«ЭПЛ даймонд» не видит смысла сокращать закупки у «Алросы»

Раздел: Ювелиры и компании
22 мая 2015 г.

Ин­дий­ские огран­щи­ки (на них при­хо­дит­ся 72% рын­ка огран­ки) от­ка­за­лись при­мер­но от тре­ти ло­тов «Алро­сы» и De Beers (о­бес­пе­чи­ва­ют 53% ми­ро­во­го про­из­вод­ства ал­ма­зов) в пер­вых трех сай­тах 2015 г. Как след­ствие, мар­тов­ская сес­сия De Beers со­кра­ти­лась до $500 млн (про­тив $740 млн в мар­те 2014 г.) и ста­ла ми­ни­маль­ной за по­след­ние пять лет, ука­зы­ва­ют ана­ли­ти­ки «ВТБ ка­пи­та­ла» в об­зо­ре. Сум­мар­ный раз­мер всех трех сай­тов De Beers (ян­вар­ско­го, фев­раль­ско­го и мар­тов­ско­го) со­ста­вил $1,6 млрд – это уро­вень 2010 г.

Из-за со­кра­ще­ния спро­са De Beers сни­зи­ла це­ны в ян­ва­ре на 3–4% и в фев­ра­ле на 2%, раз­ре­шив от­ло­жить часть по­ку­пок на март, пи­сал «Ин­тер­факс». «Алро­са» сни­жа­ла це­ну в фев­ра­ле на 3%, но уже­сто­чи­ла дис­ци­пли­ну: обя­за­тель­ный уро­вень за­ку­пок был уве­ли­чен с 70 до 90% от ме­сяч­ной нор­мы каж­до­го кли­ен­та. «Алро­са» и De Beers в мар­те и ап­ре­ле не сни­жа­ли це­ны на ал­ма­зы, рас­ска­зы­вал «Ин­тер­фак­су» Шка­дов («Кри­сталл» – кли­ент обе­их ком­па­ний).

В 2014 г. 64% кам­ней «Алро­са» про­да­ла по дол­го­сроч­ным кон­трак­там (это при­нес­ло 117,8 млрд руб. вы­руч­ки), 21% за­ня­ли спо­то­вые про­да­жи и 15% – тен­де­ры. Но на до­лю про­даж в Рос­сии при­шлось все­го 11%. Рос­сий­ские про­да­жи ком­па­нии год от го­да со­кра­ща­ют­ся. В 2013 г. на Рос­сию при­хо­ди­лось 14,5%. Ос­нов­ных при­чин две, объ­яс­ня­ет близ­кий к «Алро­се» ис­точ­ник. Пер­вая – стаг­на­ция ми­ро­во­го рын­ка брил­ли­ан­тов. Вто­рая про­бле­ма – слож­но­сти, свя­зан­ные с устрой­ством огра­ноч­но­го биз­не­са в Рос­сии. Се­бе­сто­и­мость огран­ки в Рос­сии в 2,5 ра­за вы­ше, чем в Ин­дии: $100 за ка­рат. А в кон­це про­шло­го го­да к это­му при­ба­ви­лись но­вые труд­но­сти: вы­со­кие став­ки по кре­ди­там, кри­зис эко­но­ми­ки в це­лом. Рос­сий­ские огра­ноч­ные пред­при­я­тия со­кра­ща­ют за­куп­ки ал­ма­зов у «Алро­сы» из-за раз­ни­цы в се­бе­сто­и­мо­сти с Ин­ди­ей и Ки­та­ем, не­об­хо­ди­мо­сти упла­ты НДС с опе­ра­ций и ослаб­ле­ния цен, пи­сал «Ин­тер­факс». По­это­му не­ко­то­рым ком­па­ни­ям, осо­бен­но в усло­ви­ях па­де­ния цен на брил­ли­ан­ты, при­шлось со­кра­тить за­куп­ки или ухуд­шить при­об­ре­та­е­мый ас­сор­ти­мент.

Сре­ди круп­ней­ших рос­сий­ских кли­ен­тов «Алро­сы» – огра­ноч­ные пред­при­я­тия, ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся так­же про­из­вод­ством юве­лир­ных из­де­лий: «Кри­сталл», «ЭПЛ Дай­монд», Якут­ская ал­маз­ная ком­па­ния.

«ЭПЛ дай­монд» не ви­дит смыс­ла со­кра­щать за­куп­ки у «Алро­сы», рас­ска­зал «Ве­до­мо­стям» ген­ди­рек­тор «ЭПЛ Дай­монд» Ми­ха­ил Дья­ко­нов-Бэ­лиэ: «Алро­са» – наш ос­нов­ной по­став­щик сы­рья, в свя­зи с этим мы не ис­пы­ты­ва­ем слож­но­стей с по­став­ка­ми. На­о­бо­рот, по воз­мож­но­сти бу­дем на­ра­щи­вать объ­е­мы за­ку­пок». Ко­неч­но, от­ме­ча­ет Дья­ко­нов-Бэ­лиэ, це­на на ал­ма­зы все­гда во всем ми­ре рас­счи­ты­ва­ет­ся в дол­ла­рах и се­го­дня это уве­ли­чи­ва­ет се­бе­сто­и­мость про­дук­ции «ЭПЛ Дай­монд» в руб­лях. Но бла­го­да­ря на­ли­чию у «Алро­сы» все­го спек­тра це­но­вых сег­мен­тов ал­маз­но­го сы­рья мы уде­шев­ля­ем се­бе­сто­и­мость за счет ис­поль­зо­ва­ния сы­рья дру­гих сег­мен­тов, что силь­но сгла­жи­ва­ет рез­кий рост цен на при­лав­ке», – объ­яс­ня­ет со­бе­сед­ник из­да­ния. К сло­ву, се­бе­сто­и­мость огран­ки од­но­го ка­ра­та гра­ниль­но­го за­во­да «ЭПЛ Дай­монд» ни­же, чем у дру­гих рос­сий­ских за­во­дов, в 2 ра­за и со­став­ля­ет все­го $50.

Сни­зить це­ны толь­ко для рос­сий­ских кли­ен­тов «Алро­са» не мо­жет – это бу­дет на­ру­ше­ние сбы­то­вой по­ли­ти­ки, со­гла­со­ван­ной с ФАС, объ­яс­ня­ет ис­точ­ник, близ­кий к ком­па­нии. Но рос­сий­ские кли­ен­ты, ес­ли они гра­нят сы­рье в Рос­сии, а не вы­во­зят пе­ре­про­да­вать за ру­беж, на­хо­дят­ся в бо­лее вы­иг­рыш­ном по­ло­же­нии, по­то­му что им не на­до пла­тить 6,5%-ную та­мо­жен­ную по­шли­ну на вы­воз, до­бав­ля­ет со­бе­сед­ник «Ве­до­мо­стей».

Про­из­во­ди­те­ли юве­лир­ных из­де­лий, на­при­мер «А­да­мас», с «Алро­сой» на­пря­мую не ра­бо­та­ют. «Во­пре­ки рас­про­стра­нен­но­му мне­нию, рын­ка дра­го­цен­ных кам­ней в Рос­сии нет, так как у нас нет огра­ноч­но­го про­из­вод­ства. Ми­ро­вая огран­ная про­мыш­лен­ность со­сре­до­то­че­на в стра­нах Юго-Во­сточ­ной Азии (Ин­дия, Гон­конг, Ки­тай), по­это­му все кам­ни, в том чис­ле но­ми­наль­но до­бы­тые на тер­ри­то­рии на­шей стра­ны, при­об­ре­та­ют­ся там», – рас­ска­зы­ва­ет ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор «А­да­ма­са» Мак­сим Вайн­берг.

По мне­нию Дья­ко­но­ва-Бэ­лиэ, в те­че­ние го­да ждать силь­ных скач­ков цен на ал­ма­зы не сто­ит – на це­ны «Алро­сы» мо­жет по­вли­ять си­ту­а­ция на ми­ро­вом рын­ке. А про­гноз «Алро­сы», дан­ный в на­ча­ле го­да, – рост цен на ал­ма­зы на 3%. «Ком­па­ния ожи­да­ет улуч­ше­ния конъ­юнк­ту­ры рын­ка в те­че­ние 2015 г. за счет эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия клю­че­вых рын­ков сбы­та юве­лир­ных из­де­лий с брил­ли­ан­та­ми – США, Ки­тая и Ин­дии», – со­об­щил пред­ста­ви­тель «Алро­сы».

[ Ведомости ]

Полезное

Полезное

 
-->