог, ведущий антверпенскую алмазную отрасль к процветанию

Раздел: Драгоценные камни
07 мая 2015 г.

Те­ле­фон за­молк. Я толь­ко что об­ри­со­вал ос­но­во­по­ла­га­ю­щие прин­ци­пы но­во­го на­ло­га с обо­ро­та, ко­то­рый на­ме­ре­ва­ют­ся вве­сти для ант­вер­пен­ско­го ал­маз­но­го сек­то­ра, сво­е­му ин­дий­ско­му дру­гу в Ду­бае – он по­те­рял дар ре­чи. Ко­гда он, на­ко­нец, его об­рел, то ска­зал: «Ни­че­го се­бе, ес­ли то, что вы ска­за­ли, вер­но, мы мо­жем вер­нуть­ся в Ант­вер­пен. Нет ни­ка­ко­го смыс­ла оста­вать­ся здесь в Ду­бае. Мы бу­дем сно­ва ря­дом со сво­и­ми детьми».

Для ме­ня эта ре­ак­ция по­слу­жи­ла лак­му­со­вой бу­маж­кой для про­вер­ки це­ле­со­об­раз­но­сти не­дав­но объ­яв­лен­ной си­сте­мы на­ло­га с чи­сто­го обо­ро­та. Бель­гий­ское пра­ви­тель­ство и те, кто опре­де­ля­ет его эко­но­ми­че­скую по­ли­ти­ку, вы­нуж­де­ны бы­ли при­нять ре­ше­ние в от­но­ше­нии то­го, что луч­ше для Бель­гии: раз­ре­шить ал­маз­ной от­рас­ли чах­нуть и по­гиб­нуть или ак­тив­но спо­соб­ство­вать ее воз­рож­де­нию. Они ре­ши­тель­но вы­бра­ли вто­рое.

Уже бо­лее трех лет спе­ци­аль­ная груп­па, со­сто­я­щая из офи­ци­аль­ных лиц ал­маз­ной от­рас­ли, на­де­лен­ная долж­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми от­рас­ле­вым ру­ко­вод­ством, в усло­ви­ях стро­жай­шей сек­рет­но­сти про­во­дит пе­ре­го­во­ры с бель­гий­ски­ми пра­ви­тель­ствен­ны­ми чи­нов­ни­ка­ми, при­ни­ма­ю­щи­ми эко­но­ми­че­ские ре­ше­ния. Об этом про­цес­се не бы­ло утеч­ки – ни сло­ва. Пе­ре­го­во­ры о на­ло­го­об­ло­же­нии про­во­ди­лись «но­вым по­ко­ле­ни­ем», и все бы­ло от­кры­то вы­ло­же­но на стол. Не бы­ло са­мо­обо­льще­ния и не бы­ло про­па­ган­ды; ос­нов­ны­ми прин­ци­па­ми бы­ли ре­а­лизм и праг­ма­тизм.

«С­фаль­си­фи­ци­ро­ван­ная бух­гал­те­рия» до­стиг­ла точ­ки ки­пе­ни­я
От­прав­ной точ­кой для этих пе­ре­го­во­ров ста­ло по­ни­ма­ние то­го, что ес­ли в Бель­гии есть 1 700 брил­ли­ан­то­вых ком­па­ний, то каж­дый год пра­ви­тель­ство со­би­ра­ет по­ряд­ка 1 700 го­до­вых от­че­тов, все из ко­то­рых ис­кус­но (не­ко­то­рые - ме­нее ис­кус­но) «с­фаль­ци­фи­ци­ро­ва­ны». В ос­нов­ном они яв­ля­ют­ся пол­ной вы­дум­кой. На са­мом де­ле ко­ли­че­ство мень­ше: нач­нем с то­го, что при­мер­но у 500 из этих 1 700 ком­па­ний нет или по­чти нет биз­не­са, о ко­то­ром мож­но со­став­лять от­чет.

Не ска­зать, что­бы диа­ман­те­ры про­яв­ля­ли не­чест­но­сть. Нет, су­ще­ству­ет ис­крен­нее мне­ние, что са­ма по се­бе пре­об­ла­да­ю­щая в Бель­гии си­сте­ма на­ло­го­об­ло­же­ния, так на­зы­ва­е­мые нор­мы и пра­ви­ла на­ло­го­об­ло­же­ния, ос­но­ван­ные на фор­му­лах на­ло­го­об­ло­же­ния с обо­ро­та (ко­то­рые в по­след­ний раз пе­ре­смат­ри­ва­лись в фи­нан­со­вых пла­нах 2004 го­да), не яв­ля­ют­ся эф­фек­тив­ны­ми. Они под­тал­ки­ва­ют к двой­ной бух­гал­те­рии. Кро­ме от­дель­ных си­ту­а­ций, ко­гда фак­ти­че­ские го­до­вые ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти ком­па­ния и нор­мы и пра­ви­ла на­ло­го­об­ло­же­ния сов­па­ли, ба­лан­со­вые ухищ­ре­ния (с оцен­ка­ми за­па­сов и дру­ги­ми спо­со­ба­ми) ис­ка­жа­ли ре­аль­ное по­ло­же­ние дел. Эти си­ту­а­ции - в боль­шей сте­пе­ни, чем что-то дру­гое – ска­за­лись на вы­во­де учре­жде­ний, фи­нан­си­ру­ю­щих ал­ма­зы и брил­ли­ан­ты, из Ант­вер­пе­на. Фи­нан­си­ро­ва­ние, ко­то­рое яв­ля­лось боль­шим при­вле­ка­тель­ным фак­то­ром тор­го­во­го цен­тра в ос­нов­ном уш­ло, осво­бо­див ме­сто для фи­ли­а­лов ин­дий­ских бан­ков.

Но са­мым се­рьез­ным по­боч­ным эф­фек­том су­ще­ству­ю­щей бель­гий­ской си­сте­мы на­ло­го­об­ло­же­ния яв­ля­ет­ся то, что она по­ста­ви­ла каж­до­го диа­ман­те­ра в Ант­вер­пе­не в опас­ное рис­ко­ван­ное по­ло­же­ние с точ­ки зре­ния со­блю­де­ния за­ко­на: в лю­бое вре­мя лю­бой из них мо­жет быть об­ви­нен в мо­шен­ни­че­стве с фи­нан­со­вой от­чет­но­стью или в от­мы­ва­нии де­нег про­сто из-за по­пыт­ки со­от­вет­ство­вать то­му, что мож­но на­звать су­ще­ству­ю­щи­ми «ги­брид­ны­ми ме­то­да­ми на­ло­го­об­ло­же­ния, ос­но­ван­ны­ми на обо­ро­те, вклю­чая при­быль». Ува­жа­е­мые и чест­ные диа­ман­те­ры, ко­то­рые, как мы счи­та­ем, со­став­ля­ют по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство ря­до­вых пред­ста­ви­те­лей в Ант­вер­пе­не, то­же стал­ки­ва­ют­ся с ди­лем­мой – уй­ти или остать­ся.

Ко­гда пра­ви­тель­ство (а к не­му от­но­сят­ся и ор­га­ны по про­ти­во­дей­ствию ле­га­ли­за­ции до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­ступ­ным путeм) пол­но­стью по­ня­ло по­сто­ян­но рас­ту­щие слож­но­сти и тон­ко­сти за­пу­тан­ной си­ту­а­ции по на­ло­го­об­ло­же­нию от­рас­ли, оно при­ня­ло сме­лое ре­ше­ние. Оно ре­ши­ло, что хо­чет пе­ре­ло­мить си­ту­а­цию и дать воз­мож­ность Бель­гии сно­ва стать ми­ро­вым цен­тром про­цве­та­ю­щей ал­маз­ной тор­гов­ли. Оно так­же при­ня­ло ре­ше­ние со­здать усло­вия, ко­то­рые да­ли бы от­рас­ли шанс сде­лать это.

Опуб­ли­ко­ва­ние бюд­же­та пра­ви­тель­ством за­ста­ви­ло рас­крыть но­вую си­сте­му
Опуб­ли­ко­ва­ние бель­гий­ским пра­ви­тель­ством бюд­же­та на 2015 год, в ко­то­ром де­ла­ют­ся ссыл­ки на со­гла­ше­ние с ал­маз­ным цен­тром, по­бу­ди­ло Ант­вер­пен­ский все­мир­ный ал­маз­ный центр (Antwerp World Diamond Centre (AWDC), яв­ля­ю­щий­ся ко­ор­ди­на­ци­он­ным ор­га­ном бель­гий­ской ал­маз­ной от­рас­ли и офи­ци­аль­ным пред­ста­ви­те­лем ал­маз­но­го сек­то­ра, сде­лать ко­рот­кое за­яв­ле­ние. В сво­ем пресс-ре­ли­зе AWDC за­яв­ля­ет, что он «об­ра­ща­ет вни­ма­ние на ре­ше­ние пра­ви­тель­ства о вве­де­нии си­сте­мы на­ло­гов, рас­счи­ты­ва­е­мых в фор­ме еди­но­вре­мен­ной вы­пла­ты. «Диа­ман­те­ры со­глас­ны пла­тить бо­лее вы­со­кие на­ло­ги в об­мен на фи­нан­со­вую пред­ска­зу­е­мость и юри­ди­че­скую опре­де­лен­но­сть», - ска­зал Ари Эп­ш­тейн (Ari Epstein), глав­ный ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Ант­вер­пен­ско­го все­мир­но­го ал­маз­но­го цен­тра».

Мест­ные по­ли­ти­ки сыг­ра­ли свою роль в вы­бо­ре вре­ме­ни для по­яв­ле­ния это­го за­яв­ле­ния. Но­вое бель­гий­ское цен­трист­ско-пра­вое пра­ви­тель­ство под ру­ко­вод­ством пре­мьер-ми­ни­стра Шар­ля Ми­ше­ля (Charles Michel) объ­яви­ло о жест­ких ме­рах эко­но­мии, ко­то­рые, как бы­ло за­яв­ле­но, не­об­хо­ди­мы для сни­же­ния де­фи­ци­та бюд­же­та. Но­вая си­сте­ма на­ло­гов с обо­ро­та на­зы­ва­ет­ся «на­ло­гом на ка­ра­ты» (Carat Tax), и, со­глас­но бюд­же­ту, ожи­да­ет­ся, что она поз­во­лит со­брать при­мер­но $54 млн в пер­вый год, хо­тя, ве­ро­ят­нее все­го, бу­дет со­бра­но боль­ше. На са­мом де­ле в 2015 фи­нан­со­вом го­ду пра­ви­тель­ство со­бе­рет в два с по­ло­ви­ной ра­за боль­ше с ал­маз­ной от­рас­ли, чем бы­ло со­бра­но в 2014 го­ду, и это, ко­неч­но, зна­чи­тель­но боль­ше с точ­ки зре­ния бюд­же­та.

Нель­зя иг­но­ри­ро­вать тот факт, что бόль­шая часть на­ло­го­во­го до­хо­да от ал­маз­но­го сек­то­ра по­сту­па­ет от на­ло­гов на зар­пла­ты, кос­вен­ных на­ло­гов и т. д., и об­щий вклад сек­то­ра в го­су­дар­ствен­ную каз­ну оце­ни­ва­ет­ся в раз­ме­ре $150-$200 мил­ли­о­нов. «На­лог на ка­ра­ты» ка­са­ет­ся толь­ко до­хо­дов ком­па­ний. Смысл в том, что ал­маз­ный сек­тор иг­ра­ет свою роль в обес­пе­че­нии воз­мож­но­сти пра­ви­тель­ства вы­пол­нять свои обя­за­тель­ства по бюд­же­ту.

Тем не ме­нее, по со­об­ще­нию бель­гий­ской га­зе­ты De Morgen, раз­ные пар­ла­мен­та­рии по­сто­ян­но за­да­ют свя­зан­ные с этим во­про­сы «о ле­ги­тим­но­сти и эф­фек­тив­но­сти этой ме­ры». Они не со­гла­ша­ют­ся с точ­кой зре­ния пра­ви­тель­ства о том, что «ль­гот­ный ре­жим на­ло­го­об­ло­же­ния для ал­ма­зов и брил­ли­ан­тов яв­ля­ет­ся ме­рой по ис­прав­ле­нию по­ло­же­ния дел». На са­мом же де­ле, это боль­ше, чем ме­ра по ис­прав­ле­нию по­ло­же­ния дел, по­сколь­ку ка­са­ет­ся во­про­са о вы­жи­ва­нии от­рас­ли…

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->