В декабре спрос россиян на бриллианты вырос на 62% по сравнению с аналогичным показателем 2013 года. Об этом сообщили на крупнейшем отечественном предприятии по огранке алмазов — заводе "Кристалл". Больше половины продаж пришлось на готовые изделия. Однако, как ожидают участники рынка, в ближайшие месяцы потребители резко сократят свои расходы на ювелирную продукцию. Подробнее — в материале Альбины Хазеевой.
"Коммерсантъ FM" исследует ситуацию в разных секторах российского бизнеса, чтобы узнать, с какими трудностями столкнулись предприниматели и что они делают для того, чтобы не просто удержать, но и развить свое дело в эти сложные времена, а также насколько успешны их действия с точки зрения потребителя. Прямо сейчас — о производителях ювелирных украшений.
В ювелирной отрасли складывается та же ситуация, что и во многих других секторах экономики: спрос на продукцию падает, а ее себестоимость растет.
Несмотря на то, что Россия является одним из крупнейших золотодобытчиков в мире, отечественные производители украшений покупают этот драгметалл у банков по биржевому курсу. Из-за роста доллара цена на золото в рублях бьет новые исторические рекорды.
На этом фоне многие участники рынка идут на снижение средней стоимости изделия — используют камни помельче и уменьшают вес готового украшения. А внедрение новых технологий позволит увеличить производительность труда, заявил исполнительный директор ювелирной компании "Адамас" Максим Вайнберг.
"Мы на сегодняшний день уже начали заниматься достаточно активно оптимизацией, у нас начал сворачиваться жирок лишний, мы стараемся меньше тратить, мы меняем внутренние бизнес-процессы, оптимизируя их, мы повышаем эффективность нашей работы, стараемся внедрять больше автоматизации и заниматься IT-системами", — рассказал "Коммерсантъ FM" Вайнберг.
В нынешних условиях государство должно ввести экспортную пошлину на золото в слитках, говорят ювелиры. В компании "Алмаз-Холдинг" посчитали, что 5-процентный сбор приведет к аналогичному снижению цены на сырье на внутреннем рынке. В результате средний завод, который перерабатывает в месяц 100 кг драгоценного металла, сэкономит около 10 млн руб.
Глава ювелирного дома Dzhanelli Jewellery House Диана Джанелли считает, что сейчас выгоднее производить изделия из серебра с кварцем, чем из золота с бриллиантами.
"Я пришла к этому из-за желания, чтобы мой клиент мог себе позволить покупать больше, чаще и разнообразнее. Если ты покупаешь fashion-jewellery с золотом и бриллиантами — это одна цена, а серебряных ты можешь себе позволить купить пять таких. Больше ассортимент — больше выбор, и это намного лучше и для нас, и для покупателей", — уверена Джанелли.
По мнению некоторых игроков, проблемы в ювелирной отрасли связаны и с появлением новых атрибутов успешности. Статус все чаще подчеркивают не золотыми сережками, а дорогим смартфоном. Владелец компании Amova Jewellery Светлана Амова заявила, что намерена выходить на рынки тех стран, где нет кризиса и где украшения относятся к разряду вечных ценностей.
"Мы думаем переориентироваться и уходим на Ближний Восток, в Лондоне мы размещаемся, в Нью-Йорке — с американской экономикой все хорошо. У нас открылся в октябре Катар, мы представлены в Бахрейне, сейчас развитие в Дубае. Естественно, стали больше вкладывать в рекламу на Ближнем Востоке и более переориентированы стали туда, также, например, Баку, Алма-Аты", — сообщила Амова.
Президент ювелирного дома Cluev Илья Клюев уверен, что на фоне патриотического подъема интерес покупателей к российским украшениям вырастет. Причем востребованы будут сложные, авторские работы. В этом году компания намерена расширить ассортимент почти в два раза.
"Все хотят, наконец, увидеть что-то интересное, сделанное в России, нам это позволяет сейчас и новых мастеров приглашать, и думать о расширении. Все-таки наше производство немного отличается от того, что в среднем можно ожидать, это изготовление действительно сложных художественных украшений. На каждое украшение уходит много времени, чтобы сделать одно изделие требуется три недели, месяц, полтора, у нас в мастерской 30 человек на конец года, сейчас – 35, мы в прошлом году изготовили 160 украшений, в этом году хотели бы сделать около 300", — рассказал Клюев.
В любом случае рассматривать ювелирные украшения как объект инвестиций не стоит, утверждают эксперты. Сразу после покупки изделие теряет в цене до 70%.