Слова, приведенные в кавычках — подлинные термины из указов, рассматриваются по мере их появления в тексте.
1. «СОСУД» — емкость для смешивания воды с обыкновенной землей, чтобы отделить крупные части от мелких частиц.
2. Палка для размешивания смеси воды и земли.
3. «ДРУГАЯ ПОСУДА» — емкость для сбора тех частичек, что «с водою ходят*. В этой же емкости вода и испаряется.
4. Костер, в котором должны выгорать катки земли с мелкими частицами.
5. «ЧИСТОЕ СИТО» — для просеивания комков земли.
6. «КОРЫТО НАРОЧНОЕ» — емкость для процеженной и просеянной земли, в которую добавляется квас.
7. «ОПОКА» — опока, то есть рамка в которой набивается форма.
8. «ДОСКА» — плоскость на которую кладется опока.
9. Инструмент для набивки земли в опоки.
10. «НОЖ» — для срезания лишней земли с опоки.
11. «ПЫХВОЙ НАПЫХАЙ» — возможно, что «пыхва» есть локальное название гриба-дождевика, иначе — «дедушкин табак». Мелкие споры этого созревшего гриба могут использоваться как разделительный слой при оттиске модели в формовочную землю. Фразу «пыхвой напыхай» нельзя понимать буквально, ибо не сам гриб трясется над формовочной землей, но только споры, просеянные через сито.
12. «СИТОМ НАСЕЙ» — нанесение разделительного слоя между двумя опоками, чтобы разделить две половинки формы и извлечь модель.
13. «ПАХАННАЯ ГОРЯЧАЯ ПЕЧЬ» — для просушки опок с готовыми земляными формами.
14. «ГОРН» — горн.
15. Инструмент для изготовления «ПРОХОДОВ» в формовочной массе для доступа металла к различным частям формы. Вероятно, термин «путик» является обозначением или этих проходов, или колонок застывшего в них металла, то есть литников.
16. «БЕРЕСТОМ ВЫКОПТИТЬ» — готовый отпечаток выкоптить, чтобы сажа была разделительным слоем для горячего металла.
17. «ГОРШОК» — для меди, предназначенной для расплавки (тигель).
18. Меха для раздувания жара в горне.
19. «ПИЛА» — ножовка для отрезания металла, но также и напильник.
20. «НОЖНИ» — крупные ножницы для резки металла.
21. «ЩЕТЬ СВИНАЯ» — щетка из свиной щетины.
22. «ПЕЧКА НАРОЧНАЯ» — маленькая печь, муфель для отжига в горне готовых отливок. Отверстие в муфеле — «устье» — закрывается куском угля.
23. «МЕШОЧЕК» — малые меха, чтобы сдувать пыль.
24. Сосуд, чтобы толочь ягоды.
25. Емкость для хранения соли.
26. Сосуд для варки толченых ягод с солью.
27. Клещи или другое приспособление для переноса раскаленного тигля с металлом.
28. «ЩЕТЬ МЕДНАЯ» — для очистки готовых отливок. Используется и с квасом.
29. Сосуд для храпения кваса.
30. Маленькая емкость для кваса, в котором смачивается медная щетка.
31. «ПИЛА» — различные напильники для опиливания готовых отливок начисто.
32. «ГЛАДИЛО» — инструмент из твердой стали для выглаживания и пол¬ировки частей отливки.
33. «БЕЛЫЙ ПЛАТ» — белая чистая ткань для обтирания окончательно готовой продукции.
34. Приспособление — оборудование для очистки отливок песком.
35. Тиглей, отличающихся размером, должно быть несколько, но также и для различных сплавов металлов.
36. «ХРУСТАЛЬНАЯ ПОСУДА» — для хранения «КРЕПКОЙ ВОДКИ».
37. Стеклянная емкость для крепкой водки, в которую опускают для травления готовые отливки.
38. Стол для обработки готовых отливок.
39. Металлические щипцы для хватания мелких отливок и нагревания их в огне.
40. Деревянные щипцы или медные, но не железные, для погружения нагретых отливок в крепкую водку и извлечения из нее.
41. «КИСТОЧКИ ПОРТЯНЫЕ МАЛЫЕ НА ОБСТОЯТЕЛЬНЫХ РУКОЯТОЧКАХ» — кисточки для смазывания крепкой водкой готовых нагретых отливок.
42. Емкость для промывки в воде после травления в крепкой водке.
43. Сосуд с толчеными ягодами, в котором помещаются протравленные и промытые отливки на час.
44. «КАМЕНЬ АКИ КРЕМЕНЬ С ГНЕЗДЫШКОМ КРУГЛЕНЬКИМ» — для растирки финифти в порошок (ступка).
45. «КАМЕНЬ АКИ ЯЙЦО» — пестик для растирки финифти.
46. «МОЛОТ» — для разбивки крупных кусков финифти.
47. Маленькая емкость для воды, которую добавляют в ступку при растирании финифти.
48. «ХРУСТАЛЬ ИЛИ РАКОВИНА» — для помещения растертой в пыль финифти.
49. Сосуд для промывки финифти.
50. «СПИЧКА» — маленькие палочки для раскладки разных цветов эмали по изделию.
51. Столик для раскладки изделий под эмаль.
52. «ПЕЧКА» — маленькая печка-муфель для помещения ее в горн, а внутри нее лежат изделия с наложенной финифтью.
53. «ЖЕЛЕЗНАЯ ЛОПАТОЧКА» — для посадки в раскаленный муфель изделий, предназначенных к эмалированию.
54. «КАМЕНЬ» — плоский камень для раскладки на нем горячих изделий с эмалью.
55. Медные паяльники разных размеров для пайки оловом.
56. Различного вида и размера щипцы, струбцины и прочие предметы для паяния.
57. Различные емкости для припоя, флюса и пр.
58. Специальные острые инструменты для зачистки швов под паяние.
59. «МОЛОТ» — Специальной формы молоточки для разбивки кусков серебра в тонкие листы.
60. Наковальня специально для расплющивания серебра.
61. «КИСТОЧКИ» для укладки серебряного припоя в швы изделия.
62. Лопаточки для присыпки «варахи» — флюса на изделия.
63. «ЩЕТЬ СВИНАЯ» — чтобы брызгать водою на остывающие изделия с эмалью.
64. «ЧАШЕЧКА МЕДНАЯ» — для приготовления «варахи» — рощеной буры.
65. Емкость для храпения мыла.
66. «ГОРШОЧЕК НЕБОЛЬШОЙ» в котором жгут куски мыла па угольях до выгорания.
67. Ступка чтобы толочь буру с огарками мыла.
68. Ступка толочь «НАШОСТЫРЬ».
69. Лопаточка для оловянных опилок, чтобы сыпать на паяльные швы.
70. Специальный инструмент для приготовления чистых оловянных опилок.
71. Весы взвешивать и маленький и большой вес.
72. Ножницы резать железные прутки для петель.
73. Молотки и наковальня для выправления прутков.
74. «ЩИПОЧКИ» — чтобы хватать прутки и вставлять их в петли.
75. «ДОСКА» — для разведения земли с квасом, на которой обмазывают прутки для петель.
76. «ТИСКИ» — для сжатия опок перед отливкой.
Вышеперечисленный инструмент и оборудование прямо вытекают из положений указов, однако не могут исчерпывать весь необходимый инвентарь литейной — финифтяной мастерской. Реальное оборудование было значительно большим. В частности, отметим, что указы не упоминают о многих работах, непременно необходимых литейщику и эмальеру в качестве подготовительных или отделочных процессов. Например, нет упоминания о подготовке модели для печатания, или нет золочения и серебрения изделий после всех операций. Естественно, автор указов не перечисляет все обору¬дование, ибо его цель — рассказать только о специфике меднолитейного и финифтяного производства, но не более того.
1. «ЗЕМЛЯ» — обыкновенная земля, из которой приготовляют уже так называемую формовочную землю.
2. «КВАС СВЕЖИЙ ДОБРЫЙ» — квас, служащий клейким связующим в приготовлении формовочной земли. Тот же квас служит смягчителем при очистке и полировке изделий медной щеткой.
3. «УГОЛЬЕ» — древесный уголь, специально изготавливаемый полусгоранием. Вероятно, уголь покупался уже готовым у производителей, которые на Руси были повсеместно.
4. «БЕРЕСТА» — употребляется для копчения сажей земельных оттисков. Слой тонкой сажи необходим как разделительная пленка при заливке меди в формы.
5. «ПЫХВА» — по-видимому, локальное название гриба-дождевика, чьи споры служат тонким слоем, отделяющим опоки по разделу. В других производствах употребляют для этих же целей древесную муку, которая выгорает от горячего металла.
6. «ЯГОДЫ» — возможно, клюква для одних местностей, но и другая ягода — в других. Совместно с солью, ягодный мякиш работает по очистке металла и для нейтрализации кислоты — «крепкой водки».
7. «КРЕПКАЯ ВОДКА» — означает в том числе и «царскую водку», то есть смесь соляной и серной кислот. Но может употребляться и в качестве общего обозначения кислоты.
8. «СОЛЬ» — обыкновенная для химической обработки отливок.
9. «МЕЛЕНЬКИЙ ПЕСОК» — употребляется для очистки отливок.
10. «КРАСНАЯ МЕДЬ» — чистая медь.
11. «ЗЕЛЕНАЯ МЕДЬ» — латунь. Это доказывается тем, что в указе дается рецепт изготовления латуни, как смеси меди с цинком.
12. «ШЛИОТР» — цинк. До конца XIX века в России цинк нередко называли «шпиатр».
13. «ЗАПРУДА» — употребление этого слова в тексте указа позволяет предполагать, что речь идет об особенном металлическом сплаве, ибо перечисляется: «красной или зеленой и запруды». В жаргоне русских коллекционеров XIX века употреблялось название медного сплава «спруда», по словам Н. В. Покровского «первобытная бронза», из которой делались самые древние предметы. Археологи XX века отождествляют «спруду» со сплавом меди—олова — свинца. К сожалению, именно эта часть текста указа неясна по смыслу, возможно, текст перепутан переписчиком. Если переосмыслить текст, то получится предостережение автора указа, что предметы из «запруды» нельзя покрывать финифтью, ибо они расплавятся. Не означает ли термин «запруда» не какой-либо особый медный сплав, а переплавку обыкновенного металлолома? В таком случае все предыдущие трактовки термина «спруда» ошибочны и не имеют никакого отношения к «первобытной бронзе» или к сознательному сплаву медь-олово-свинец. «Запруда», пли «спруда», суть медные сплавы с мешаниной различных примесей, и не более того?
14. «ФИНИФТЬ» — поступала к литейщику в больших кусках, ибо требовала разбития молотом и растирания в порошок. Отдельным процессом названо употребление покупного бисера, который рекомендуется лишь в качестве добавки в финифть. Любопытно, что особенно подробно рекомендуется добавка бисера в синюю финифть. По-видимому, кусковая финифть была темного цвета, а добавка бисера в половинном весе давала голубой цвет. Именно темно-синяя финифть, часто почти черная в сочетании с голубой и есть наиболее распространенная расцветка всех русских меднолитых изделий XVIII—XIX веков. Не означает ли это, что темно-синее стекло-смальта было наиболее доступно, дешево на всероссийском рынке?
15. «БИСЕР» — был в России привозным из-за границы, ибо М. В. Ломоносов пытался наладить его производство как альтернативу импорту. Знакомство литейщиков с бисером заставляет предположить, что знаменитая расцветка поморских эмалей белыми, желтыми, черными точками делались укладкой кусочков бисера.
16. «СТАРИННОЕ СЕРЕБРО» — употреблялось для пайки серебром изделий типа чернильниц и цепочки.
17. «ОЛОВО» — для пайки медных предметов.
18. «ВАРАХА» — флюс для пайки серебром и медью. Составлялся самим мастером смешением рощеной буры с огарками горелого мыла.
19. «БУРА» — бура нормальная.
20. «БУРА РОЩЕНАЯ» — вареная бура.
21. «МЫЛО» — применялось для изготовления «вараха» и добавления в сплав латуни.
22. «НАШОСТЫРЬ» — нашатырь, флюс для паяния оловом.
23. «ПРУТКИ ПРОВОЛОЧНЫЕ» — железные прутки, нарезанные из покупной проволоки. Применялись для получения отверстий в петлях складней одновременно с отливкой изделия.
Створы, кресты, распятия, чернильницы, цепочки и «другие всякие вещи».
Приготовление формовочной земли, формовка, отливка. Составление медных сплавов: «красной меди», «зеленой меди», «запруды».
Отделка поверхности готовой отливки: химическая обработка, механическая очистка, полировка.
Приготовление эмалевой массы из кусков финифти и бисера. Эмалирование изделий.
Паяние предметов серебряным и оловянным припоями. Приготовление паяльного флюса — «варахи».
Обсуждая из терминов производства, отметим лишь те, которые необходимо прилагать уже к готовой продукции. Так, излишние столбики металла, заполняющие проходы к разным местам (литники) в указе названы «путики». Не относится ли тот же термин к вертикальным соединениям навершия крестов с летящими над оглавием херувимами?
В разделе о полировке гладилом сказано, о полировке «простых мест» и «по древам». «Простые места» — понятно без объяснений, но какую часть изделия называют «древом»? Пожалуй, так назвать можно лишь гладкое перекрестье — рамку, разделяющую сюжеты в многочастных створах.
Интонация текста скорее не приказная-указная, но доброжелательные советы. Словно отец поучает сына, не только передавая в его руки наследственную профессию, мастерскую, но и озабочен общим развитием своего ученика, включая и его нравственные устои. Чисто технические рекомендации заканчиваются таким заключением: «Потом же и сам упражняйся па всяком деле и ко всем наукам и будешь разумевати явственно и будешь искусен во всем».
Интимность наших указов, безусловно, является результатом убеждения автора-ремеслепника, что труд его есть наслаждение, но не проклятая тяжелая обязанность. Слушайте, с какой любовью автор поясняет такие технические и технологические детали: «кисточки сделай портяпые маленькие на обстоятельных рукояточках», «вытряхни тихости».
Составитель указа гордится своим ремеслом как важным всенародным художеством, поэтому употребляет наименование склянки с кислотой: «хрустальная посуда». Гордится литейщик и трудами своих рук, уверенный в том, что производит не что-то случайное, временного использования, но некое Произведение Духа Человеческого и для душевного восприятия другими людьми. Вот почему на ум не пришло слово «тряпица», но для окончательной обтирки готового изделия он рекомендует использовать «белый плат».
Весь текст сугубо технического руководства украшен самоцветами цветистой речи и памятками книгочея: «Первое подобает начати… », «в сосуде в каком пристойно… », «набей обстоятельно… ». Мастер-учитель видит себя в позе не простого умельца, который более умеет простых дел, по не менее как Книжного Наставника, проповедующего великие истины: «Посему же и прочая разумевай елико приложишь желание к благому учению, тогда и наипаче искусен будешь к великому делу».
Словесная цветистость и эмоциональная интонация текста провоцируют нас на попытку определения авторства и времени составления текста указов.
Например, многократное употребление слова «обстоятельно», «обстоятельный» свидетельствует о психологии скорее мастера крупного производства, важного производства, но не обыденных мыслишек деревенских кустарей, работающих только для приработка. Трудно представить себе сейчас истинный объем психологии мастера XVII—XVIII веков, однако если уместна аналогия с ремесленниками XIX века или с советскими рабочими, то автор указов должен быть непременно в ранге не ниже Мастера, осознающего понятие «рабочая честь».
Автор текста был главным мастером производства явно не деревенско-ремесленной ориентации, ибо называл свой образ занятий «великим делом», а результат своего труда видел только на «белом плате». Не свидетельствует ли это о том, что мастер причислял себя скорее к иконописцам, да к таким, которые рисуют по любви и вдохновению и для великих целей, но не для добывания пропитания?
Разумеется, тексты указов не дают нам исчерпывающей информации об авторстве или месте написания их, однако среди всевозможных групп русского населения, пожалуй, только у старообрядцев было отношение к медному литью как к «великому делу».
Только старообрядческие ремесленники, как правило, были и книгочеями, что и вылилось в книжный язык текста указов.
Соблазнительно предположить, что данные указы являются творчеством знаменитой Выгорецкой старообрядческой пустыни, однако, ничто в тексте указов не противоречит такому предположению.
Заключительная фраза указов «сам упражняйся на всяком деле и ко всем наукам и будешь разумевати явственно и будешь искусен во всем» своею торжественностью вполне в духе петровского времени, и именно такой дух великого преобразовательства реял и в писаниях выговских учителей начала XVIII столетия.
Не случайно же управляющий Петровскими заводами, Генинг назвал старообрядцев «лучшими работниками», что означает и то, что они работали в охотку, радостью благотворного труда!
Лингвистический анализ текста Указов поможет уточнить некоторые локальные слова, как например, «пыхва», что принесет аргументы в локализации написания текста.
Можно, однако, заключить, что в рекомендациях указов нет следов внедрения новейшей западноевропейской технологии, что произошло в русском производстве с начала XVIII века. Единственным исключением является употребление наименования цинка — «шлиотром», однако сам сплав меди с цинком — латунь, стал употребляться в России еще в допетровское время. Таким образом, возможно предположить, что наши указы, за исключением некоторых малосущественных деталей (типа добавки бисера), могут воссоздавать для нас общий технологический процесс медного литья еще древнерусской поры.
И последний вопрос: можно ли считать данный текст указов авторским автографом или это лишь перепись с некоего другого первоисточника?
Поскольку неизвестны другие списки Указов, то невозможно проводить сравнения разночтений в разных редакциях. Однако, остается возможность выловить в общей логической струе текста некую несуразицу, повтор или разрыв смысла.
В общем, тексты указов неразрывно логичны, однако в одном месте возможно допущение разрыва нити повествования: «А которое будешь лить створы или кресты наголо с зеленой меди лей отнюдь не клади». Чего не клади? Не пропуск ли это в тексте?
Впрочем, общее впечатление от текста таково, что его записывал писец под диктовку. Короче говоря, из данного текста невозможно сделать окончательные выводы об уникальность или копийности указов.
Публикуемые «Указ о медном мастерстве» и «Указ как финифтом наводить» являются единственными описаниями традиционной технологии изготовления меднолитой пластики на Руси. Некоторые положения этих указов могут способствовать атрибуции памятников древнерусского литья. Например, качество отливки в земельные формы таковы, что, словами автора указов «с ладони видать письмо». Значит, на отливках могут получаться отпечатки пальцев литейщика даже в том случае, когда модель из твердого материала. Некоторые исследователи, заметив следы отпечатков пальцев, делают поспешный вывод о том, что литье было по восковой модели. Согласно указу «с ладони... письмо» возможно на самой формовочной земле.
Текст указов позволяет нам наконец заглянуть непосредственно в процесс производства памятников русской меднолитой пластики, тогда как прежде мы довольствовались только нашим воображением.