В Украине началась налоговая реформа. Она затрагивает интересы всех без исключения участников ювелирного рынка – и производителей, и оптовиков, и розницу. Ведь условия работы изменились для всех, и для всех эти изменения болезненны.
С 1 июля 2015 г. вводится обязательное применение регистраторов расчетных операций для плательщиков единого налога ІІІ группы (производители и торговцы ювелирными изделиями). Для плательщиков единого налога ІІ группы (изготовление ювелирных изделий по индивидуальным заказам от населения и ремонт) – с 1 января 2016 г.
Это означает не только то, что плательщики единого налога должны применять РРО, они также не будут освобождены от обязанности вести учет товарных запасов во всех местах хранения и/или реализации товаров.
Будучи участником всех событий Налогового Майдана-2010 и его со-организатором, участником переговорной группы с Правительством Н.Я. Азарова, членом Координационного совета по вопросам развития малого и среднего предпринимательства при Кабмине, я не могу согласиться с нынешними новациями, как, надеюсь, большинство из вас. Более 4-х лет назад власти в рамках Налогового кодекса фактически признали право физических лиц-предпринимателей не вести товарный учет и возможность принимать в продажу товар без приходных документов. В 2011-2014 годах не применялись к предпринимателям санкции по закону об РРО, за исключением проблемных 9 месяцев 2012 г. Ведь не было учета расходов и не было учета товарных запасов. А теперь, одновременно с введением кассовых аппаратов, фискалы спросят вас о ведении учета товарных запасов по выявленным товарным остаткам, образовавшимся задолго до 1 июля 2015 года. И если вы документально не подтвердите происхождение этих остатков, будет применяться санкция за торговлю неучтенным товаром, не учтенным по месту реализации, в двукратном размере стоимости таких товаров по ценам реализации. В сфере ювелирной торговли это будут миллионные суммы, и бюджет будет наполняться не честно уплаченными налогами, а начисленными штрафами. Это считаю несправедливым по отношению к малому ювелирному бизнесу.
Мы уже начали «тушить пожар» в вопросе обязательного применения РРО. А именно, 14 января 2015 г. в парламентский Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики направлен законопроект от 13.01.2015 г.№1718, зарегистрированный народным депутатом Украины Оксаной Продан, в состав авторского коллектива по разработке которого входит представитель Союза ювелиров Украины. Этот законопроект направлен на отмену обязательного применения РРО плательщиками единого налога ІІ и ІІІ групп, а также налогоплательщиками на общей системе налогообложения, оказывающими услуги.
Кроме того, в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект №1088 от Оксаны Продан, в авторском коллективе которого также участвовал представитель Союза ювелиров Украины. Этот законопроект концептуально меняет условия применения РРО. Взять хотя бы отмену обязательного учета товарных запасов и государственные гарантии тем субъектам хозяйствования, которые обязаны применять РРО.
У нас единый рынок – ювелирный. Все участники рынка работают в связке. Поэтому мы должны действовать все вместе, сообща. У каждого есть свое собственное мнение по поводу РРО. Но сейчас, отбросив личные мнения, все мы должны объединиться и поддержать оба законопроекта – и №1718, и №1088. С их помощью выживет наша розница.
Мы должны объединиться всей ювелирной отраслью – и производители, и оптовики, и розничные торговцы, и крупный, и средний, и малый бизнес, участники разных ассоциаций и союзов ювелиров – мы сейчас должны быть вместе и выступать единым фронтом за право ювелирной отрасли на существование и дальнейшее развитие.
Те производители ювелирных изделий, которые выступают за обязательное применение РРО в сфере розничной торговли, должны сейчас поддержать розницу – плательщиков единого налога.
Сейчас надо отбросить все противоречия и конфликты. На собрании ювелиров 22 января никаких подобных конфликтных позиций и противоречий быть не должно.
На собрание в Киев приедут участники ювелирного рынка изо всех регионов Украины – и производители, и оптовики, и розница. Знаю, что желающих очень много. Поэтому, если возможности залов выставочного центра «КиевЭкспоПлаза» не позволят вместить всех участников собрания, мы перенесем его в большой Конгресс-холл Государственной фискальной службы Украины, где мы с вами собирались в 2012 году. В этом зале сейчас на бесплатной основе проходят заседания Общественного совета при ГФСУ, в состав которого я вхожу. Заодно пригласим членов Общественного совета послушать о проблемах ювелирной отрасли. Уверен, что нас и там поддержат.
Еще раз подчеркиваю: наша главная задача сейчас – объединить всю ювелирную отрасль для того, чтобы красиво, грамотно, профессионально, и, главное - в единстве, с достоинством отстоять права и законные интересы и товаропроизводителей, и торговцев. Сейчас уникальный шанс объединить усилия всех участников ювелирного рынка.
В свою очередь, ювелирная розница и оптовики должны поддержать наших отечественных товаропроизводителей ювелирных изделий, оказавшихся на грани разорения или уничтожения бизнеса.
С 1 января 2015 года в Украине введен новый сбор на общеобязательное государственное пенсионное страхование, который уплачивается при подаче ювелирных и бытовых изделий на клеймение государственным пробирным клеймом в казенные предприятия пробирного контроля. Ставка сбора – 10% от стоимости основного драгоценного металла в сплаве по ценам Национального банка Украины. В этом году запланированы поступления от этого сбора в Государственный бюджет Украины в размере 221 801 500 гривен, что в пересчете на каждый месяц составляет 18 483 458, 33 гривен. Суммы бюджетных поступлений не являются реалистичными и однозначно не будут выполнены. Ювелирная отрасль, переживающая не лучшие времена, не способна дать такие суммы доходов в бюджет – но это вопрос к тем, кто рассчитывал бюджетные показатели в Минфине, а не к участникам ювелирного рынка.
Кстати, простой арифметический перерасчет по уплате этого сбора свидетельствует о том, что разработчики налоговой реформы базировались на показателях клеймения по итогам 2013 года, с учетом показателя развития отрасли в сравнении с 2012 годом, но без учета аннексированной российскими агрессорами Автономной республики Крым, а также оккупированных частей Донецкой и Луганской областей. Объем клеймения, без учета какого бы то ни было профицита развития отрасли в 2014 году (по итогам которого ещe не опубликованы данные), должен был отличаться на минус 10,1% по сравнению с 2013 годом, и то весьма умозрительно. Ведь по объемам потребления, каково было падение? Кто его может достоверно оценить его, когда в стране идет война и произошло отторжение части территории Украины?
Основная нагрузка по уплате нового сбора легла на отечественных производителей ювелирных изделий, а запланированные доходы стали неподъемным бременем для украинской ювелирной отрасли. В результате таких новаций производство ювелирных изделий из золота заморожено полностью, а серебряных украшений – сократилось на 60-90% в региональном аспекте.
Если так будет продолжаться, мы будем вынуждены вслед за Польшей, пережившей период «шоковой терапии» в 1990-х годах, сначала заморозить свой рынок ювелирных изделий из золота, а затем «без боя» уступить его иностранным поставщикам, поскольку ресурсы на поддержание конкурентоспособности отечественной ювелирной отрасли будут вымыты налогами и сборами. В результате мы сохраним отечественное производство украшений из серебра, янтаря, рынок эксклюзивной продукции и услуг по изготовлению ювелирных изделий по индивидуальным заказам. Но о прежнем, высочайшем среди стран Восточной Европы, уровне развития нашей ювелирной отрасли придется забыть на десятилетия, если не навсегда.
Полностью отменить данный сбор в Пенсионный фонд мы не сможем, поскольку в стране идет война, и нужны дополнительные средства для увеличения пенсионных выплат военнослужащим армии и Национальной гвардии, которые связаны с повышением заработных плат в связи с боевыми действиями. Ведь сейчас майор Нацгвардии в зоне АТО получает столько же, сколько полковник Вооруженных сил – почти 22 тыс. грн. в месяц, что влияет на его пенсионное обеспечение.
Для решения проблемы сбора в Пенсионный фонд есть несколько вариантов:
1) Оставить новый сбор без изменений. Но это не устраивает наших товаропроизводителей, поскольку новый сбор приведет к вымыванию их оборотных средств и, в итоге, к полному разорению. Плохие условия будут и для контрагентов –представителей розничной торговли. Ведь новый сбор существенно изменит схему работы на ювелирном рынке. Во-первых, у производителей все изделия будут находиться на складах без клейма до момента их полной оплаты с учетом нового сбора. Во-вторых, ни о какой отсрочке платежа или поставке товара на реализацию не может быть и речи. В-третьих, никакого возврата или замены ассортимента неликвидной продукции не будет без возмещения розничным торговцем всех убытков товаропроизводителям, связанных с уплатой нового сбора. В-четвертых, при давальческих операциях сумма сбора меняться не будет. Это устраивает участников ювелирного рынка? Уверен, что нет. В-пятых, на рынке увеличится количество изделий с поддельным пробирным клеймом. Отвечает за него розница. Поскольку Государственная пробирная служба Украины формально ликвидирована, пока что проверять наличие и подлинность оттисков пробирных клейм будут милиционеры. А для них достаточно одной жалобы потребителя о якобы фальшивом клейме или продаже изделия без клейма, чтобы отобрать на экспертизу весь ассортимент изделий со всех прилавков. Рознице тоже будет плохо, ведь административное давление усилится.
2) «Откат назад» - к 5% сбору в Пенсионный фонд с продажи ювелирных изделий из золота (кроме обручальных колец), платины и драгоценных камней. Основной плательщик – розница, поскольку документом, подтверждающим продажу таких ювелирных изделий, является кассовый чек. Плательщики единого налога платили этот сбор на общих основаниях, начиная с 2008 года. До 1 января 2015 года были дискриминированы, в основном, розничные торговцы. После 1 января – только товаропроизводители, которые подают изделия на клеймение. Союз ювелиров Украины против дискриминации кого бы то ни было из числа участников ювелирного рынка. К тому же вариант «откат назад», по мнению представителей Минфина, сделает невозможным отмену кассовых аппаратов. Поскольку есть необходимость администрировать продажи изделий из золота, отделяя обручальные кольца и изделия из серебра, платины и драгоценных камней.
3) Компромисс объединенной ювелирной отрасли с государством. Смысл компромисса в следующем. Сбор на общеобязательное государственное пенсионное страхование платят все участники ювелирного рынка – и производители, и оптовики, и розничные продавцы изделий – со всех изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней. Ставка сбора для всех одинакова – 1% дохода от производства и/или продажи изделий. Обязательства по уплате сбора должны возникать только после получения дохода, а не авансом. С выручки при осуществлении давальческих операций изготовители также платят этот сбор с суммы, полученной за работу.
Объект налогообложения данным сбором не может быть предметом (изделием), а может быть только доходом от определенных хозяйственных операций, иначе это - несправедливый сбор. Например, доход от операций по изготовлению ювелирных изделий, по оптовой, розничной, комиссионной торговле ими. Доходом в данном случае считается доход, предусмотренный нормами Налогового кодекса Украины. То есть, если реализован товар, принадлежащий продавцу на праве собственности, объектом налогообложения будет цена, по которой этот товар был продан. Если проданный товар был получен по договору комиссии, то доходом должна считаться только сумма комиссионного вознаграждения комиссионеру. Если это давальческая операция, то доходом считается только сумма, полученная в оплату за услугу по изготовлению изделий. Ставка сбора должна быть единой для всех участников ювелирного рынка и составлять не более 1% дохода. Это – принципиальная позиция.
Почему сбор 1% для всех - это нормально? С 1 января 2015 года ставка единого налога для ІІІ группы, на которой работают 95% участников ювелирного рынка, была снижена на 1% - с 5% до 4% дохода. Бизнес не просил о таком снижении ставки единого налога. Оставшийся 1% можно безболезненно направить в Пенсионный фонд в виде сбора на общеобязательное государственное пенсионное страхование.
Предложенные новации вписываются в нормы Коалиционного соглашения 5 парламентских партий в Верховной Раде VIII созыва, что должно обеспечить им поддержку в парламенте. Во-первых, расширяется круг плательщиков этого сбора – с 1220 производителей до 11000 (по данным Государственной пробирной службы) субъектов хозяйствования-участников ювелирного рынка. Во-вторых, расширяется база налогообложения – это доход от производства, оптовой, розничной, комиссионной торговли всеми ювелирными и бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней.
И, что немаловажно – это равномерное распределение нагрузки по уплате сбора между всеми участниками ювелирного рынка. Никто не будет дискриминирован – ни производители, ни розница.
В Союзе ювелиров Украины отдают себе отчет, что данное предложение, по сути, - это введение 1%-го сбора с оборота ювелирной продукции на каждой стадии прохождения цепочки от производителя к потребителю. Но эта модель считается наиболее адекватной в данный момент, точно так же, как и единый налог по ставке 4% дохода.
К тому же, введение сейчас такого общеобязательного 1% сбора в Пенсионный фонд, без разделения продукции на «предметы роскоши» и «ширпотреб», создаст возможности в будущем для полной отмены этого сбора, который был введен 15 лет назад, как временный. Но это станет возможно только тогда, когда доходы Пенсионного фонда стабилизируются и будут достаточными для того, чтобы без государственных дотаций пенсионерам выплачивалось достойное пенсионное обеспечение.
Союз ювелиров Украины приветствует всех участников ювелирного рынка, поддерживающих наши инициативы – а это представители как сферы ювелирного производства, так и торговцы ювелирными изделиями.
На собрании участников ювелирного рынка 22 января 2015 года призываю всех поддержать данное предложение по реформированию сбора в Пенсионный фонд, проявив при этом единство и сплоченность всей ювелирной отрасли Украины.
С уважением, | ||
президент Союза ювелиров Украины | Дмитрий Выдолоб |