После четырех дней, проведенных вместе на Выставке бриллиантов, у нас с Мартином состоялось несколько жарких споров об алмазно-бриллиантовом бизнесе, и его взгляды не совпадают с моими. В отличие от многих, кто заявляет, что Мартин немного сумасшедший, я должен признать, что он время от времени приводит ряд убедительных доводов. У него определенно есть четкое представление о том, что творится в отрасли.
Его выводы о рыночных ценах для меня несколько слишком надуманные, и честно говоря, мы действительно не по всем вопросам приходим к согласию, но факт остается фактом: на самом деле, на рынке слишком много белых бриллиантов и недостаточная ликвидность.
У ритейлеров трудное время. Со стороны поставщиков бесконечно много белых бриллиантов, произведенных в Индии. Из-за конкуренции крупные онлайновые ритейлеры отхватывают большие куски от пирога ювелирных магазинов и оказывают большое давление на цены. Параллельно всему этому давлению Рапапорт снижает публикуемые цены, заставляя их продавать свои запасы по цене ниже себестоимости или почти по себестоимости. Поставщики ищут альтернативных путей, как избежать этого или как-то получить прибыль. Они не могут зависеть от драгоценных камней, опубликованных в прейскуранте Rapaport, так как они контролируются этим прейскурантом. Они бы покупали, если бы прейскурант оставался устойчивым или просто бы исчез совсем, но так как они боятся, что цены снова упадут, вызывая дальнейшее снижение стоимости их запасов, они не могут позволить себе держаться за свои товары. Позиция заключается в том, чтобы еще больше давить на цены, затрудняя поставщикам покупку товаров, которые им нужны, но они не находятся в их власти. Это замкнутый круг, когда никто не выигрывает. Классический вопрос: что появилось первым – курица или яйцо?
Что именно заставило еще больше понизить цены: застой на рынке или снижения цен Рапапортом?
Я полагаю, что цены снизились не из-за Рапапорта. Он просто пытается отразить ослабление рынка в целом. Вероятно, вы не знакомы с прейскурантом Rapaport, но за последние несколько месяцев в нем отмечено значительное снижение цен на белые бриллианты. После первого снижения ситуация на рынке ухудшилась, и дилеры боялись связывать себя обязательствами. Он понизил снова, и в следующий раз рынок отреагировал почти полным прекращением торговой активности. В результате этого, Рапапорт снизил цены на алмазы на 3% непосредственно перед Базельской выставкой, начавшейся в четверг 19 марта 2015 года.
В этот раз Мартин Рапапорт дал интервью CNBC. Он говорил о ценах, как он их видит, но важнее то, что он дал знать рынку о том, что он думает об использовании бриллиантов в качестве инвестиций. Как сказал бы любой диамантер, он все еще считает бриллианты лучшими друзьями девушек. Но если они покупаются не по ценам, определенным его собственным прозрачным прейскурантом Rapnet, то бриллианты, сказал он, не будут являться самым лучшим инвестиционным средством.
В мире все сильнее становится желание обладать имеющими важное значение цветными бриллиантами в качестве альтернативного инвестиционного средства с целью использования их в качестве инструмента страхования против экономической и политической неустойчивости. Хотя бриллианты фантазийных цветов и ваши повседневные бесцветные бриллианты взаимосвязаны, по существу, они относятся к двум очень разным рынкам. Цветные бриллианты не входят в прейскурант Rap-list и не имеют заранее установленных цен. Я не могу сказать, что появилось первым – курица или яйцо. Что побуждает людей покупать бриллианты фантазийных цветов в качестве долгосрочного инвестиционного средства: спрос со стороны заказчиков или давление со стороны ювелиров? Ритейлерам нужны альтернативные продукты, обладающие неотразимостью и имеющие ценовые ориентиры для того, чтобы неплохо зарабатывать на жизнь. Все же, на выставке Baselworld достигнуто несколько на удивление рекордных цен на бриллианты фантазийных цветов!
Бриллиант яркого желтого цвета весом в 5,00 каратов был продан по 170 000 за карат.
Бриллиант насыщенного голубого цвета весом в 4,00 карата получил рекордную цену (которую я, к сожалению, не могу раскрыть).
Бриллиант фантазийного голубого цвета весом в 13,00 каратов получил рекордную цену (которую я, к сожалению, не могу раскрыть).
В отличие от концепции, представленной г-ном Рапапортом, некоторые считают, что бриллианты не нужно рассматривать как товар, продаваемый по прейскуранту, как железную руду или алюминий. Dior или Chanel могут использовать одну и ту же ткань в качестве темно-синей ткани Old Navy, но их одежда продается в десять раз дороже. Как это получается? Почему дело обстоит так, что многое в бриллиантовой отрасли закрепляется в прейскуранте Rapaport?
Если меня спросить, то независимо от существующего сейчас рынка, снижение цен в самой меньшей степени оказывает отрицательное влияние на самые лучшие цветные бриллианты. Цвет – это король. На рубины, сапфиры и изумруды тоже есть достаточно хороший спрос.
Ведущими являются бриллианты Graff и Chopard, показывая людям, что прекрасные цвета с ценовыми ориентирами будут продаваться даже на трудных рынках. Но самое умное мнение во время выставки я услышал от своего старого друга Ишая Бен Давида (Ishay Ben David) из Нью-Йорка:
«Вы хотите знать, почему рынок такой плохой? Русские потеряли половину своих денег, и у них прошло желание покупать. Китайцы зашли в тупик со своими деньгами в Китае, а арабы не покупают, потому что их нефть продается по низкой цене. Только американцы остаются в игре». По возвращении домой я просмотрел аналитику в Google. Я хотел посмотреть, откуда поступает трафик на нашем веб-сайте Leibish & Co. Из 100 000 посетителей нашего виртуального магазина www.leibish.com 65 000 действительно были из Америки.