На мартовском сайте De Beers царили пессимистичные настроения: более 30% товара было отвергнуто, сообщают некоторые сайтхолдеры. Безрадостные настроения на сайте были обусловлены всеобщей убежденностью в том, что продажи бриллиантов и цены на них едва ли вырастут во втором квартале 2015 года, а также в том, что цены De Beers снизились недостаточно для того, чтобы восстановить прибыльность в алмазообрабатывающем секторе.
Третий сайт года закрылся с выручкой, оцениваемой в 500 млн долларов, поскольку число отказов было велико, несмотря на то, что до сайта стоимость предложенного товара оценивалась в сумму свыше 700 млн долларов.
Цены на алмазы, представленные на сайте, в среднем остались на уровне предыдущего сайта, сообщают сайтхолдеры. Они также отметили, что значительных изменений в ассортименте боксов не произошло, и что в ходе сайта было предложено очень мало сверхпланового товара.
«Сайтхолдеры весьма пессимистично настроены в отношении ситуации на рынке, поскольку мартовская (гонконгская) ярмарка оказалась не слишком плодотворной, и теперь начинается период традиционного снижения активности продаж бриллиантов, – отметил один индийский сайтхолдер. – Словом, ситуация отнюдь не радужная, о чем и свидетельствуют отказы от товаров в ходе сайта».
Сайтхолдер добавил, что большинство крупных производителей бриллиантов имеют большие запасы, что наводит их на мысль о том, что в ближайшем будущем цены на бриллианты не вырастут – или даже упадут еще ниже, чем упали за прошедшие несколько недель.
АЛРОСА на своих мартовских торгах, прошедших на неделю раньше сайта De Beers, также сохранила цены в среднем на прежнем уровне. В феврале российская алмазодобывающая компания снизила цены в среднем на 3%, но при этом полагала, что ситуация на рынке алмазного сырья постепенно стабилизируется, заявил официальный представитель компании. Он добавил, что уровень продаж АЛРОСА в первом квартале остался относительно низким, поскольку компания решила помочь в устранении дисбаланса между спросом и предложением на рынке.
Негативные настроения среди производителей бриллиантов в конце марта были наиболее четко выражены на вторичном рынке, где подавляющее большинство боксов De Beers и АЛРОСА торговалось со скидкой. Продавцы предлагали щедрые условия по кредитам, сроки которых в среднем составляли от 90 до 120 дней.
«Мы попали на рынке в порочный круг, из которого отрасль выбирается с трудом, - заявил Гай Харари (Guy Harari), генеральный директор BlueDax, онлайн-брокера алмазного сырья, который специализируется на вторичном рынке. - Цены на менее качественное сырье примерно на том уровне, где они должны быть, в связи с чем мы и наблюдаем на рынке увеличение спроса на такие камни. Однако по средне - и высококачественным камням все еще существует нездоровый спред между ценами на алмазы и бриллианты, и рынок будет оставаться несбалансированным до тех пор, пока так происходит».
Харари отметил, что рыночные цены на нефирменные камни, не брендовые боксы необработанных алмазов, продаваемые за пределами торгов и тендеров, проводимых по долгосрочным контрактам с крупными добывающими компаниями, снизились в прошлом месяце, по меньшей мере, на 5%. Эти цены, добавил он, можно рассматривать в качестве лучшего показателя состояние рынка алмазного сырья в целом, чем прейскуранты цен на сайтах.
По словам Дэвида Джонсона, (David Johnson), руководителя подразделения De Beers по коммуникациям с производителями бриллиантов, на мартовском сайте компания удовлетворила планируемый спрос со стороны сайтхолдеров, но также представила дополнительно некоторое количество камней. Как заявил Джонсон, временная стратегия De Beers, позволяющая диамантерам откладывать до 25% их планируемого спроса, подошла к концу накануне мартовского сайта, поскольку третьи продажи этого года были последним сайтом текущего контрактного периода.
«Мы знаем, что отрасль проходит через относительно медленный период, - отметил Джонсон. - Но мы по-прежнему ожидаем увидеть улучшение ситуации во втором-третьем кварталах. Потребительский спрос растет, хотя и не стремительно, и мы видим достойный уровень розничных продаж, поэтому розничные продавцы неизбежно будут пополнять запасы, а продажи бриллиантов у диамантеров вырастут, благодаря чему улучшатся денежные потоки».
Джонсон также указал, что с началом нового контракта с сайтхолдерами в апреле De Beers будет осуществлять стратегию динамичной дистрибуции. Это означает, что сайтхолдеры, которые продемонстрировали высокий, устойчивый спрос на конкретные категории боксов, в предстоящем году будут получать аналогичное или увеличенное количество сырья. И наоборот, для сайтхолдеров, которые показали слабый спрос на определенные категории камней, количество таких алмазов в боксах в следующем контрактном периоде будет ограничено.
Один из сайтхолдеров отметил: «Нынешняя рыночная конъюнктура является сложной, но для сайтхолдеров, которые нашли нишу для своего бизнеса, не все так плохо, по сравнению с другими». По его мнению, новая динамичная система ITO хорошо подходит его фирме и увеличение предложения камней, которые обеспечат прибыль при производстве бриллиантов, вероятно, компенсирует любое сокращение объема предлагаемого товара. Вместе с тем он отметил, что у других компаний все может быть иначе.