Положение о необходимости идентификации лица, совершающего операции с денежными средствами и иным имуществом, содержались в самой первой редакции Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон).
При этом никаких ограничений относительно суммы операции, до достижения которой возможно не осуществлять идентификацию такого лица, в первоначальной редакции Закона не содержалось. С другой стороны, перечень субъектов, осуществляющих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них, на которых распространялось действие закона, был ограничен кредитными организациями и ломбардами.
В 2002 году перечень субъектов, на которые распространяется действие закона, был дополнен организациями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
В 2006 году впервые были введены пороговые значения, до достижения которых идентификация клиентов не осуществлялась, однако эти положения не распространялись на операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них.
С 2009 года пункт 1.1 статьи 7 Закона был существенно изменен: вместо прямого перечисления операций, при которых (до достижения порогового значения) возможно не осуществлять идентификацию клиента, была введена фраза «Идентификация клиента - физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма)». Таким образом, было введено понятие «прием от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей».
При этом Росфинмониторинг неоднократно давал разъяснения о том, что осуществление клиентом оплаты приобретенного товара не является приемом платежей для целей Закона. Изменение терминологии было вызвано принятием Федерального закона от 3 июня 2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и необходимостью совпадения терминов и определений, используемых в законах.
В 2013 году к исключениям, при которых возможно не осуществлять идентификацию, был добавлен пункт 1.4 статьи 7 Закона, устанавливающий, что идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, если сумма перевода не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, за исключением случая, если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Данный пункт также не относится к совершению операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них.
В то же время была изменена статья 5 Закона в части, относящейся к организациям, осуществляющим скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них, а также лома таких изделий. Было установлено, что религиозные организации, музеи и организации, использующие драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения, не являются субъектами, на которых распространяется действие Закона.
Все указанные случаи, при которых возможно не осуществлять идентификацию, сохранены с несущественными изменениями в действующей редакции Закона.
В 2013 году депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.А. Озеров выступил с инициативой внесения изменений в статьи 6 и 7 Закона, в соответствии с которыми предлагалось увеличить пороговую сумму для идентификации клиентов при купле-продаже ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней до 600 000 рублей при наличном расчете и не проводить идентификацию при безналичном расчете вне зависимости от суммы.
С учетом практики исполнения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма представителями ювелирного сектора данное предложение было расценено как преждевременное.
Вместе с тем, в целом, идея об установлении порогового значения при розничной купле-продаже ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней Росфинмониторингом была поддержана. В настоящее время служба выступила с инициативой установления порогового значения в 15 000 рублей для совершения таких операций за наличный расчет и 100 000 рублей для совершения таких операций, используя безналичный расчет.
Представители Росфинмониторинга неоднократно принимали участие во встречах с представителями бизнеса, на которых обсуждался как вопрос размера порогового значения, так и способы его реализации в действующем законодательстве Российской Федерации. Стоит отметить, что выработанный Росфинмониторингом проект является компромиссом между желанием представителей бизнеса уменьшить издержки, связанные с исполнением законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и готовностью Росфинмониторинга пойти им на встречу с учетом сложившейся правоприменительной практики.