Что ждет ювелиров завтра?

Раздел: Рынки
09 апреля 2015 г.

Но­вый 2015 год рос­сий­ские юве­ли­ры встре­ча­ют в не­про­стых эко­но­ми­че­ских ре­а­ли­ях. Ас­со­ци­а­ция «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» об­ра­ти­лась к ру­ко­во­ди­те­лям от­дель­ных пред­при­я­тий от­рас­ли с прось­бой про­ком­мен­ти­ро­вать те­ку­щую си­ту­а­цию на юве­лир­ном рын­ке и оце­нить рис­ки рос­сий­ских юве­ли­ров в свя­зи с де­валь­ва­ци­ей руб­ля.

Гу­тер­ман А.Л.,
ди­рек­тор ООО «То­паз», г. Ко­стро­ма:

В свя­зи с рез­ким удо­ро­жа­ни­ем сы­рья се­го­дня зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лась от­пуск­ная це­на на юве­лир­ные из­де­лия (от 30 до 50%). За­ко­но­мер­но, что на фо­не па­де­ния ре­аль­ных до­хо­дов на­се­ле­ния на­ме­ча­ет­ся сни­же­ние по­ку­па­тель­ско­го спро­са. А так как воз­рос­ли про­цент­ные став­ки по кре­ди­там, счи­таю па­де­ние объ­е­мов про­из­вод­ства не­из­беж­ным. Ду­маю, все в це­лом мо­жет при­ве­сти к то­му, что ряд юве­лир­ных пред­при­я­тий мо­гут быть и во­все за­кры­ты.
Мой про­гноз: па­де­ние объ­е­мов про­из­вод­ства в на­ту­раль­ном вы­ра­же­нии - 20-30%. Это ка­са­ет­ся и пред­при­я­тий-про­из­во­ди­те­лей, и роз­нич­ной се­ти.
Что де­лать ком­па­ни­ям? Сни­жать за­тра­ты. Го­су­дар­ство в дан­ной си­ту­а­ции мо­жет по­мочь юве­ли­рам – на­при­мер, со­кра­тить срок клей­ме­ния до 3-х дней.
Сво­им кол­ле­гам хо­чу по­же­лать «флаг в ру­ки» и по­ни­ма­ния то­го, что «ста­кан на­по­ло­ви­ну по­лон, а не на­по­ло­ви­ну пу­ст».

Кев­чен­ков И. Е.
Ген. ди­рек­тор ООО «Рус­ская юве­лир­ная ком­па­ния №1», г. Москва:
На се­го­дняш­ний день на юве­лир­ном рын­ке нель­зя де­лать ни­ка­ких рез­ких дви­же­ний, нуж­но ак­ку­рат­но «под­тя­ги­вать» це­ны под ре­аль­но су­ще­ству­ю­щую на рын­ке си­ту­а­цию. Дол­лар «скак­нул» вверх, с 30 руб­лей до 65, то есть фак­ти­че­ски удо­ро­жа­ние про­изо­шло в 2 ра­за. Но бо­га­че в два ра­за у нас жить лю­ди не ста­ли. Со­от­вет­ствен­но, по­ку­пать в два ра­за до­ро­же наш то­вар ни­кто не бу­дет. По­это­му нуж­но изыс­ки­вать воз­мож­но­сти, внут­рен­ние ре­зер­вы и – про­дол­жать оста­вать­ся на рын­ке.
Про­ис­хо­дя­щие про­цес­сы от­ра­зят­ся на раз­лич­ных юве­лир­ных ком­па­ни­ях, ду­маю, по-раз­но­му. Все за­ви­сит о то­го, на­сколь­ко «за­кре­ди­то­ва­на» ком­па­ния. Кре­дит­ная став­ка се­го­дня под­ня­та и, со­от­вет­ствен­но, об­слу­жи­вать кре­дит боль­ше 15 про­цен­тов в на­сто­я­щий мо­мент прак­ти­че­ски не­воз­мож­но. Тем бо­лее что «о­бо­ра­чи­ва­е­мо­сть» то­ва­ра очень силь­но упа­ла, и зо­ло­то по це­не «скак­ну­ло» в 2 ра­за: с 1100 р. до фак­ти­че­ски 2000 р. за грамм. По­это­му до­ста­точ­но не­про­сто бу­дет тем пред­при­я­ти­ям, ко­то­рые име­ют 50% и бо­лее кре­дит­но­го ре­сур­са. Что ка­са­ет­ся тор­го­вых се­тей, то, к со­жа­ле­нию, все боль­шие се­те­ви­ки име­ют точ­ки в арен­до­ван­ных пло­ща­дях, со­от­вет­ствен­но, арен­до­да­те­ли пы­та­ют­ся все при­вя­зы­вать­ся ли­бо к руб­лю, ли­бо к дол­ла­ру, ли­бо к по­тре­би­тель­ской кор­зи­не меж­ду дол­ла­ром и ев­ро. Се­год­ня удо­ро­жа­ние пло­ща­дей про­изо­шло в худ­шем слу­чае в 2 ра­за, в луч­шем – ко­му как по­вез­ло.
Я ду­маю, что мар­тов­ская тор­гов­ля не при­не­сет ни­ка­ких ве­ли­ких ди­ви­ден­дов, так как и ян­вар­ская бы­ла, по боль­шо­му сче­ту сдви­ну­та: Но­вый год на­сту­пил в юве­лир­ной тор­гов­ле с 17 по 20 де­каб­ря, а не на­ка­ну­не 31-го. Кто в это вре­мя не пе­ре­смот­рел си­ту­а­цию, про­дол­жал тор­го­вать по-преж­не­му, тот нор­маль­но «пой­мал вол­ну». А кто пы­тал­ся пе­ре­смат­ри­вать це­ны в это вре­мя или ка­ким-то дру­гим об­ра­зом оста­нав­ли­вал си­ту­а­цию, те оста­лись в боль­шом про­иг­ры­ше. Боль­шим ком­па­ни­ям, как и лю­бо­му боль­шо­му ко­раблю, бу­дет, на мой взгляд, в но­вых усло­ви­ях тя­же­ло. Зна­е­те, как го­во­рят: «По­че­му по­гиб­ли ди­но­зав­ры?» – «По­то­му что ко­гда им на­чи­на­ли есть хво­ст, до го­ло­вы еще это не до­хо­ди­ло и они не по­ни­ма­ли, что про­ис­хо­дит». Так же бы­ва­ет и здесь. Ма­лень­кие же ком­па­нии бо­лее мо­биль­ны: где-то скор­рек­ти­ру­ют, где-то бу­дут по­скром­нее, убе­рут рас­ход­ную часть, ми­ни­ми­зи­ро­вав ее по мак­си­му­му.
А са­ма юве­лир­ная от­расль ни­ку­да не де­нет­ся - все рав­но жен­щи­ны укра­шать се­бя бу­дут. Един­ствен­ное, что хо­чу ска­зать в этой свя­зи: на пер­вый план, на­вер­но, боль­ше бу­дут вы­хо­дить ин­те­рес­ные из­де­лия, с ори­ги­наль­ным ди­зай­ном, а не про­сто ка­кая-то мас­сов­ка. Боль­ше вос­тре­бо­ва­ны бу­дут укра­ше­ния, в ко­то­рых че­ло­век бу­дет ре­а­ли­зо­вы­вать свою ин­ди­ви­ду­аль­но­сть. Это, на са­мом де­ле, поз­во­ля­ет про­из­во­ди­те­лям ис­кать на рын­ке свои ни­ши. Я ду­маю, что для рос­сий­ско­го про­из­во­ди­те­ля это не­пло­хо.
Дру­гие де­ло - ком­па­нии, ко­то­рые за­во­зи­ли им­порт. Сей­час они пред­ло­жи­ли та­кие це­ны, по ко­то­рым то­вар у ме­ня еще сто­ит на при­лав­ке по про­шло­му го­ду в за­куп­ках. Со­от­вет­ствен­но, ку­пив у них этот то­вар сей­час, я что, вы­хо­дит, дол­жен умно­жить на­двое и на­чать кон­ку­ри­ро­вать сам с со­бой? Это­го де­лать ни­кто не бу­дет.

По­мель­ни­ков А. Л.,
вла­де­лец и глав­ный ху­дож­ни­к–­мо­де­льер фир­мы «Юве­лир­ная ком­па­ния Алек­сея По­мель­ни­ко­ва», гла­ва НП «Ас­сам­блея юве­ли­ров Санкт-Пе­тер­бур­га»:

Сей­час пе­ред юве­ли­ра­ми вста­ет до­воль­но мно­го опро­сов. Се­год­ня не очень по­нят­но, как ра­бо­тать: «на склад», ожи­дая, бу­дут ли пер­спек­ти­вы? При этом нуж­но за­ку­пать зо­ло­то и брил­ли­ан­ты, пла­тить лю­дям зар­пла­ту, что­бы они де­ла­ли но­вые из­де­лия. А где га­ран­тия, что хо­тя бы че­рез пол­го­да все это бу­дет ре­а­ли­зо­ва­но? Это, в об­щем-то во­прос эко­но­ми­че­ской жиз­ни пред­при­я­тия.
По­ло­же­ние не про­сто пло­хое и хо­ро­шее, а это пол­ная не­из­вест­но­сть. Вре­ме­ни со вре­ме­ни но­во­год­ней тор­гов­ли ма­ло про­шло, и вы­во­ды де­лать о про­ис­хо­дя­щем ра­но. Ес­ли не зна­ешь, что де­лать, то и не нуж­но – сто­ит про­сто по­смот­реть и по­ду­мать. Мне ка­жет­ся, та­кой раз­го­вор впол­не мо­жет быть вы­не­сен на об­суж­де­ние на со­бра­нии Гиль­дии юве­ли­ров Рос­сии.


Кун­цев Д.А.,
ге­не­раль­ный ди­рек­тор Юве­лир­ной груп­пы «С­мо­лен­ские брил­ли­ан­ты», г. Смо­лен­ск:

Пе­ри­од ажи­о­та­жа спро­са, ко­гда бы­ла воз­мож­ность при­об­ре­сти укра­ше­ния еще по бо­лее или ме­нее ста­рым це­нам, под­стег­нул лю­дей к не­за­пла­ни­ро­ван­ным тра­там (эмо­ци­о­наль­ным по­куп­кам), ко­гда про­сто «с­ли­ва­ли руб­ли». Се­год­ня этот про­цесс за­вер­шен, и я ду­маю, что мы сто­им на по­ро­ге су­ще­ствен­но­го сни­же­ния спро­са, тем бо­лее что це­ны рас­тут.
В первую оче­редь, на мой взгляд, со­кра­тит­ся чис­ло ма­га­зи­нов, те же ма­га­зи­ны, ко­то­рые оста­нут­ся, бу­дут пы­тать­ся при­влечь по­ку­па­те­лей за счет сни­же­ния сво­ей мар­жи, а так­же ста­нут ока­зы­вать дав­ле­ние на арен­до­да­те­ля - в об­щем, нач­нут оп­ти­ми­зи­ро­вать рас­хо­ды. Тот, кто смо­жет это­го до­бить­ся и пе­ре­жить ми­ни­мум год, тот из кри­зи­са вый­дет.
Пробле­мы бу­дут у «чи­стых им­пор­те­ров», осо­бен­но у тех, кто при­вя­зан к дол­ла­ру. Ев­ро все-та­ки по от­но­ше­нию к дол­ла­ру сла­бе­ет и ев­ро­пей­ские то­ва­ры ста­но­вят­ся бо­лее кон­ку­рент­но­спо­соб­ны­ми. Ме­нее кон­ку­рент­но­спо­соб­ны­ми ста­но­вят­ся то­ва­ры из Ки­тая, Ин­дии – стран, от­ку­да идет боль­шое ко­ли­че­ство брил­ли­ан­тов, ли­бо го­то­вых укра­ше­ний. Я ду­маю, что им­пор­те­рам в этом го­ду при­дет­ся тя­же­ло, ес­ли они не смо­гут до­го­во­рить­ся со сво­и­ми по­став­щи­ка­ми.
Го­су­дар­ство в этой си­ту­а­ции, во-пер­вых, мог­ло бы очень по­мочь ста­би­ли­за­ци­ей кур­са руб­ря. «65 или 100» - не­важ­но, глав­ное, что­бы это бы­ло ста­биль­но. А вто­рое - нуж­но сде­лать все, что­бы кре­ди­ты, ко­то­рые бе­рут юве­ли­ры, бы­ли под до­ступ­ным про­цен­том. Для это­го нуж­но сни­зить став­ку Цен­траль­но­го бан­ка и в об­щем обес­пе­чить при­ток имен­но сво­бод­ных руб­лей, - лик­вид­но­сти на рын­ке. Для то­го что­бы сни­зи­лись про­цент­ные став­ки у бан­ков. И ни в ко­ем слу­чае не уве­ли­чи­вать на­ло­го­вую на­груз­ку.
Юве­ли­рам нуж­но дей­ство­вать очень осто­рож­но: вы­пус­кать столь­ко, сколь­ко про­дал. Не де­лать рез­ких ша­гов по раз­ви­тию се­тей - луч­ше при­смот­реть­ся к тор­го­вым точ­кам ли­бо контр­аген­там, ко­то­рые уже есть. При этом ду­маю, что нель­зя сни­жать су­ще­ствен­но рас­хо­ды на ре­кла­му, так как в кри­зис лю­бые па­ни­че­ские на­стро­е­ния мо­гут быть пе­ре­би­ты по­зи­ти­вом, но для это­го нуж­но со­здать «а­у­ру». Ко­неч­но, это тя­же­ло и ка­жет­ся, что день­ги тра­тят­ся в пу­стую. Но это не так - нуж­но пра­виль­но вы­би­рать ка­на­лы ком­му­ни­ка­ций.

[ gjr.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->