Почему воронежские страховщики отказываются страховать ювелирный бизнес

Раздел: Ювелиры и компании
08 апреля 2015 г.

В кон­це мар­та в цен­тре Во­ро­не­же на круп­ную сум­му был ограб­лен ста­рей­ший ча­со­вой ком­плекс «Мир ча­сов» и «Зо­ло­тое вре­мя». По­сле ин­ци­ден­та его вла­де­лец Игорь Ма­ле­ев ре­шил за­стра­хо­вать то­вар. Од­на­ко, к сво­е­му удив­ле­нию, столк­нул­ся с про­бле­мой: стра­хо­вые ком­па­нии от­ка­зы­ва­ют­ся за­клю­чать с ним до­го­вор, мо­ти­ви­руя это тем, что ча­сы при­рав­не­ны к юве­лир­ным из­де­ли­ям, а за та­кой то­вар они «не бе­рут­ся». Мы об­ра­ти­лись к не­сколь­ким экс­пер­там, име­ю­щим от­но­ше­ние к юве­лир­но­му и стра­хо­во­му биз­не­су, что­бы разо­брать­ся в этой про­бле­ме.

Го­во­рит Игорь Ма­ле­ев, ди­рек­то­ра са­ло­на «Зо­ло­тое вре­мя» и ма­га­зи­на «Мир ча­сов»:

— Я за­хо­тел за­стра­хо­вать свой ма­га­зин. Са­мо­сто­я­тель­но всю про­шлую не­де­лю за­ни­мал­ся по­ис­ком стра­хо­вой ком­па­нии в Во­ро­не­же. При­мер­но 15 ком­па­ний я об­зво­нил. 75% от­ка­за­ли сра­зу. Ска­за­ли, что ча­сы при­рав­не­ны к юве­лир­ным укра­ше­ни­ям: «Мы за это не берeм­ся». Осталь­ные при­сы­ла­ли ан­ке­ту, ко­то­рую нуж­но за­пол­нить и вы­слать об­рат­но. При­чeм с те­бя тре­бу­ют ука­зать ка­кой у те­бя то­вар, на ка­кую сум­му, как устро­е­на сиг­на­ли­за­ция, по­жар­ная си­сте­ма, есть ли ок­на, две­ри, ре­шeт­ки, и ка­кие. То есть я, как вла­де­лец ма­га­зи­на, дол­жен рас­крыть всю ин­фор­ма­цию. Это во­об­ще-то пря­мая на­вод­ка. Где га­ран­тии, что стра­хо­вая ком­па­ния не ра­бо­та­ет в па­ре со взлом­щи­ка­ми? Не хо­чешь, по­жа­луй­ста, не да­вай эту ин­фор­ма­цию. Но то­гда они мо­гут ска­зать: «Мы вас не бу­дем стра­хо­вать». Это доб­ро­воль­но-при­ну­ди­тель­ное дей­ствие.

На те ан­ке­ты, ко­то­рые я за­пол­нил и от­пра­вил, я ещe не по­лу­чил ка­ко­го-то от­ве­та. Но как го­во­рят кол­ле­ги-юве­ли­ры, это бес­по­лез­но. Страху­ют толь­ко то­гда, ко­гда берeшь кре­дит в бан­ке под то­вар. В та­ком слу­чае банк на­зы­ва­ет ком­па­нию, ко­то­рая мо­жет за­стра­хо­вать. Банк за­ин­те­ре­со­ван дать те­бе кре­дит, по­это­му страху­ет то­вар, куп­лен­ный на эти день­ги. Мне сей­час кре­дит не ну­жен, по­это­му за­стра­хо­вать тот то­вар, что у ме­ня есть, я не мо­гу.

По сло­вам Иго­ря Ма­ле­е­ва, по­ло­ви­на те­ле­фо­нов стра­хо­вых ком­па­ний в ин­тер­не­те — «мерт­вые», стра­хо­вым ком­па­ни­ям не при­над­ле­жат. «Я так по­ни­маю, что стра­хо­вые ком­па­нии от­кры­ва­ют­ся и за­кры­ва­ют­ся очень ди­на­мич­но», — го­во­рит пред­при­ни­ма­тель.

На­о­трез от­ка­за­лись стра­хо­вать то­вар «Ми­ра ча­сов» «Ин­гос­страх», «Фе­ми­да», «Ц­ю­рих», «Аль­фа стра­хо­ва­ние», «СоГаз», «Со­вет­ская стра­хо­вая ком­па­ния» и не­ко­то­рые дру­гие, ме­нее из­вест­ные ком­па­нии. От­ме­тим, что в спис­ках услуг этих ком­па­ний стра­хо­ва­ние иму­ще­ства юри­ди­че­ских лиц при­сут­ству­ет. По­про­си­ли за­пол­нить ан­ке­ту «ЖАСО», «Росгос­страх», «IBG». «На на­сто­я­щий мо­мент у нас ещe нет ни с кем окон­ча­тель­ной до­го­во­рен­но­сти», — от­ме­тил вла­де­лец ма­га­зи­на ча­сов.

С прось­бой про­ком­мен­ти­ро­вать си­ту­а­цию мы об­ра­ти­лись к спе­ци­а­ли­стам. Вот, что они рас­ска­за­ли.

Та­тья­на Мак­си­мо­ва, ди­рек­тор по раз­ви­тию юве­лир­но­го до­ма «Сер­до­лик»:

— Да, дей­стви­тель­но, стра­хо­вые ком­па­нии тре­бу­ют пол­но­го рас­кры­тия всей ин­фор­ма­ции, но мы рас­ска­за­ли не обо всeм. К нам при­шeл пред­ста­ви­тель од­но­го из бан­ков, мы с ни­ми, ко­неч­но, дол­гое вре­мя го­во­ри­ли на эту те­му. У нас всe иму­ще­ство на­хо­дит­ся в соб­ствен­но­сти, и под за­лог (о­ни все­гда его тре­бу­ют) мы предо­ста­ви­ли до­воль­но мно­го (ма­ши­ны, по­ме­ще­ния), к то­му же, мы яв­ля­ем­ся их кор­по­ра­тив­ным кли­ен­том, по­это­му и про­блем со стра­хо­ва­ни­ем у нас не воз­ник­ло. То, что банк предъ­явил та­кие тре­бо­ва­ния, счи­таю, пра­виль­но, ведь он несeт рис­ки.

Вла­ди­слав Бе­ре­зин, экс-ру­ко­во­ди­тель стра­хо­вой ком­па­нии IBG:

— Стра­хо­ва­ние — до­ста­точ­но слож­ный биз­нес. В раз­ных сфе­рах, будь то юве­лир­ный или ка­кой-то иной биз­нес, рис­ки вы­счи­ты­ва­ют­ся от­дель­но, для это­го со­би­ра­ет­ся ста­ти­сти­ка. Ста­ти­сти­ки по юве­лир­но­му биз­не­су прак­ти­че­ски нет, так как по­счи­тать ве­ро­ят­ность ограб­ле­ния не­воз­мож­но. Ес­ли взять Во­ро­неж, то за по­след­ние не­сколь­ко лет мы об­на­ру­жим все­го два-три слу­чая ограб­ле­ния юве­лир­ных са­ло­нов. По­это­му, ес­ли взгля­нуть на эту си­ту­а­ция объ­ек­тив­но, не со сто­ро­ны соб­ствен­ни­ка, и не со сто­ро­ны стра­хов­щи­ка, а с по­зи­ции то­го, как устро­ен стра­хо­вой биз­нес, то ре­ше­ние от­ка­зать в стра­хов­ке, не имея ста­ти­сти­ки, вер­ное.

Не­смот­ря на то, что ве­ро­ят­ность на­ступ­ле­ния стра­хо­во­го слу­чая в юве­лир­ном биз­не­се не­ве­ли­ка, она всe же есть. При этом у ком­па­нии, ре­шив­шей за­стра­хо­вать то­вар, воз­ни­ка­ет огром­ная про­бле­ма при за­клю­че­нии до­го­во­ров, что с юве­лир­ны­ми, что с ча­со­вы­ми ма­га­зи­на­ми. Как про­ве­рить, ка­кой то­вар есть на скла­де? Ес­ли мы возь­мeм си­ту­а­цию с ав­то­са­ло­на­ми, там всe про­сто. У каж­дой ма­ши­ны есть vin-код, по­это­му про­ве­рить, ка­кие ма­ши­ны фак­ти­че­ски бы­ли на скла­де в мо­мент ограб­ле­ния, до­ста­точ­но лег­ко. В юве­лир­ном биз­не­се это­го нет. Ес­ли про­ис­хо­дит стра­хо­вой слу­чай, га­ран­ти­ро­вать, что кли­ент в ка­че­стве укра­ден­но­го то­ва­ра за­явит имен­но тот, что был на скла­де, нет.

Стра­хо­ва­ние юве­лир­но­го биз­не­са (в на­шем слу­чае, ма­га­зи­на ча­сов) тре­бу­ет близ­ких и до­ве­ри­тель­ных от­но­ше­ний меж­ду кли­ен­том и стра­хо­вой ком­па­ни­ей. Ес­ли это круп­ный боль­шой биз­нес, в со­ста­ве ко­то­ро­го бу­дет юве­лир­ный, стра­хо­вая ком­па­ния ра­бо­та­ет с этим кли­ен­там по всем на­прав­ле­ни­ям, то, ско­рее, ни­ка­ких про­блем в стра­хо­ва­нии не бу­дет. У стра­хо­вой ком­па­нии бу­дет уве­рен­но­сть, что ей не предъ­явят то­вар, ко­то­ро­го не бы­ло в на­ли­чии. Ес­ли в стра­хо­вую ком­па­нию при­хо­дит не­зна­ко­мый че­ло­век с до­ста­точ­но рис­ко­ван­ным биз­не­сом и пред­ла­га­ет за­клю­чить до­го­вор стра­хо­ва­ния, то ему впол­не ре­зон­но мо­гут от­ка­зать. Раз­мер стра­хо­во­го пла­те­жа в дан­ном слу­чае, не­смот­ря на то, что сто­и­мость иму­ще­ства вы­со­кая, бу­дет не столь зна­чи­те­лен для стра­хо­вой ком­па­нии, сколь зна­чи­тель­ны бу­дут те про­бле­мы и за­да­чи, ко­то­рые она долж­на ре­шить, что­бы этот до­го­вор за­клю­чить и со­про­вож­дать.

В Москве есть стра­хо­вые ком­па­нии, ко­то­рые спе­ци­а­ли­зи­ру­ют­ся на юве­лир­ном биз­не­се: у них есть спе­ци­а­ли­сты, они по­ни­ма­ют, как это де­лать, — ме­ха­низм пол­но­стью от­ла­жен. В Во­ро­не­же ни в од­ной стра­хо­вой ком­па­нии нет спе­ци­а­ли­стов, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щих­ся на юве­лир­ном биз­не­се. Этим ком­па­ни­ям для то­го, что­бы за­клю­чить до­го­вор, нуж­но про­ве­сти ко­лос­саль­ную ра­бо­ту, при этом они за­ра­бо­та­ют не­су­ще­ствен­ную, с точ­ки зре­ния обо­ро­та стра­хо­вой ком­па­нии, сум­му, при этом возь­мут на се­бя риск, что, в прин­ци­пе, со­вер­шен­но не­ра­зум­но. С дру­гой сто­ро­ны, по­дав­ля­ю­щее ко­ли­че­ство стра­хо­вых ком­па­ний, ко­то­рые есть в Во­ро­не­же, яв­ля­ют­ся фи­ли­а­ла­ми фе­де­раль­ных стра­хов­щи­ков. И я ду­маю, что пол­но­мо­чий на стра­хо­ва­ние по­доб­но­го ро­да де­я­тель­но­сти у них в прин­ци­пе нет.

Один из экс­пер­тов, к ко­то­ро­му мы об­ра­ти­лись за ком­мен­та­ри­ем, сде­лал имен­но так — об­ра­тил­ся в мос­ков­скую ком­па­нию. Рас­ска­зы­ва­ет Олег Со­ко­лов, ди­рек­тор се­ти юве­лир­ных са­ло­нов «Пла­ти­на»:

— У нас по­доб­ных про­блем нет — наш то­вар за­стра­хо­ван. От­кры­тия всей ин­фор­ма­ции от нас не тре­бо­ва­ли. Нуж­но об­ра­щать­ся в пра­виль­ные стра­хо­вые ком­па­нии, то­гда та­ких во­про­сов не воз­ник­нет. Мы ра­бо­та­ли с ком­па­ни­ей «Бе­ло­ка­мен­ная». Это мос­ков­ская стра­хо­вая ком­па­ния, ко­то­рая страху­ет толь­ко юве­лир­ный биз­нес, на­чи­ная от за­во­дов за­кан­чи­вая пред­при­ни­ма­те­ля­ми. Я знаю, что с ней ра­бо­та­ют мно­гие круп­ные юве­лир­ные рос­сий­ские за­во­ды. Они сде­ла­ли нам вы­год­ное пред­ло­же­ние, ко­то­рое мы и при­ня­ли. То­вар был за­стра­хо­ван на год. С точ­ки зре­ния биз­не­са, я бы, ко­неч­но, не стал рас­кры­вать ин­фор­ма­цию об обо­ро­те, сколь­ко и что мы про­даeм, по­то­му что это — моя соб­ствен­но­сть. Где га­ран­тии, что эта ин­фор­ма­ция от стра­хов­щи­ков не пой­дeт даль­ше?

В кон­це от­ме­тим, что стра­хо­ва­ние укра­ше­ний и ча­сов, как мы вы­яс­ни­ли, вещь не­про­стая, од­на­ко, край­не не­об­хо­ди­мая. Бук­валь­но в ми­нув­шие вы­ход­ные наш пор­тал 36on.ru пи­сал о по­пыт­ке ограб­ле­ния: из во­ро­неж­ско­го юве­лир­но­го ма­га­зи­на пы­та­лись украсть дра­го­цен­но­сти на 2 мил­ли­о­на.

[ 36on.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->