Новый 2015 год российские ювелиры встречают в непростых экономических реалиях. Ассоциация «Гильдия ювелиров России» обратилась к руководителям отдельных предприятий отрасли с просьбой прокомментировать текущую ситуацию на ювелирном рынке и оценить риски российских ювелиров в связи с девальвацией рубля.
Гутерман А.Л.,
директор ООО «Топаз», г. Кострома:
В связи с резким удорожанием сырья сегодня значительно увеличилась отпускная цена на ювелирные изделия (от 30 до 50%). Закономерно, что на фоне падения реальных доходов населения намечается снижение покупательского спроса. А так как возросли процентные ставки по кредитам, считаю падение объемов производства неизбежным. Думаю, все в целом может привести к тому, что ряд ювелирных предприятий могут быть и вовсе закрыты.
Мой прогноз: падение объемов производства в натуральном выражении - 20-30%. Это касается и предприятий-производителей, и розничной сети.
Что делать компаниям? Снижать затраты. Государство в данной ситуации может помочь ювелирам – например, сократить срок клеймения до 3-х дней.
Своим коллегам хочу пожелать «флаг в руки» и понимания того, что «стакан наполовину полон, а не наполовину пуст».
Кевченков И. Е.
Ген. директор ООО «Русская ювелирная компания №1», г. Москва:
На сегодняшний день на ювелирном рынке нельзя делать никаких резких движений, нужно аккуратно «подтягивать» цены под реально существующую на рынке ситуацию. Доллар «скакнул» вверх, с 30 рублей до 65, то есть фактически удорожание произошло в 2 раза. Но богаче в два раза у нас жить люди не стали. Соответственно, покупать в два раза дороже наш товар никто не будет. Поэтому нужно изыскивать возможности, внутренние резервы и – продолжать оставаться на рынке.
Происходящие процессы отразятся на различных ювелирных компаниях, думаю, по-разному. Все зависит о того, насколько «закредитована» компания. Кредитная ставка сегодня поднята и, соответственно, обслуживать кредит больше 15 процентов в настоящий момент практически невозможно. Тем более что «оборачиваемость» товара очень сильно упала, и золото по цене «скакнуло» в 2 раза: с 1100 р. до фактически 2000 р. за грамм. Поэтому достаточно непросто будет тем предприятиям, которые имеют 50% и более кредитного ресурса. Что касается торговых сетей, то, к сожалению, все большие сетевики имеют точки в арендованных площадях, соответственно, арендодатели пытаются все привязываться либо к рублю, либо к доллару, либо к потребительской корзине между долларом и евро. Сегодня удорожание площадей произошло в худшем случае в 2 раза, в лучшем – кому как повезло.
Я думаю, что мартовская торговля не принесет никаких великих дивидендов, так как и январская была, по большому счету сдвинута: Новый год наступил в ювелирной торговле с 17 по 20 декабря, а не накануне 31-го. Кто в это время не пересмотрел ситуацию, продолжал торговать по-прежнему, тот нормально «поймал волну». А кто пытался пересматривать цены в это время или каким-то другим образом останавливал ситуацию, те остались в большом проигрыше. Большим компаниям, как и любому большому кораблю, будет, на мой взгляд, в новых условиях тяжело. Знаете, как говорят: «Почему погибли динозавры?» – «Потому что когда им начинали есть хвост, до головы еще это не доходило и они не понимали, что происходит». Так же бывает и здесь. Маленькие же компании более мобильны: где-то скорректируют, где-то будут поскромнее, уберут расходную часть, минимизировав ее по максимуму.
А сама ювелирная отрасль никуда не денется - все равно женщины украшать себя будут. Единственное, что хочу сказать в этой связи: на первый план, наверно, больше будут выходить интересные изделия, с оригинальным дизайном, а не просто какая-то массовка. Больше востребованы будут украшения, в которых человек будет реализовывать свою индивидуальность. Это, на самом деле, позволяет производителям искать на рынке свои ниши. Я думаю, что для российского производителя это неплохо.
Другие дело - компании, которые завозили импорт. Сейчас они предложили такие цены, по которым товар у меня еще стоит на прилавке по прошлому году в закупках. Соответственно, купив у них этот товар сейчас, я что, выходит, должен умножить надвое и начать конкурировать сам с собой? Этого делать никто не будет.
Помельников А. Л.,
владелец и главный художник–модельер фирмы «Ювелирная компания Алексея Помельникова», глава НП «Ассамблея ювелиров Санкт-Петербурга»:
Сейчас перед ювелирами встает довольно много опросов. Сегодня не очень понятно, как работать: «на склад», ожидая, будут ли перспективы? При этом нужно закупать золото и бриллианты, платить людям зарплату, чтобы они делали новые изделия. А где гарантия, что хотя бы через полгода все это будет реализовано? Это, в общем-то вопрос экономической жизни предприятия.
Положение не просто плохое и хорошее, а это полная неизвестность. Времени со времени новогодней торговли мало прошло, и выводы делать о происходящем рано. Если не знаешь, что делать, то и не нужно – стоит просто посмотреть и подумать. Мне кажется, такой разговор вполне может быть вынесен на обсуждение на собрании Гильдии ювелиров России.
Кунцев Д.А.,
генеральный директор Ювелирной группы «Смоленские бриллианты», г. Смоленск:
Период ажиотажа спроса, когда была возможность приобрести украшения еще по более или менее старым ценам, подстегнул людей к незапланированным тратам (эмоциональным покупкам), когда просто «сливали рубли». Сегодня этот процесс завершен, и я думаю, что мы стоим на пороге существенного снижения спроса, тем более что цены растут.
В первую очередь, на мой взгляд, сократится число магазинов, те же магазины, которые останутся, будут пытаться привлечь покупателей за счет снижения своей маржи, а также станут оказывать давление на арендодателя - в общем, начнут оптимизировать расходы. Тот, кто сможет этого добиться и пережить минимум год, тот из кризиса выйдет.
Проблемы будут у «чистых импортеров», особенно у тех, кто привязан к доллару. Евро все-таки по отношению к доллару слабеет и европейские товары становятся более конкурентноспособными. Менее конкурентноспособными становятся товары из Китая, Индии – стран, откуда идет большое количество бриллиантов, либо готовых украшений. Я думаю, что импортерам в этом году придется тяжело, если они не смогут договориться со своими поставщиками.
Государство в этой ситуации, во-первых, могло бы очень помочь стабилизацией курса рубря. «65 или 100» - неважно, главное, чтобы это было стабильно. А второе - нужно сделать все, чтобы кредиты, которые берут ювелиры, были под доступным процентом. Для этого нужно снизить ставку Центрального банка и в общем обеспечить приток именно свободных рублей, - ликвидности на рынке. Для того чтобы снизились процентные ставки у банков. И ни в коем случае не увеличивать налоговую нагрузку.
Ювелирам нужно действовать очень осторожно: выпускать столько, сколько продал. Не делать резких шагов по развитию сетей - лучше присмотреться к торговым точкам либо контрагентам, которые уже есть. При этом думаю, что нельзя снижать существенно расходы на рекламу, так как в кризис любые панические настроения могут быть перебиты позитивом, но для этого нужно создать «ауру». Конечно, это тяжело и кажется, что деньги тратятся в пустую. Но это не так - нужно правильно выбирать каналы коммуникаций.