Добровольческое движение «Даниловцы» предлагает серию авторских публикаций «Волонтерство для чайников«. Мы даем ответы на разные-разные вопросы о волонтерстве. Нашим ответам можно доверять! Своими знаниями, размышлениями и опытом делятся опытные работающие сегодня волонтеры, координаторы волонтерских групп, специалисты и эксперты.
Анастасия Лямина – координатор волонтерской группы в детском наркологическом диспансере N7/ Окончила курсы во ВГИКе. За плечами 8 лет детской-академии телевидения и радиовещания «Останкино». Стихия Анастасии — вышивание, рисование, ролики, настольные игры, батуты, туристические походы, волейбол, танцы. Опыт волонтерской деятельности 3 года.
Зачем мы приходим в наркодиспансер?
Зачем мы приходим? Наверное, первое от чего отталкивается человек, задумавшийся о волонтерстве — это возможность помочь ближнему. Но мир настолько многогранен, а встречи настолько не случайны, что иногда не совсем понятно, кто кому помогает.
Мы волонтеры многому учимся. Волонтерам предоставлена удивительная возможность научиться общаться. Завоевать доверие ребенка или подростка — большой успех, которого без практики тяжело достичь. Еще мы имеем возможность взглянуть на на привычные вещи по-новому. И через это волонтер может вырасти.
Из личного опыта могу сказать, что ребята из детского наркологического диспансера, где работает наша волонтерская группа, научили меня говорить «нет», когда я что-то не хочу делать. Поверьте, это очень трудная задача, особенно, когда ты думаешь, что своим отказом «непримиримо» обидишь человека. Научили ставить границы между моим внутренним миром и миром окружающих. В данном случае это положительный аспект, поскольку без умения ставить рамки в общении можно слишком быстро перегореть или превратиться в «невольного слугу», который делает что-то не по своему желанию, а из-за навязанной чувством вины обязанности.
Ребята учат нас волонтеров искренности, учат быть собой. С ними не пройдет тема лести, наигранности, механической деятельности — они просто останутся в стороне. Очень важно искренне гореть тем, чем вы хотите поделиться!
Есть еще вот что — трудно найти такое место, где «важные, состоявшиеся взрослые» могут с радостью играть в настольные игры, делиться с ребятами и друг с другом, на равных, тем, что мы где - то прочитали, узнали, что нам дорого. Говорить о том, что пережили, где побывали. К примеру, я большой любитель «НаучПопа» (знания о науке для обывателя, «просто о сложном»). Мы устроили викторину на космическую тему и оказалось, что многие ребята интересуются космосом. После этой викторины, еще целый час мы сидели и обсуждали, кто что знает о звездах и о научных исследованиях в астрономии.
Я думаю, что ребят из наркодиспансера надо чем-то увлечь. Ну или переключить на что - то доброе, постараться восполнить недостаток моральных ориентиров. Не знаю, насколько можно с той или иной зависимости переключить на книги, но на что-то яркое необычное — можно. Я, например, очень увлекаюсь «здоровым экстримом» и ребятам эта тема нравится. На встречи я приносила видео, как прыгала с пароплана, как ходила в походы по рекам. Одна из наших задач в том, чтобы свободное время подростков, которое они уделяют непотребный вещам, направить в другое русло. Если этим не занимаются родители, то надо зажечь детей, чтобы они сами захотели развиваться и надо попробовать их сопроводить в этом.
У нас был волонтeр Евгений, который увлекается пейнтболом. И он говорил: «Ребят, когда выйдите — приезжайте! Мы с радостью с вами постреляем» Тут тоже самое. Если интересно, приходите, скажем, в туристический клуб.
Ребенка надо постараться направить. Раскрыть, так или иначе, его потенциал. Способности и таланты детей — это и есть их индивидуальность, их суть, если так можно выразится. Я считаю, каждый обладает чем-то уникальным. Ребенок может не знать, что он потрясающе танцует. Но мы, к примеру, пришли с мастер–классом по танцам и он понял: «О, я круто танцую!». По возможности, мы можем предложить: «Давай, когда выйдешь, мы сходим на курсы танцев. Если понравится, начнешь туда ходить». И когда человек горит идеей, ему все остальное, что может помешать, не очень важно.
Труд волонтеров может показаться имеет маленький КПД. Мы не участвуют в лечении ребят. Мы не являемся их воспитателями. Но даже если резко ничего глобального не происходит, то внутри того общества, где волонтерская работа реализуется, постепенные изменения в лучшую сторону очень даже заметны.
Проиллюстрирую сказанное отзывами сотрудников наркологического диспансера и наших волонтеров.
Воспитатель Е.В. Сухорукова: «Занятия волонтеров с детьми всегда очень интересны, насыщены и разнообразны. После вашего присутствия дети стремятся к творческой деятельности, становятся более спокойными и уравновешенными. Становятся добрее, учатся работать в команде и уважать друг друга».
Воспитатель И.Б.Василевская: «Занятия проводятся регулярно на различные темы. Доброжелательность, человеколюбие, неординарность и доброта пронизывают все общение с детьми. Они ждут вас и любят!»
Волонтер Лена: «Я уже некоторое время наблюдаю за ребятами и сделала свои небольшие выводы. Во-первых, оказалось, что это очень самобытные, разные и интересные личности, за каждым из которых можно подмечать какие-то яркие особенности. Но при этом, ребeнку сложно понять ценность себя самого, ему кажется, что необходимо навешивать на себя разные примочки, чтобы выразить себя и показать «вот я!». Эти дети взрослее своего возраста, по крайней мере, те ребята, которые пришли пообщаться с нами. Очень важно, чтобы каждый из ребят понимал про себя, что он может что-то исключительное, что он в чeм-то талантлив или хотя бы одарeн».
Волонтер Гоша: «Хочется отметить свободную и непринужденную атмосферу, где не только дети, но и воспитатели очень доброжелательно относятся к волонтерам и искренне интересуются программой, которую для них приготовили. Даже те, кого по какой-то причине предложенное занятие не привлекало, все равно не упускали возможности прийти и пообщаться с нами. Лучшего подтверждения того, что «Даниловцы» там нужны и желанны, пожалуй, не найти. Спасибо за мудрость и науку, детям за искренний интерес и всей группе за бесценный опыт!»
Волонтер Варя: «Мне кажется, что с подростками общаться сложнее, чем с детьми. У ребят уже складываются к этому возрасту свои взгляды на жизнь, есть свое мнение, которое может не совпадать с мнением взрослого человека, и надо правильно общаться с такими ребятами, поскольку, так или иначе, нужно подавать хороший пример, при этом, не навязывая свои убеждения и интересы. Очень хочется научиться чувствовать этих ребят!»
Наши принципы и правила.
Мне очень близок один из принципов нашего Добровольческого движения «Даниловцы», который гласит, что мы никого не спасаем. Для меня это означает, что мы не претендуем на роль профессионалов, будь-то врачи, социальные работники и т.д. И мы не ставим себе неподъемные цели. Мы — волонтеры. В стенах наркодиспансера, встречаясь с детьми, мы пытаемся поделиться своим опытом, поделиться своей точкой зрения на жизнь. Показать им пример активной и интересной жизни без сигарет, алкоголя, наркотиков. Конечно, мы понимаем, ограниченность наших возможностей. Одного нашего присутствия не достаточно, чтобы дети из наркодиспансера встали на путь истинный. Если человек сам не захочет, принять помощь и сотрудников и волонтеров, то ничего не произойдет. Этим объясняться повторное возвращение некоторых ребят на лечение и их неприятие лечения и их вызывающее поведение. Для нас важно, оставаясь с ребенком в контакте, доверяя ему, все же осудить его плохое поведение его зависимость. При этом мы не осуждаем личность.
Непосредственно над излечением мы не работаем. Мы, дополняем работу тех профессионалов, что есть в наркологическом диспансере. Волонтеры, а вернее наши встречи с детьми — часть того, что можно назвать реабилитационной средой. Здесь опять же затрагивается тема доверия детей к взрослым: как мир вне Наркодиспансера (в лице волонтеров), воспримет ребят с непростой историей? Поэтому, очень важно регулярные посещения (показывающие желание волонтеров общаться с ребятами) и доброжелательная атмосфера на встречах.
У нас есть памятка волонтера, где прописаны основные правила и обязанности. Ну скажем, поскольку мы работаем большей частью с подростками, то один из принципов — никакой сексуальной провокации. Нельзя с детьми обниматься, целоваться, как-то вульгарно их касаться. Нельзя затрагивать темы алкоголя, курения, наркотиков. Недопустимо ругаться. Ни нам, ни им. Нельзя приносить какие-то предметы: фольгу, скажем, или колюще–режущие. На встречах мы внимательно следим на ножницами, обязательно их пересчитываем. Следим за принесенным чаем, дети могут использовать его для курения. Если занятие проводится на административном этаже — мы обязаны сопровождать ребят по коридорам и даже в туалет, не оставлять их одних без присмотра.
Звучит довольно угнетающе, но почти всегда волонтер может найти поддержку не только в команде Даниловцев, но и ребят. Так уже не раз юные помощники указывали на «ошибки» в работе — оставили ножницы, кто-то забрал чай, где-то забыли убрать. Это очень помогает. Но в тоже время не стоит и расслабляться.
Что мы делаем?
Мы проводим творческие мастер-классы, викторины, беседы за чаем и настольными играми, квесты. Квесты — включают в себя определенный набор конкурсов на заранее запланированной площадке, например, этаже. У нас был квест « Гарри Поттер». В игровой обстановке детям нужно было поступить в школу Хогвардс, выполнять задания, участвовать в конкурсах, переходить в другую локацию (в комнату) и, конечно же, победить Воландеморта. За каждый выполненный конкурс они получали часть герба Хогвардса.
Как-то у нас успешно прошла викторина про классическую музыку. Была викторина на тему космоса. Детям очень понравилось, они активно участвовали.
Наша задача не только творчество, но научить ребят работать в команде, расширить горизонты их мировоззрения, в конце концов, выслушать и уделить внимание. Поэтому наша волонтерская группа состоит не только из «креативных личностей», готовых с радостью лепить, рисовать и вышивать. Я искренне рада, что некоторые волонтеры умеют налаживать эмоциональный контакт с ребятами за простой беседой и, по возможности, планомерно осуществлять идеи «креативного класса».
Проявление личного внимания к ребятам, как не странно, детей поражает. Для меня очень показательным был случай с одним активным подростком, который как-то упрекнул нас в незнании имен детей. В ответ от нас он услышал свое имя и имена его друзей. Это его так впечатлило, что он стал участвовать во всех наших встречах.
Другой пример. Как-то на одной из встреч мы читали Джека Лондона. Один мальчик очень проникся этим писателем. Вскоре мы подарили ему книгу. Вы не представляете, сколько радости было у него, он долго не мог поверить, что эта книга теперь его и он может еe забрать!
Месяц назад мы организовали встречу Нового года. Общими усилиями был разработан сценарий. Наша команда из одного «Деда Мороза»(Максим) и трех «Снегурочек»(Саша, Лена и я) сумела реализовать задуманный план. Было много конкурсов и сладких призов. Каждый конкурс стартовал с хлопушки. Каждый ребенок получил подарок с индивидуальной, подписанной волонтерами открыткой. Нам удалось создать атмосферу праздника. Некоторые ребята признавались, что это их лучший новый год — уже только по этой причине этот вечер был не напрасным!
Как организована деятельность волонтерской команды?
Взаимодействуем мы на двух площадках – электронная почта и социальная сеть «В контанте». У нас есть рассылка. Я стараюсь делать ее каждый понедельник или вторник. Рассылка включает: благодарность тем, кто проводил занятия и встречи с детьми, кто участвовал в мастер–классах, описанием, что происходило, имена присутствующих, количество ребят и отзывы волонтеров. Волонтеры, проводившие занятия пишут краткий отчет. Но стараемся, чтобы все, кто присутствовали на встрече тоже поделились своими впечатлениями.
В моих письмах три рубрики – отчеты, планы на неделю и планы на месяц.
Есть табличка с расписанием, где волонтеры закрепляют за собой тот или иной день, ту или иную тематику встречи с детьми. Это позволяет отследить в какой день новым волонтерам необходимо сопровождение «ветеранов», какой день доступен для идей, а в какой необходима помощь волонтеров ведущему мастер-класс. Можно заранее спланировать какие материалы и в каком количестве будут необходимы.
У нас есть электронная «база занятий» с описание мастер-классов, викторин и квестов, проведенных волонтерами, с указанием использованных материалов, примерного «тайминга» и фото отчетами. Так же в этом месяце в нашей группе в «В контакте» появилась тема «Идеи для занятий» с аналогичным содержанием, только здесь представлены идеи, которые мы ещe не использовали.
В чем заключается работа координатора волонтерской группы?
Задача координатора для меня – обеспечить беспрепятственную регулярную работу волонтерской группы, то есть встречи и занятия с детьми. Моя ответственность во многом — это и поддержание нужной атмосферы (иногда стоит подбодрить волонтера, иногда поговорить с ребенком, а иногда успокоить воспитателя), организация рабочего пространства, координация волонтеров, согласование времени и помощь в осуществлении идей.
При смене координатора перед моим приходом была утеряна связь с администрацией. И вот сейчас она восстанавливается. Взаимодействуем с сотрудниками и руководством наркологического диспансера. Для меня стало добрым сигналом, когда я поняла, что меня узнают, что какие - то претензии воспитатели или дети высказывают мне. Персонал меня идентифицирует.
Я уверена, что важно не только количественное увеличение волонтеров, но и качественное, желание людей развиваться и проявлять инициативу очень помогает группе. В «Даниловцах» есть прекрасные ресурсы и ценный опыт, в этой области!
Текст подготовлен к публикации Надеждой Пушкиной и Юрием Белановским
Наше движение – это более 800 участников и около 4000 подопечных детей и взрослых в год.
Уже 6 лет «Даниловцы» организуют творческие, учебные и игровые встречи, прогулки и поездки для детей в больницах и приютах; кормят бездомных у Павелецкого вокзала; делают благотворительные ремонты нуждающимся; переписываются с заключенными.
Среди учреждений, где «Даниловцы» смогли реализовать волонтерские инициативы:
- Российская детская клиническая больница 3 отделения (г.Москва),
- ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии (г.Москва)
- НИИ нейрохирургии им.Бурденко (г.Москва),
- Детский дом-интернат для умственно-отсталых детей N15 и №24 (г.Москва)
- Детский наркологический диспансер (г.Москва),
- Колония для несовершеннолетних преступников (МО, г.Можайск),
- Социальный приют (МО, г.Ступино)
Мы будем очень признательны за поддержку нашего движения. «Даниловцы» ведут свою деятельность исключительно за счeт частных пожертвований и средств от продажи на благотворительных ярмарках товаров, сделанных руками наших волонтеров. Мы ищем спонсора, готового поддержать наше Движение и вместе с нами помогать тысячам людей.