Индийские огранщики (на них приходится 72% рынка огранки) отказались примерно от трети лотов «Алросы» и De Beers (обеспечивают 53% мирового производства алмазов) в первых трех сайтах 2015 г. Как следствие, мартовская сессия De Beers сократилась до $500 млн (против $740 млн в марте 2014 г.) и стала минимальной за последние пять лет, указывают аналитики «ВТБ капитала» в обзоре. Суммарный размер всех трех сайтов De Beers (январского, февральского и мартовского) составил $1,6 млрд – это уровень 2010 г.
Из-за сокращения спроса De Beers снизила цены в январе на 3–4% и в феврале на 2%, разрешив отложить часть покупок на март, писал «Интерфакс». «Алроса» снижала цену в феврале на 3%, но ужесточила дисциплину: обязательный уровень закупок был увеличен с 70 до 90% от месячной нормы каждого клиента. «Алроса» и De Beers в марте и апреле не снижали цены на алмазы, рассказывал «Интерфаксу» Шкадов («Кристалл» – клиент обеих компаний).
В 2014 г. 64% камней «Алроса» продала по долгосрочным контрактам (это принесло 117,8 млрд руб. выручки), 21% заняли спотовые продажи и 15% – тендеры. Но на долю продаж в России пришлось всего 11%. Российские продажи компании год от года сокращаются. В 2013 г. на Россию приходилось 14,5%. Основных причин две, объясняет близкий к «Алросе» источник. Первая – стагнация мирового рынка бриллиантов. Вторая проблема – сложности, связанные с устройством ограночного бизнеса в России. Себестоимость огранки в России в 2,5 раза выше, чем в Индии: $100 за карат. А в конце прошлого года к этому прибавились новые трудности: высокие ставки по кредитам, кризис экономики в целом. Российские ограночные предприятия сокращают закупки алмазов у «Алросы» из-за разницы в себестоимости с Индией и Китаем, необходимости уплаты НДС с операций и ослабления цен, писал «Интерфакс». Поэтому некоторым компаниям, особенно в условиях падения цен на бриллианты, пришлось сократить закупки или ухудшить приобретаемый ассортимент.
Среди крупнейших российских клиентов «Алросы» – ограночные предприятия, которые занимаются также производством ювелирных изделий: «Кристалл», «ЭПЛ Даймонд», Якутская алмазная компания.
«ЭПЛ даймонд» не видит смысла сокращать закупки у «Алросы», рассказал «Ведомостям» гендиректор «ЭПЛ Даймонд» Михаил Дьяконов-Бэлиэ: «Алроса» – наш основной поставщик сырья, в связи с этим мы не испытываем сложностей с поставками. Наоборот, по возможности будем наращивать объемы закупок». Конечно, отмечает Дьяконов-Бэлиэ, цена на алмазы всегда во всем мире рассчитывается в долларах и сегодня это увеличивает себестоимость продукции «ЭПЛ Даймонд» в рублях. Но благодаря наличию у «Алросы» всего спектра ценовых сегментов алмазного сырья мы удешевляем себестоимость за счет использования сырья других сегментов, что сильно сглаживает резкий рост цен на прилавке», – объясняет собеседник издания. К слову, себестоимость огранки одного карата гранильного завода «ЭПЛ Даймонд» ниже, чем у других российских заводов, в 2 раза и составляет всего $50.
Снизить цены только для российских клиентов «Алроса» не может – это будет нарушение сбытовой политики, согласованной с ФАС, объясняет источник, близкий к компании. Но российские клиенты, если они гранят сырье в России, а не вывозят перепродавать за рубеж, находятся в более выигрышном положении, потому что им не надо платить 6,5%-ную таможенную пошлину на вывоз, добавляет собеседник «Ведомостей».
Производители ювелирных изделий, например «Адамас», с «Алросой» напрямую не работают. «Вопреки распространенному мнению, рынка драгоценных камней в России нет, так как у нас нет ограночного производства. Мировая огранная промышленность сосредоточена в странах Юго-Восточной Азии (Индия, Гонконг, Китай), поэтому все камни, в том числе номинально добытые на территории нашей страны, приобретаются там», – рассказывает исполнительный директор «Адамаса» Максим Вайнберг.
По мнению Дьяконова-Бэлиэ, в течение года ждать сильных скачков цен на алмазы не стоит – на цены «Алросы» может повлиять ситуация на мировом рынке. А прогноз «Алросы», данный в начале года, – рост цен на алмазы на 3%. «Компания ожидает улучшения конъюнктуры рынка в течение 2015 г. за счет экономического развития ключевых рынков сбыта ювелирных изделий с бриллиантами – США, Китая и Индии», – сообщил представитель «Алросы».
[ Ведомости ]