В этом месяце бриллиантовая отрасль пополняет запасы после окончания одного из своих периодов самых активных продаж. Празднование китайского Нового года сейчас является частью одного из самых оживленных сезонов продаж бриллиантов - трех месяцев, когда дарятся подарки, которые охватывают Рождество и День святого Валентина.
Полные отчеты об объемах продаж еще не появились, но в воздухе витает осторожность. Отрасль находится в состоянии ожидания, чтобы посмотреть, дадут ли объемы продаж бриллиантов достаточный импульс рынку алмазов, чтобы поправить ситуацию с недавним ослаблением в «алмазопроводе» от рудника до магазина.
Многие алмазодобывающие компании жаловались, что у этого «алмазопровода», выражаясь словами Йохана Диппенаара (Johan Dippenaar), главного исполнительного директора компании Petra Diamonds, появились признаки «неспособности переваривать».
Торговля алмазами обычно течет по предсказуемому и зависящему от сезонов цикличному потоку драгоценных камней от алмазодобывающих компаний к диамантерам – через продажи на аукционах, тендерах или продажах сайтхолдерам компании De Beers, а потом к потребителю.
Но последнее время бриллианты недостаточно быстро доходили до потребительских рынков, и диамантеры не стремились пополнять запасы до уровней, которых ожидали алмазодобывающие компании. Рождественские продажи потребительских товаров оказались слабее, чем надеялись многие в отрасли.
Пол Роули (Paul Rowley), руководитель по продажам сайтхолдерам в De Beers, говорит о результатах компании на конец года: «Мы увидели, что рынок начинает немного переполняться товарами…. Мы увидели небольшое переполнение бриллиантов к концу года, что замедлило наши продажи».
Задержка в появлении спроса на новые стоки достигла максимальной точки, когда De Beers, что необычно, сказала своим сайтхолдерам, что они не обязаны будут покупать все выделенные им объемы на первом «сайте» года в Габороне, Ботсвана, в январе (на 10 «сайтах», проводимых ежегодно, компания продает свои алмазы приглашенным покупателям). Вместо этого, некоторые предпочли отложить покупку части выделенных им объемов до следующих сайтов.
«Мы понимаем, что может существовать … ряд структурных вопросов», - говорит Филипп Мелье (Philippe Mellier), главный исполнительный директор De Beers.
Похоже, что трудности не связаны с более широким кризисом сырьевых товаров, когда избыточное предложение некоторых ресурсов и снижение спроса в отрасли ударяет по ценам.
Большинство аналитиков алмазно-бриллиантового рынка сохраняют позитивный настрой в отношении фундаментальных основ, считают предложение ограниченным и прогнозируют повышение спроса. De Beers прогнозирует рост рынка в этом году на 3-4 процента.
Но цены упали, и г-н Диппенаар сообщает, что достигнутые ими цены на схожие бриллианты упали на 8-9 процентов за последние шесть месяцев 2014 года.
Если в мире сохранится слабый потребительский спрос, виной этому может оказаться устойчивость доллара США. Для потребителей в Японии и Европе ослабление валюты подталкивает вверх цены на бриллианты.
Но другой причиной «неспособности переваривать» является сочетание факторов, характерных для алмазно-бриллиантовой отрасли. Одним фактором является сокращение финансирования торговли алмазами и бриллиантами, которое больно ударяет по способности диамантеров финансировать продажи алмазов и создавать запасы. Банки сократили свое участие в торговле алмазами и бриллиантами. В сентябре Антверпенский алмазный банк (Antwerp Diamond Bank (ADB) – подразделение бельгийского KBC, заявил, что начнет сокращать предоставление свои займов после того, как не был достигнут запланированный объем продаж.
Один опытный участник алмазной отрасли, который не хочет назвать свое имя, говорит, что банки сейчас предлагают на $3 млрд меньше, чем предлагали алмазному рынку, которому требуется финансирование в размере примерно $14 миллиардов.
«Более мелкие бизнесы не могут очень быстро переключиться», - говорит он.
Причиной, связанной с сокращением финансирования, являются растущие ожидания банков – как и компании De Beers – в отношении того, что диамантеры будут обеспечивать соответствие международным стандартам отчетности и другим мерам по повышению прозрачности. Трейдеры, которые не могут обеспечить соответствие, могут столкнуться с бόльшими трудностями при получении финансирования или совершения закупок.
Наконец, алмазный трубопровод был ограничен бόльшим, чем ожидалось объемом бриллиантов, проходящих через лаборатории Геммологического института Америки (Gemological Institute of America, GIA), которая является одной из самых надежных организаций по подтверждению подлинности бриллиантов.
GIA заявляет о большом увеличении количества «камней предъявляемых на обслуживание», которое превысило ее мощности примерно на 25 процентов в 2014 году, несмотря на повышение производительности. Одной из причин, которые приводят те, кто знаком с рынком, является повышение озабоченности тем, что синтетические бриллианты, производимые искусственно, а не добытые из земли, могут попасть в цепочку поставок, хотя эту идею отвергают другие участники рынка.
Алмазодобывающие компании предпочитают смотреть вперед. Господин Диппенаар говорит, что первый тендер компании Petra по алмазам в этом году позволяет предполагать «хорошие уровни интереса и несколько более прочные условия рынка» и к середине этого года ожидаются более устойчивые цены.
Что наверняка, говорит г-н Диппенаар, так это то, что «это были шесть месяцев, когда все было против цен на алмазы».