В конце прошлого года участники омского ювелирного рынка вынуждены были несколько раз оперативно повышать цены на свой товар. По их мнению, сегодня цены не стабилизировались и могут вырасти уже в феврале. В сложившейся экономической ситуации 2015 год будет неблагоприятным для развития сетей.
Рынок омских сетей
По данным справочника 2ГИС, в Омске сегодня насчитывается 173 ювелирных салона. В отличие от многих других видов ритейла, этот рынок по большей части состоит из местных игроков. Львиную долю занимают омские сетевые магазины. Самыми крупными игроками (по количеству ювелирных салонов) являются сети «Россювелирторг» (11 точек), «Ювелирторг» (8) «Ювелирный союз» (8), «Сибирский самоцвет» (5). Остальные небольшие омские сети имеют по 2-3 салона в разных районах города. Их насчитывается более 20. Также многие омские предприниматели открывают одиночные ювелирные магазины. Большинство из них имеют небольшие площади и располагаются в торговых комплексах и магазинах «у дома». Часто собственниками небольших ювелирных лавок являются индивидуальные предприниматели. Мелкие магазины по совместительству работают и как ломбарды.
Самым крупным и известным из одиночных местных игроков является салон «Жемчужина». Это самый старый омский магазин, расположенный в центре города и работающий с 60-х годов прошлого века. Среди иногородних участников рынка шире всех представлена сеть «585» из Санкт-Петербурга.
У этой сети даже есть подражатели — гораздо меньшая по охвату местная сеть «583», представленная тремя филиалами. Однако одним из лидеров рынка участники называют салон «Березка», который имеет всего три точки, но при этом довольно узнаваемый и популярный бренд.
В основном в ассортименте омских магазинов представлена продукция российских производителей. Она занимает более 90% рынка. Изделия везут из таких городов, как Москва, Кострома, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск. У 25% опрошенных в продаже имеется продукция зарубежного производства (Италия, Таиланд, Индия, Украина). Часть магазинов реализует украшения собственного производства.
Омичи — посредники
В денежном выражении эксперты оценивают омский рынок примерно в 1 млрд руб. При этом, согласно федеральным исследованиям, российский ювелирный рынок, на котором насчитывается около 5 тыс. участников, по итогам 2013 года составлял примерно 260 млрд руб. По мнению гендиректора ООО «Омский ювелир» Александра Стрельникова, федеральным сетям работать в нашем городе не очень интересно. Часто крупные игроки заходят на местный рынок и тут же закрываются, столкнувшись с низкой ликвидностью и слабой покупательной способностью горожан. В основном федералы предпочитают работать в Омске через местных представителей. Так, к примеру, московский ювелирный дом «Эстет» открыл в прошлом году один салон в Омске, сделав своим официальным представителем сеть «Россювелирторг».
«Омский рынок развивается медленней, чем новосибирский и тем более московский, наши цены всегда были значительно ниже», — говорит Александр Стрельников.
Спрос пришел из Казахстана
По словам руководителя сети «Ювелирторг» Олега Костромина, после падения курса рубля цены на украшения выросли, в зависимости от производителя, на 30-40%. «Наценка осталась прежней, однако рост оптовых цен спровоцировал увеличение розничных», — рассказывает он. Спрос на украшения в конце года был достаточно большим. Бизнесмен связывает это как с необходимостью россиян покупать подарки, так и с желанием сохранить деньги. Также значительную часть омского ассортимента скупили в декабре жители соседнего Казахстана. «Сейчас рынок замедлил рост, в основном покупки совершают те, кому на новогодние праздники подарили деньги. В таком состоянии он традиционно будет находиться до марта. Хотя по моим прогнозам весь год будет достаточно спокойным», — считает Олег Костромин.
По словам Александра Стрельникова, на некоторые категории товаров цены выросли в два раза. «На сегодняшний день мы еще не очень хорошо понимаем, как будет развиваться рынок дальше. Будем искать новые компании для сотрудничества, которые предлагают более приемлемые цены. К сожалению, зарплаты горожан вслед за ценами расти не станут», — говорит предприниматель. По его мнению, кризис может стать хорошим подспорьем для небольших компаний-поставщиков, которые имеют более простую структуру организации и готовы быстрее перестроить работу.
Цены растут с осени
По словам соучредителя компании «Россювелирторг» Кирилла Хариби, цены начали повышаться уже давно. «Первое повышение цен прошло еще в сентябре. Большинство российских заводов имеют хорошие аналитические отделы, поэтому они заранее закладывают в цены изделий возможное изменение их себестоимости. Украшения делаются примерно 30-40 дней, за это время их себестоимость может вырасти», — говорит он. Большую часть своего ассортимента «Россювелирторг» заказывает за границей, в основном в Европе, поэтому здесь существенное влияние оказал курс евро. «При этом сами по себе цены на итальянские и французские ювелирные изделия не поднимались», — подчеркивает предприниматель. «Как правило, в более стабильной экономической ситуации в декабре мы уже спокойно завершаем год и подводим итоги, однако в этот раз из-за постоянных скачков валют приходилось неоднократно пересчитывать цены и переделывать финансовые планы. Этим мы занимаемся и сейчас. Причем в феврале цены снова могут измениться», — продолжает Кирилл Хариби.
Иногда российские производители, ориентируясь на экономическую ситуацию, принимают решение о снижении цены, однако розничные сети оперативно реагировать на эти изменения не успевают из-за большого ассортимента. По словам Хариби, в таком случае ритейлеры компенсируют это скидками.
Одиночкам будет сложно
Эксперты расходятся во мнениях о судьбе мелких игроков. Руководитель сети «Ювелирторг» Олег Костромин считает, что небольшим магазинам придется сложно. «Крупные сети имеют хорошие связи с заводами и доверие покупателей. У них больше возможностей устанавливать демократичные цены, также имеется запас товара, купленного по более низким ценам, а вот мелким магазинам будет сложно выжить в кризис», — говорит он.
Другого мнения придерживается Кирилл Хариби: «Маленькие ювелирные лавки, которые часто располагаются в спальных районах, требуют минимальных затрат. Там небольшой ассортимент и их владельцы обычно сами ведут бухгалтерию и торгуют. Часто таким бизнесом занимаются, например, супруги и их близкие родственники. То есть почти все деньги, которые зарабатывает предприниматель, идут в семью. Если он закроет магазин и найдет работу, то это в любом случае будет меньшая сумма. Так что небольшие магазины останутся», — рассуждает он.
Год без расширения
Все опрошенные «ДО» эксперты сходятся на том, что расширять присутствие своих сетей в текущей экономической ситуации не стоит. «За прошлый год мы и так открыли 4 магазина. Это самый большой рост компании за всю ее историю, — рассказывает Кирилл Хариби. — Думаю, в этом году такого глобального расширения не произойдет. Хотя планы на будущее всегда есть». По мнению предпринимателя, в будущем ювелирный рынок станет более гибко подстраиваться под психологию современного покупателя: «Сегодня люди не хотят ездить в крупные торговые центры, им хочется совершать покупки недалеко от дома. В этом направлении, наверное, стоит работать».
Комментарий
«Дешевые и некачественные»
Александр Стрельников, директор ООО «Омский ювелир»
В плане цен на ювелирные украшения в Омске очень много компаний, которые серьезно демпингуют. В основном это небольшие ювелирные лавки, они часто продают товар по цене ниже закупочной. Честным путем делать это невозможно. Очевидно, что это либо товар, бывший в употреблении, либо просто украшения низкого качества. Хорошие ювелирные изделия просто так дешеветь не могут, их цена напрямую зависит от курсов валют и цен, установленных производителем.