Ясно одно: структура компаний алмазодобывающей отрасли уже никогда не будет прежней. Знаки уже не просто появляются там и тут — они кричат со всех сторон.
В 213 номере журнала HaYahalom была опубликована заметка, озаглавленная «Состояние дел в отрасли на начало 2014 года». Мне жаль признавать, что в то время я был чересчур оптимистичен. В начале 2014 года я предсказывал, что в первом квартале 2014 цена сырья вызовет десятипроцентный рост цены на обработанные камни, но оказалось, я был неправ. Мы застряли в стагнации, и даже наблюдаем снижения цен на обработанные камни в то время, как цена сырья растет.
Формула отката назад
Причина этой ситуации состоит в том, что цены на сырье образуются в результате «обратных» расчетов. Вместо того чтобы оперировать логичной формулой: «цена на сырье + затраты на обработку + затраты на маркетинг + разумный доход = цена на обработанные камни», мы вынуждены проводить расчеты совершенно нелогично: производители сырья ориентируются на стоимость обработанных камней и создают собственные формулы для выставления цены на сырье. Все мы – лишь пассивные наблюдатели в этой игре. И наша выгода не играет никакой роли в этой формуле.
Не нужно быть ведущим участником или аналитиком рынка бриллиантов, чтобы понять формулу корпорации De Beers. Все, что нужно — прислушаться к мнению авторитетного специалиста, например, главы коммерческого отдела De Beers Говарда Девиса (HowardDavies). Вероятно, наиболее драматичной сенсацией, которую мы услышали во время его визита в Израиль, было его пояснение, как De Beers устанавливает свои цены на сырье: в корпорации анализируют спрос на обработанные камни, проводят глубокие маркетинговые исследования торговли ювелирными изделиями с бриллиантами, и опираются на полученные данные при разработке цен. Эта компания – лишь один пример. Другие крупные производители сырья проводят аналогичную политику. Пока цены образуются в результате «обратных» расчетов, нет никаких шансов на то, что ситуация изменится и у нас когда-нибудь будет хоть глоток свежего воздуха. Мне жаль, если мои слова звучат пессимистично, но состояние дел сегодня выглядит именно так. Мне бы очень хотелось ошибиться.
Как бы то ни было, сейчас вся нагрузка приходится на одно звено в цепочке создания добавленной стоимости алмазодобывающей промышленности – на производителей. Мы — самое слабое звено (и это не просто слоган телевизионной программы, это реалии жизни), и мы несем всю тяжесть финансирования, установки цен и маркетинга. Мы простачки, которые никогда не умирают, лишь меняются местами. Вот такие мы.
Виток – и еще половина
До того как я продолжу, давайте определим термин «производитель». В этой статье я не говорю о тех, кто закупает сырье тут и там по тем или иным ценам, а потом передает его субподрядчикам для обработки. Такие компании также являются производителями, и они занимают свою нишу в отрасли. Но в этой статье я использую термин «производитель» в отношении компаний, которые имеют заводы, а также обязательства перед своими сотрудниками. Наиболее крупные из них те, кто в год производит продукции на десятки миллионов долларов, они оказывают влияние на весь мировой производственный сектор. В мировой алмазодобывающей индустрии таких предприятий меньше ста, и большинство из них расположены в Индии. Все они работают в убыток, в том числе индийские производители, хотя их финансовая ситуация лучше, чем на других гранильных предприятиях. Можно сказать, что в 80-х производитель, перерабатывавший сырье более, чем на 100 млн долларов в год, имел четырехкратный оборот; в 90-х — трехкратный; в начале нулевых – двукратный, сегодня – оборот в полтора раза.
Таким образом, производителю, которому раньше нужно было иметь собственные средства и банковские займы в объеме около 25 млн долларов в год, сейчас необходимо иметь около 75 миллионов годового банковского финансирования. И все это происходит в то время, когда банки уменьшают объемы кредитов, предоставляемых алмазообрабатывающим предприятиям как в результате Базельского Соглашения, так и в силу безосновательного мнения, что участников алмазного рынка часто используют для легализации преступных доходов и финансового террора.
Банки Израиля выражают свое восхищение политикой, которую израильские предприятия алмазодобывающей промышленности проводят во время кризиса, и тем, что предприятия опираются именно на собственные средства. Тем не менее банки Израиля финансируют только операции сбыта, но не покупки. Другими словами, кредиты, которые они предоставляют, очень помогают дилерам, но бесполезны для производителей. Банки Израиля очень строго относятся к финансированию продаж. На своем опыте они научились вести коммерческое финансирование грамотно и благоразумно, и за это они достойны восхищения. Однако, существует веская причина для того, чтобы банки Израиля стали финансировать производственный сектор: невозможно основывать алмазодобывающую промышленность только на торговле обработанными камнями.
Торговля бриллиантами
До сих пор мы строили наши умозаключения, основываясь на двух переменных: формуле ценообразования сырья и снижении банковского финансирования. Теперь давайте примем во внимание торговлю обработанными камнями. Представим себе крупного производителя, который закупил сырье, начал обрабатывать его, потратил деньги на обработку, и теперь хочет продать бриллианты. Для того чтобы продать произведенную продукцию, производитель должен оценить ее и направить туда, где он получит максимальную выгоду. Сегодня ни один мировой производитель не может продать бриллианты до того, как они будут окончательно обработаны, отсортированы и оценены. Они продают каждый камень по отдельности либо партиями, очень точно отсортированными по качеству. Такой подход не нов, но в последнее время он ужесточился и стал более бескомпромиссным.
Наши клиенты покупают только то, что им нужно для выполнения существующих заказов или для реализации их программ. Производителям приходится иметь продукцию в наличии. Эта продукция могла бы принести неплохой доход, но, к сожалению, не сейчас.
Бремя хранения продукции
В прошлом уровень торговца бриллиантами измерялся составом и величиной его коллекции камней, но сегодня это совершенно неважно. Напротив, во времена интернета продукция, которая имеется в наличии, это не преимущество, а тяжелая ноша. Поэтому лишь единицы среди крупных дилеров бриллиантов во всем мире хранят ее. Они все знают, что оптовая торговля бриллиантами сегодня совсем непривлекательна; большинство оптовых торговцев нашли другие направления деятельности на более ранних или поздних этапах производственного процесса, либо вовсе оставили отрасль. Те производители, которые реализовывали продукцию этим дилерам, сегодня вынуждены сбывать свою продукцию розничным предприятиям, что означает создание отделов маркетинга в их офисах и организацию маркетинга за рубежом. И опять мы несем убытки. И опять эта ноша ложится на плечи производителей.
Потери
В лучшие времена затраты на производство, которые несли предприятия-изготовители, работавшие в организованном порядке, владельцы фабрики и офиса, достигали четырех процентов от их оборота без финансирования. Сейчас покрыть расходы практически нереально. Компании-владельцы обманывают себя и покрывают затраты из собственных средств, что является практикой, пагубной для каждого. Все крупные производители работают себе в убыток. Сегодня, где бы в мире вы ни находились, конечная стоимость камней от 0,30 до 5 карат категорий SI2, FL, J, и D на внутриотраслевых торгах Геммологического института Америки (GIA) различается не более чем на 2–3 процента. Это всего лишь вопрос спроса и предложения. Если мы посмотрим на нашу прибыль от продажи бриллиантов каких-либо из перечисленных категорий и вернемся к сырью, мы увидим, что мы просто не можем приобрести сырье и обработать его. Как я уже говорил ранее – все производители остаются в убытке.
Мальчик, который кричал «Волки!»
Все вышеперечисленное привело к текущему состоянию дел: за последний год ни один из серьезных обработчиков не открыл нового завода. Напротив, мы видели, как различные производители снижали объемы работ и загружали заводы лишь настолько, чтобы поддержать собственные производственные центры. Эти действия говорят громче слов. Мы кричали «Волки, волки!» — и теперь волки пришли. Мы достигли момента истины. Отрасль должна решить, в каком направлении двигаться дальше. Каждый думает лишь о структуре собственной компании и о том, как его дело будет выглядеть через пару-тройку лет. У меня нет магической формулы или знания того, как должны быть организованы компания, коммерческая деятельность и структура маркетинга. Но одно я знаю наверняка – так, как сейчас, больше продолжаться не может.