Госдума приняла в первом чтении законопроект о саморегулируемых организациях (СРО) на финансовых рынках.
СРО будут создаваться для брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, специализированных депозитариев, регистраторов, акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний, инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Также в СРО объединятся страховщики, страховые брокеры, общества взаимного страхования, микрофинансовые организации, кредитные, жилищные накопительные, сельскохозяйственные кооперативы и ломбарды.
"Среди участников саморегулирования не хватает только банковского сектора. Но это принципиальная позиция и разработчиков закона, и тех авторов, которые этот закон вносили", - заявила на заседании автор законопроекта и глава думского комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина.
Компании, входящие в СРО, должны представлять "не менее 34% от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности", отмечается в законопроекте. При этом каждая организация может быть членом одной СРО в своем сегменте.
"Фактически данная норма допускает существование только двух саморегулируемых организаций в каждом сегменте финансового рынка. Комитет считает, что данное положение нуждается в дополнительном обсуждении и уточнении с учетом как специфики осуществляемых видов деятельности, так и возможности совмещения различных видов деятельности", - сказала Н.Бурыкина. При этом она отметила, что СРО не должно быть много - от одной до трех организаций в каждом сегменте финрынка.
Вступление в СРО обязательно, без этого организации на финрынке не смогут осуществлять лицензионную деятельность. Финорганизации во всех сегментах рынка после формирования СРО должны вступить в нее в течение 180 дней.
Законопроект определяет порядок согласования руководителя СРО, предложенного его членами. ЦБ РФ может потребовать замены руководителя СРО, будет проводить проверки таких организаций согласно регламентам, установленным ЦБ. Также мегарегулятор, согласно проекту документа, будет проверять достаточность сметы СРО для исполнения поставленных организацией уставных задач.
СРО устанавливает целый ряд внешних, в том числе профессиональных, и внутренних стандартов, стандартов работы с потребителями. Базовые стандарты будут касаться управления рисками, корпоративного управления, внутреннего контроля. К внутренним стандартам относятся условия членства в саморегулируемой организации, размер и порядок уплаты вступительного взноса и членских взносов, система мер и порядок их применения за несоблюдение членами СРО стандартов и правил организации, требования к деловой репутации должностных лиц СРО, правила профессиональной этики сотрудников СРО, ряд других. Стандарты направляются в Центробанк и утверждаются мегарегулятором.
Представители СРО на финрынке, согласно законопроекту, могут участвовать в обсуждениях рабочих групп ЦБ РФ, готовить письменные предложения по актуальным вопросам, а также принимать участие в обсуждении задач отрасли на встречах с представителями исполнительной власти.
Получение прибыли, согласно законопроекту, "не является основной целью деятельности саморегулируемых организаций на финрынке".
Впервые законопроект о СРО на финансовом рынке начал обсуждаться более года назад, он готовился при активном участии ЦБ РФ.
Новая редакция документа содержит более детальную проработку разделов, касающихся установления отношений СРО с регулятором, порядка передачи контрольных полномочий СРО, формирования органов управления СРО на финрынке, порядка раскрытия информации о деятельности СРО. Кроме того, в документе устанавливается, что Центробанк сможет предоставлять саморегулируемым организациям ряд полномочий по регулированию и надзору.