Мартовский сайт оценивается в $730-$750 млн без учета возврата и «специальной» продукции (очень дорогого сырья, из которого получаются исключительные бриллианты). С учетом «специальной» продукции сайт оценивается в $ 800 млн с лишним. По всем оценкам, сайтхолдеры отказались от более 30% товара на сумму примерно $ 250 млн. Я называю это «товаром», но мы могли бы в действительности назвать это «активами».
Вкратце причиной этого масштабного отказа является то, что цены оказались слишком высоки, сделав товар экономически невыгодным, и отказы были отмечены по всем категориям продукции – от самых дешевых боксов с некондиционным сырьем до боксов с высококачественными крупными камнями. Вывод состоит в том, что у трейдеров имеются финансовые средства, чтобы купить то, что им нужно, и отказы были просто из-за высоких цен.
Многие из сырых алмазов, предложенных на мартовском сайте, были впервые предложены сайтхолдерам в январе, и сайтхолдеры решили отложить их доставку. В феврале доставка камней была перенесена на март. Отсрочки объяснялись экономическими доводами – алмазное сырье, предложенное компанией De Beers в январе и феврале, было дорогим, да и нужды в нем не испытывалось, и сайтхолдеры надеялись на то, что через месяц-другой спрос на бриллианты улучшится. Этого не произошло.
Так что на большом мартовском сайте была собрана вся продукция, отложенная в последние месяцы, в дополнение к обычной поставке в марте. Мартовский сайт был последним в рамках контрактного периода, так что надо было либо купить алмазы, либо отказаться от них.
Поскольку это был последний сайт контрактного периода, эти отказы имеют потенциально далекие последствия для многих сайтхолдеров. Некоторые поставки для них в следующем периоде будут основываться на их закупках в ходе мартовского сайта. В этих случаях их отказы означают, что они не смогут больше получить те боксы с алмазами, от которых они отказались. Для этих сайтхолдеров потеря стабильного снабжения оказалась предпочтительнее испытываемого сейчас денежного обескровливания.
Так кто же в конечном счете пострадал? Пострадала De Beers. Рассмотрим следующую таблицу – это оценочные данные о сайтах в первом квартале нынешнего года. Цифры округлены и даются в миллионах долларов США.
Сайтхолдеры отказались от четверти объема алмазного сырья, предложенного им De Beers, то есть от алмазов, которые они были обязаны купить по контракту. Это актив стоимостью полмиллиарда долларов, который никто не захотел покупать. В алмазной промышленности такой товарный запас называется голландским словом «strop» или «петля». Вывод делайте сами.Горная добыча – занятие дорогостоящее. Это производство, требующее больших денег, и горнодобывающая компания, которая не может рассчитывать на очень быструю продажу добытого ею сырья, столкнется с серьезной проблемой оборота денежных средств. De Beers имеет то преимущество перед компаниями, занятыми добычей золота или меди, что алмазы меньше страдают от ценовых колебаний. Всe, что De Beers нужно было сделать, по мнению многих сайтхолдеров, так это обратить внимание на предзнаменования. Отсюда и многие шутки, циркулирующие на рынке в последние дни: одни о способности чувствовать запах революций, другие о способности избегать крушения поездов. Все они о выживании.
Тем не менее, это не шуточное дело. De Beers – лучшая по производственным показателям компания материнской корпорации Anglo American. В прошлом году стоимость акций Anglo упала примерно на 30%, а в течение последних пяти лет - более чем на 60%. Понятно, что давление на De Beers в плане поддержания высоких цен исходит от Anglo. С активом в полмиллиарда долларов, пылящимся в сейфе, продолжающимся расходованием денег на производство и падением доходов на 26% настаивать на высоких ценах, возможно, не было правильной политикой.
Следуя политике максимизации прибыли, De Beers не делает ничего исключительно необычного. Это имеющая право на существование политика, которая стала превалировать после того, как Anglo выкупила De Beers у семьи Оппенгеймеров и у Anglo появилась необходимости повысить стоимость своих акций. Произошло изменение политики, а сайтхолдеры все ждали старой De Beers - той, которая занималась видовым маркетингом; той, которой нельзя было сказать «нет», потому что это было невыгодно; той, которая добивалась того, чтобы все делали деньги.
Та De Beers ушла, и сайтхолдеры обнаружили, что необходимо приспособиться. Последний раунд отказов доказывает, что сайтхолдеры приспособились к новой политике компании De Beers и приняли ее ключевой элемент - максимизировать прибыль, - даже если это означает сказать «нет» компании De Beers. По словам одного опытного сайтхолдера, его коллеги выучили новые правила игры, но он опечален тем, что современное мышление имеет краткосрочную перспективу и, возможно, недальновидно.
De Beers, по-видимому, приняла какие-то решения, чтобы смягчить ситуацию. Например, похоже на то, что многие боксы не предлагались вообще. Кроме того, на сайте было несколько запросов на сверхплановое сырье. По одной из версий, запрашиваемые боксы включали в себя алмазы, возвращенные другими сайтхолдерами; однако De Beers не выполнила эти запросы по сверхплановым поставкам и оставила продукцию себе.
Это еще не все. Среди сайтхолдеров, которые открыли ограночные предприятия в Ботсване, есть ряд крупнейших и наиболее финансово состоятельных алмазных фирм в отрасли. Одна за другой они закрывают эти фабрики. Они были в состоянии поддерживать эти предприятия даже при относительно высокой стоимости рабочей силы. Но при падающих ценах на бриллианты и растущих ценах на алмазное сырье они не могут больше содержать эти предприятия.
Рассмотрим следующий график, отражающий цены на сырье и цены на бриллианты в прошлом году (десять циклов). В октябре цены на сырье увеличилась, в то время как цены на бриллианты упали и уничтожили ту небольшую прибыль, которая еще оставалась у производителей бриллиантов.
De Beers (и большинство других алмазодобытчиков) ответили на снижение цен на бриллианты снижением цен на сырье в ноябре-декабре 2014 года. Этого было недостаточно. Цены на бриллианты продолжали снижаться в первом квартале 2015 года, но цены на алмазное сырье продолжали отставать от этой тенденции и, возможно, даже недавно увеличились на несколько пунктов. Принимая во внимание, что в настоящее время цены на бриллианты снижаются, в то время как цены на алмазное сырье рядом поставщиков поднимаются, решение сайтхолдеров, кажется, имеет смысл.
Контракт на 2015-2018 годы с сайтхолдерами является новым в нескольких отношениях. Он будет включать в себя новый тип клиентов - аккредитованных покупателей (Accredited Buyers). Согласно рыночным источникам, появятся также по крайней мере два новых сайтхолдера. Всего будет 84 сайтхолдера и два аккредитованных покупателя. De Beers никогда не раскрывает, кто из сайтхолдеров покинул ряды.
Также новым является требование в отношении Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), которые сайтхолдерам придется соблюдать к 2017 году, а аккредитованным покупателям - сразу. Наряду с этим клиенты обязаны поддерживать «максимально оптимальное соотношение заемных средств к собственному капиталу». Хотя это звучит неоднозначно, какая-то цифра, скорее всего, будет названа. Важным моментом является то, что De Beers хочет гарантировать, что ее клиенты здоровы в финансовом отношении (независимо от предположений на рынке).
Согласно клиентам, имеющим контракты с АЛРОСА, российская алмазодобывающая компания также слишком дорога – «очень дорога», как утверждает один клиент, который сказал, что цены у АЛРОСА такие же, как у De Beers.
В отличие от этого, цены были не такими высокими на тендерах, куда многие стекались, чтобы купить очень специфические товары. На вторичном рынке, где продаются партии алмазов от De Beers и АЛРОСА, спрос был низким или вообще отсутствовал. Некоторые боксы продавались с убытком, некоторые по себестоимости, а некоторые с небольшой премией, подлежащей уплате в течение 90-120 дней.