Владимир Збойков
Продолжение.Впрочем, еще до инициативы «Общества защиты прав потребителей» инициативу внесения выше упомянутых изменений в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» проявила АЛРОСА. А еще раньше на Конгрессе CIBJO Министр финансов Антон Силуанов заявил о грядущем сближении российских подходов в сфере ювелирных камней с подходами CIBJO.
Просто взять, и начать напрямую применять в России номенклатуру CIBJO на практике, у нас точно не получится – мы так не работаем… Номенклатура CIBJO, в лучшем случае, станет скелетом наших возможных будущих технических регламентов или иных, доморощенных документов.
В странах ЕС, как и в США, нет никаких специальных законов, вносящих ограничения оборота ювелирных камней, как у нас. Там гражданские права уважаются, и гражданам этих стран разрешено делать с любыми ювелирными камнями все, что угодно. Ограничения касаются лишь алмазного сырья (а не бриллиантов!) в рамках акта международного права – Кимберлийского процесса.
В большинстве стран бывшего СССР, экономика которых вышла из-под российской опеки, также оборот любых ювелирных камней совершенно свободен и нет специфических законов, его ограничивающих.
У нас же есть драгоценные камни, оборот которых сегодня законодательно ограничен, и есть все прочие – полудрагоценные, поделочные и т.д. камни со свободным оборотом. Регулятор в части драгоценных камней (Минфин в лице Пробирной палаты России) вроде бы говорит сегодня о том, что намерен начать контролировать оборот только юридически драгоценных камней.
Возможно, так и будет. Но, во-первых, есть серьезная вероятность расширения перечня наших драгоценных камней до полного списка номенклатуры CIBJO в 120 с лишним наименований (см. Часть 1), а, во-вторых, «не драгоценные» камни может пожелать активно контролировать, например, Роспотребнадзор. В добавок к Пробирной палате...
Ключевой вопрос: нам требуется или нет государственное регулирование рынка ювелирных камней и организация государственного контроля на нем?
А если требуется, то ради чего? Классический триумвират обоснования госконтроля «защита интересов потребителей – государства – бизнеса» ответа не дает, и вот почему.
То, что изложено ниже прописным шрифтом, может показаться с первого взгляда просто глупостью. Но вот если вдуматься…
Это кажется невероятным, но факт: ради защиты интересов потребителя регулирования рынка ювелирных камней не требуется вовсе. И не потому, что на российском рынке нет никакого обмана, мошенничества. Конечно, есть, и сколько угодно. А потому, что потребителю бесполезно знать, что за вставка на самом деле стоит у него в ювелирном изделии.
Дело в том, что практический смысл таких знаний мог бы быть только в одном – потребитель хочет знать, что за камень у него в изделии, и сколько он стоит, если его продать. Но как раз продать-то камень из ювелирного изделия в России невозможно!
Практически ни один российский ломбард или скупка не станут оценивать какой бы то ни было ювелирный камень, кроме бриллианта. Но даже бриллианты, если их соглашаются учесть при сдаче ювелирного украшения, будут оцениваться по смехотворной шкале с еще более смехотворным потолком. Рынок у нас такой.
Не станет же государство создавать государственные скупки, где у населения выкупались бы драгоценные камни по цене действующих на текущий момент прейскурантов Минфина? Не станет. Не так ли?
Ювелирным производствам, изготавливающим массовку, нужны калиброванные ювелирные камни, и по многу. Они тоже не станут связываться с единичными образцами ювелирных камней непонятных размеров. И вообще - непонятного чего, т.к. хорошая геммологическая экспертиза – удовольствие дорогое. Далеко не каждый ломбард, принимающий ювелирные изделия, имеет в штате хоть плохонького геммолога.
Вторичного рынка ювелирных камней в России практически нет. Даже рынка бриллиантов. Тот рынок, что есть, настолько ничтожен по объемам оборота, что его нет смысла хоть как-то обслуживать за государственный счет. А тем более – жестко контролировать государству.
А если нет вторичного рынка, т.е. нет возможности продать находящийся во владении частного потребителя ювелирный камень, то зачем тогда потребителю знать его истинное наименование, истинные характеристики, истинную цену? И зачем на таком рынке контроль государства, обусловленный защитой непонятных интересов потребителя? Для сервиса на таком рынке вполне хватает существующих у нас коммерческих геммологических лабораторий, куда потребитель может обратиться добровольно, если ему это интересно.
От чего же нужно защищать потребителя, владельца ювелирного изделия с некой ювелирной вставкой? От того, что по гороскопу ему положен рубин, а он носит кольцо с гранатом или со стекляшкой, думая, что это рубин? Несерьезно… Особенно с учетом фактора возможной защиты за государственный счет.
Но, предположим, в рамках нынешней нормативно-правовой базы, государственные контролеры какого-то ведомства все же получат задание самым честным образом проверить все ювелирные изделия с ювелирными камнями во всех российских магазинах. И что тогда выяснится?
Во-первых, выяснится, что проверить-то технически невозможно. Даже не в плане объема трудозатрат. А потому, что нет и не может быть у контролеров объективного инструментария для проверки (т.е. повторной оценки) основных ценообразующих характеристик ювелирных камней – цвета и чистоты. Не говоря уж о том, что эти характеристики определяются геммологами субъективно, в России для оценки цвета камней нужны эталонные образцы таких же по наименованию камней. А их ни у кого нет. Точнее, есть несколько штук комплектов эталонных изумрудов. Вроде бы планировали изготовить эталонные коллекции образцов рубинов и сапфиров, александритов, но, если их и изготовили, то один-два комплекта на всю Россию. То же касается и чистоты (или дефектности) ювелирных камней – нужны эталонные коллекции, которых существует лишь у некоторых камней в количестве единиц штук на всю страну.
А без точного установления цвета и чистоты ювелирного камня нет никакого смысла устанавливать и его истинное наименование ювелирного камня. Ведь значение при такой проверки имеет цена камня – не пострадал ли потребитель от того, что предлагаемое ему ювелирное изделие продается по явно завышенной цене? А цену камня, в свою очередь, даже примерно, невозможно установить, не проверив точность указанных характеристик ювелирного камня, что физически невозможно контролерам сделать.
Во-вторых, квалификация государственных контролеров. Если определение наименования ювелирного камня с трудом, но будет доступно подготовленным контролерам, то ответ на вопрос, природный ли камень это или его синтетический аналог – вопрос на засыпку контролера. Лишь опытные геммологи, количество которых в России, наверное, измеряется порядком сотни, смогут гарантированно выявить все виды синтетических аналогов природных ювелирных камней. Но если вероятность ошибки контролера (не считая затрат времени) высока, то зачем такой контроль тогда вообще нужен?
А есть еще масса проблем с камнями мелких рассевов, с глухой закрепкой камней в ювелирных изделиях. И так далее – проблем мало не покажется.
И все эти потенциальные проблемы ради мифической «защиты потребителя», которой потребитель и воспользоваться-то не в состоянии, т.к. камень на вторичном рынке все равно продать практически невозможно.
С другой стороны, обман есть обман, и справедливо мнение, что неважно, захочет ли когда-нибудь покупатель ювелирного изделия с природным ювелирным камнем его продавать – он в любом случае при покупке имеет законное право знать, что же он покупает на самом деле.
Верно, имеет такое право покупатель. Вопрос здесь в том, кто должен обеспечивать покупателю это самое право.
Для государства организация государственного контроля за рынком ювелирных камней – однозначные и значительные издержки. Подготовка контролеров (геммологов) сама по себе стоит недешево, но основные затраты будут и по ходу – экспертиза ювелирных камней не может проходить быстро в принципе! Значит, либо выборочность проверок будет ничтожной в масштабе рынка ювелирных изделий, либо потребуется огромный штат контролеров. С огромными затратами на этот штат.
А еще – дорогостоящее геммологическое оборудование. Расходные материалы (иммерсионная жидкость и пр.). Не могут же контролеры рассчитывать на использование лишь простеньких Gem-tester…
Для производителей и торговли – также контроль за рынком ювелирных камней - одни издержки. Ведь любой, а тем более – длительный – контроль требуется обслуживать, отвлекать персонал…
И если сегодня ювелиры просят снизить срок опробования и клеймения до 3 дней, то какой же он станет, этот срок, если в госинспекциях пробирного надзора начнут проверять ювелирные вставки? Недели, месяцы? Не дай Бог!
Одним из популярных вариантов организации контроля за рынком ювелирных камней часто рассматривается возможность введения обязательной сертификации.
То речь идет об обязательной сертификации всех бриллиантов перед их монтировкой в ювелирные изделия, то об обязательной сертификации только крупных бриллиантов перед их монтировкой в ювелирные изделия, то об обязательной сертификации бриллиантов, уже закрепленных в ювелирные изделия.
Каждый из этих вариантов имеет свои технико-технологические недостатки и достоинства, но все они вместе имеют один недостаток, делающий идею напрочь бессмысленной – не нужна никому обязательная сертификация бриллиантов в изделиях в принципе. Она не востребована потребителями, о чем было написано выше. Не захочет повально потребитель платить за изделие, снабженное бумажкой больше, чем за изделие без бумажки.
Тот небольшой спрос потребителей в сертифицировании бриллиантов, который есть на нашем рынке, полностью покрывается деятельностью имеющихся коммерческих геммологических лабораторий. Причем и этим владельцам изделий с бриллиантами бывает нужен вообщем-то не сертификат на бриллиант, а экспертное заключение на него. Что не совсем то же самое.
Все перечисленное никак не означает того, что сертифицированные ювелирные камни никому не нужны. Рынок сертифицированных ювелирных камней (или снабженных экспертным заключением, не важно) и рынок ювелирных камней в массовых изделиях – это два совершенно разных, не пересекающихся рынка.
В зарубежных странах приобретаемые ювелирные изделия с вставками из природных камней часто снабжаются некими сопроводительными документами, иногда называемыми сертификатами.
Однако, во-первых, это не требование местного законодательства, а добрая воля продавца, его маркетинговый ход.
А, во-вторых, такие «сертификаты» - это вовсе не сертификаты, а экспертные заключения, а чаще – просто сопроводительные бумажки, готовящиеся самим продавцом и дающие информацию лишь о наименовании оправленных ювелирных камней в изделиях, и их массе, без указания характеристик. Понятно, что роль таких документов – создание доверия к дорогостоящему товару, приобретение которого возможно и в инвестиционных целях. Но это не документ «защиты».
Повышение информированности покупателя о вставках в ювелирных изделиях нужно прежде всего самому ювелирному бизнесу, ювелирной торговле. Правда, лишь на этапе насыщения рынка, когда начинается реальная конкуренция за кошелек покупателя. Собственно, к этому мы уже подошли. Кризис подтолкнул.
Но ювелирный бизнес – это не просто набор организаций, а это уже ювелирное сообщество. Которое может и уже должно выполнять некие функции самоорганизации своего рынка. В том числе – в части регулирования порядка оборота ювелирных вставок и изделий с ними.
При этом вовсе не обязательно, чтобы в отрасли появилась юридически оформленная саморегулирующая организация. Конечно, лучше было бы, если этим решила заняться профильная и ведущая общественная организация ювелиров - например, в Ассоциации «Гильдия ювелиров России» этим может заниматься специально восстановленный Комитет по ювелирным камням (ранее такой существовал и активно работал). Кстати, в комитет входили тогда и представители госстурктур – Гохрана России и др.
Если ювелиры сами не соберутся что-то предпринять в сфере оборота ювелирных вставок, то это сделают за них. И не в их пользу.
Что же можно и нужно сделать ювелирному сообществу в данном направлении?
1.Организовать разработку стандартов/регламентов по всему спектру используемых в ювелирных изделиях вставок. Значительная работа уже проделана. Есть наработки у Гохрана России, Геммологического центра МГУ и др. Нужно все тщательно обсудить и доделать то, чего не хватает. С учетом ориентира на номенклатуру CIBJO.
Важно, чтобы забота о потребителе не превратилась в профанацию. Что толку потребителю в каких-то буковках и циферках на бирке? Он же прочитать-то их не всегда может, а не то, чтобы что-то понять и оценить разумность своей покупки…
И это сегодня, когда у каждого потребителя в кармане смартфон с камерой, и существует масса приложений для считывания штрих-кодов и пр., дающих раскрытую информацию о товаре. Хотя лично мне больше симпатизируют RFID чипы и сканеры для их считывания, установить которые за копейки можно в каждом ювелирном магазине.
Здесь есть много чего обсуждать. И это обсуждать в ювелирном сообществе надо.
2.Организовать разработку форм общественного контроля на рынке. Определиться, что и как может контролировать ювелирное сообщество. Как вообще строить нам общественный контроль. Комитет Ассоциации по этике? Комитет Ассоциации по торговле?
Какие общественные санкции за нарушения? Какие поощрения честным продавцам и ювелирам? Как организовать рекламную кампанию по информированию потребителей?
Все это нужно рассматривать и вводить.
3.Организация мониторинга соблюдения информирования потребителей о вставках.Вероятно, как минимум, на первых порах, общественному контролю в части информирования потребителей о ювелирных вставках должны будут подвергаться только члены Ассоциации. Собственно, это должно стать их конкурентным преимуществом. Как лучше организовать такой контроль, а лучше сказать – мониторинг?
4.Организация ведение реестра честных и нечестных компаний на сайте Ассоциации.Думается, как некая мягкая (или не мягкая?) такая мера может быть уместна.
Лучше самих участников ювелирного бизнеса все это никто не сделает. Точнее, так: лучше для потребителей и самих участников рынка.
Можем ничего и не делать. Тогда найдется какая-нибудь непрофильная организация, типа «Общества защиты прав потребителей», и напишет нам что-нибудь, впоследствии с подачи власти превратившееся в нашу обязательную для исполнения нормативно-правовую базу.
Точнее, первый такой проект уже написан – в 55 постановление, о чем говорилось выше…
[ Ювелирные Известия ]
Взгляд очень интересный, но я, как участник рынка цветных камней, несколько опасаюсь добровольной сертификации в условиях, когда она не результат запроса "снизу", от потребителя, а контролируется профобъединениями. Я-то больше верю в пропаганду среди потребителей, в их, так сказать, обучение. Хотя пока вот часто просят сертификат или экспертное заключение не очень понимая, что важно, когда он выдан третьей стороной, которой можно доверять и не имеет смысла самописный или выданный неизвестными азиатами.
Но вот контроль условной ассоциации...
С одной стороны - да, нам скрывать нечего и получение в независимой от нас геммологической лаборатории экспертных заключений это не страшный вариант. Благо, что камни не однотипная калибровка. И, собственно, мы сами сортируем цветные камни по нашим внутренним стандартам, основанным по чистоте на старых стандартах ГИА для цветных камней, а по качеству огранки на наших взглядах на правильное качество огранки :)
С другой стороны - вот некий контроль со стороны некоей ассоциации, тут есть риски. Это, теоретически, может быть инструментом конкурентной борьбы не "честных" с "нечестными", а друзей с остальными. Условно говоря - кто-то собрался, создал междусобойчик и вывешивает списки "честных компаний" из дружественного круга, куда остальные изначально не допускаются по каким-то формальным признакам, скажем. Да и я вот не хочу кого-то пускать из общественников для контроля, так сказать "а судьи кто?". Хотя я доверяю некоторым лабораториям, но, опять же, не хотел бы, чтобы они стали "вершителями судеб" в плане монополизации рынка.
P.S. А точно по 55 речь об инициативе именно ОЗПП, а не какой-то организации со схожим названием? Они ж вообще, вроде, со статусом иностранного агента за получение иностранных средств на политическую деятельность. Я очень удивлюсь, если их инициативы кем-то принимаются во власти.