Говорит Игорь Малеев, директора салона «Золотое время» и магазина «Мир часов»:
— Я захотел застраховать свой магазин. Самостоятельно всю прошлую неделю занимался поиском страховой компании в Воронеже. Примерно 15 компаний я обзвонил. 75% отказали сразу. Сказали, что часы приравнены к ювелирным украшениям: «Мы за это не берeмся». Остальные присылали анкету, которую нужно заполнить и выслать обратно. Причeм с тебя требуют указать какой у тебя товар, на какую сумму, как устроена сигнализация, пожарная система, есть ли окна, двери, решeтки, и какие. То есть я, как владелец магазина, должен раскрыть всю информацию. Это вообще-то прямая наводка. Где гарантии, что страховая компания не работает в паре со взломщиками? Не хочешь, пожалуйста, не давай эту информацию. Но тогда они могут сказать: «Мы вас не будем страховать». Это добровольно-принудительное действие.На те анкеты, которые я заполнил и отправил, я ещe не получил какого-то ответа. Но как говорят коллеги-ювелиры, это бесполезно. Страхуют только тогда, когда берeшь кредит в банке под товар. В таком случае банк называет компанию, которая может застраховать. Банк заинтересован дать тебе кредит, поэтому страхует товар, купленный на эти деньги. Мне сейчас кредит не нужен, поэтому застраховать тот товар, что у меня есть, я не могу.
По словам Игоря Малеева, половина телефонов страховых компаний в интернете — «мертвые», страховым компаниям не принадлежат. «Я так понимаю, что страховые компании открываются и закрываются очень динамично», — говорит предприниматель.
Наотрез отказались страховать товар «Мира часов» «Ингосстрах», «Фемида», «Цюрих», «Альфа страхование», «СоГаз», «Советская страховая компания» и некоторые другие, менее известные компании. Отметим, что в списках услуг этих компаний страхование имущества юридических лиц присутствует. Попросили заполнить анкету «ЖАСО», «Росгосстрах», «IBG». «На настоящий момент у нас ещe нет ни с кем окончательной договоренности», — отметил владелец магазина часов.
С просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к специалистам. Вот, что они рассказали.
Татьяна Максимова, директор по развитию ювелирного дома «Сердолик»:
— Да, действительно, страховые компании требуют полного раскрытия всей информации, но мы рассказали не обо всeм. К нам пришeл представитель одного из банков, мы с ними, конечно, долгое время говорили на эту тему. У нас всe имущество находится в собственности, и под залог (они всегда его требуют) мы предоставили довольно много (машины, помещения), к тому же, мы являемся их корпоративным клиентом, поэтому и проблем со страхованием у нас не возникло. То, что банк предъявил такие требования, считаю, правильно, ведь он несeт риски.
Владислав Березин, экс-руководитель страховой компании IBG:
— Страхование — достаточно сложный бизнес. В разных сферах, будь то ювелирный или какой-то иной бизнес, риски высчитываются отдельно, для этого собирается статистика. Статистики по ювелирному бизнесу практически нет, так как посчитать вероятность ограбления невозможно. Если взять Воронеж, то за последние несколько лет мы обнаружим всего два-три случая ограбления ювелирных салонов. Поэтому, если взглянуть на эту ситуация объективно, не со стороны собственника, и не со стороны страховщика, а с позиции того, как устроен страховой бизнес, то решение отказать в страховке, не имея статистики, верное.Несмотря на то, что вероятность наступления страхового случая в ювелирном бизнесе невелика, она всe же есть. При этом у компании, решившей застраховать товар, возникает огромная проблема при заключении договоров, что с ювелирными, что с часовыми магазинами. Как проверить, какой товар есть на складе? Если мы возьмeм ситуацию с автосалонами, там всe просто. У каждой машины есть vin-код, поэтому проверить, какие машины фактически были на складе в момент ограбления, достаточно легко. В ювелирном бизнесе этого нет. Если происходит страховой случай, гарантировать, что клиент в качестве украденного товара заявит именно тот, что был на складе, нет.
Страхование ювелирного бизнеса (в нашем случае, магазина часов) требует близких и доверительных отношений между клиентом и страховой компанией. Если это крупный большой бизнес, в составе которого будет ювелирный, страховая компания работает с этим клиентам по всем направлениям, то, скорее, никаких проблем в страховании не будет. У страховой компании будет уверенность, что ей не предъявят товар, которого не было в наличии. Если в страховую компанию приходит незнакомый человек с достаточно рискованным бизнесом и предлагает заключить договор страхования, то ему вполне резонно могут отказать. Размер страхового платежа в данном случае, несмотря на то, что стоимость имущества высокая, будет не столь значителен для страховой компании, сколь значительны будут те проблемы и задачи, которые она должна решить, чтобы этот договор заключить и сопровождать.
В Москве есть страховые компании, которые специализируются на ювелирном бизнесе: у них есть специалисты, они понимают, как это делать, — механизм полностью отлажен. В Воронеже ни в одной страховой компании нет специалистов, специализирующихся на ювелирном бизнесе. Этим компаниям для того, чтобы заключить договор, нужно провести колоссальную работу, при этом они заработают несущественную, с точки зрения оборота страховой компании, сумму, при этом возьмут на себя риск, что, в принципе, совершенно неразумно. С другой стороны, подавляющее количество страховых компаний, которые есть в Воронеже, являются филиалами федеральных страховщиков. И я думаю, что полномочий на страхование подобного рода деятельности у них в принципе нет.
Один из экспертов, к которому мы обратились за комментарием, сделал именно так — обратился в московскую компанию. Рассказывает Олег Соколов, директор сети ювелирных салонов «Платина»:
— У нас подобных проблем нет — наш товар застрахован. Открытия всей информации от нас не требовали. Нужно обращаться в правильные страховые компании, тогда таких вопросов не возникнет. Мы работали с компанией «Белокаменная». Это московская страховая компания, которая страхует только ювелирный бизнес, начиная от заводов заканчивая предпринимателями. Я знаю, что с ней работают многие крупные ювелирные российские заводы. Они сделали нам выгодное предложение, которое мы и приняли. Товар был застрахован на год. С точки зрения бизнеса, я бы, конечно, не стал раскрывать информацию об обороте, сколько и что мы продаeм, потому что это — моя собственность. Где гарантии, что эта информация от страховщиков не пойдeт дальше?
В конце отметим, что страхование украшений и часов, как мы выяснили, вещь непростая, однако, крайне необходимая. Буквально в минувшие выходные наш портал 36on.ru писал о попытке ограбления: из воронежского ювелирного магазина пытались украсть драгоценности на 2 миллиона.