В Госдуму во вторник внесен законопроект, которым предлагается разрешить покупку ювелирных изделий без паспорта при их стоимости ниже 150 тыс. рублей, если платеж совершается наличными. При приобретении драгоценностей по банковской карте показывать паспорт будет не нужно, если изделия стоят до 600 тыс. рублей.
Авторами поправок, размещенных в электронной базе данных Госдумы, выступили члены Совета Федерации Николай Журавлев и Александр Тер-Аванесов. В частности, инициатива предусматривает "установление двух уровней пороговых значений сумм операций при покупке физическим лицом ювелирных изделий, которые могут осуществляться без идентификации клиента: 150 тыс. рублей при расчетах наличными денежными средствами и 600 тыс. рублей при расчетах персонифицированными электронными средствами платежа".
Между тем, на данный момент Госдума уже приняла в первом чтении законопроект (его разработчик - единоросс Валерий Язев) об установлении ценовой планки в 15 тыс. рублей, выше которой при покупке украшений придется показывать паспорт. Проводили ли между собой какие-либо консультации авторы двух проектов, пока не ясно.
Действующее законодательство не предполагает порогов идентификации покупателя при любой сумме и любом способе платежа при покупке ювелирных изделий в розничной сети, указывают сенаторы в пояснительной записке. Между тем, столь жесткая норма привела к тому, что ее выполняет лишь один процент ювелирных магазинов. Более того, многие "предпочли переместить часть оборота в теневой сектор, что причиняет огромный вред российскому бизнесу и интересам РФ", предупреждают разработчики.
"В российской действительности необходимость предоставления продавцу магазина собственных персональных данных, во-первых, сопровождается возникновением у покупателя определенных психологических проблем, а, во-вторых, содержит опасность всевозможных криминальных последствий", - утверждают члены СФ. "В большинстве регионов России покупатели не имеют привычки брать с собой паспорт для посещения магазина, а ведь при покупке ювелирного изделия велика эмоциональная составляющая", - пишут они.
Что касается идентификации клиента при расчете банковской картой, то это нецелесообразно по целому ряду причин, полагают законодатели. Во-первых, считают они, владелец карты уже идентифицирован банком - эмитентом карты. Во-вторых, если на счете карты имеются денежные средства для расчета за покупку, то они либо имеют законное происхождение, либо уже "отмыты", и проведение повторной идентификации ничем не поможет. В-третьих, "при расчете картой платеж осуществляется в безналичной форме и отслеживается по всем банковским проводкам, а следовательно, контролируется банковским учреждением, сотрудники которого имеют более высокую квалификацию, нежели продавец магазина", говорится в пояснительной записке.
В своей аргументации сенаторы идут еще дальше и объясняют, что дорогостоящие покупки оплачиваются в основном платежными картами, "и идентифицировать владельца карты вдвойне опасно, так как персональные данные платежеспособных покупателей представляют особый интерес для криминальных структур". При этом действующее законодательство о противодействии отмыванию денег предусматривает безусловное сообщение о сделках с драгоценными металлами и драгоценными камнями на сумму свыше 600 тыс рублей. Такой размер порогового значения сумм сделок с ювелирными изделиями авторы считают вполне обоснованным.
Эти 15000 рублей как пороговая сумма для документальной фиксации личных данных покупателя родились из стандартов ФАТФ. Там порогами установлены 15000 евро и 15000 долларов без указаний о конвертации. Ну, наши и вписали в закон - 15000 рублей. Что можно купить в ювелирном салоне на 15000 рублей? Особенно сейчас. А неисполнение - статья 15.27 часть 1 (как минимум). А это 50 000 штрафа для ИП, так как предприниматели согласно Примечанию к указанной статье, рассматриваются как юридические лица. Думаю, что всё это как-то совершенно не соразмерно. Хорошо, что ст. 15.27 передали судам. Судьям проще, они независимы. А начальнику инспекции стоит только написать предупреждение, как тут же молодцы из Следственного комитета с подачи прокуратур спешат коррупционную составляющую сшить. И вот отписывается бедняга.