15 января 2015 г. в «Деловой России» состоялось заседание Антикризисного штаба по теме
«Денежно-кредитная политика в Российской Федерации».
По приглашению сопредседателя «Деловой России» Титова Б.Ю., участие в работе Антикризисного штаба принял член Президиума Генсовета «Деловой России», Президент «Алмаз-холдинга» Ф.Ф.Гумеров.
Задача антикризисного штаба – анализ ситуации в экономике страны и выработка предложений бизнеса по выходу из кризиса и развитию новой модели экономики страны. На заседании прошло обсуждение пакета мер денежно-кредитной политики по компенсации негативных тенденций в экономике России и поддержке обрабатывающего сектора.
Антикризисный штаб «Деловой России» дал следующую оценку ситуации в экономики России.
1. В результате резкого снижения курса национальной валюты цены на широкую номенклатуру поставляемых товаров, прежде всего импортных, или имеющих высокую долю импортных составляющих в себестоимости продукции, не имеют ориентиров. Поставщики вынуждены приостанавлить производство и поставки на период стабилизации курса национальной валюты и определения новой себестоимости своей продукции, только после этого они смогут установить новые уровни цен на товары, работы и услуги. Многие из производителей потребительских товаров уже начали переговоры с сетями об изменении условий подписанных договоров, с тем, чтобы иметь возможность повышения цен. По той же причине снижены объемы размещения заказов в Федеральной контрактной системе.
2. В результате повышения ключевой ставки Банка России, во многих банках все текущие сделки по розничному и корпоративному кредитованию во второй половине декабря 2014г. были приостановлены. В настоящее время отдельные банки начали выдавать кредиты, но увеличили ставки до 25-30%.
3. Особенно сильный негативный эффект на финансово-экономическое состояние предприятий оказывает то, что отдельные банки, в том числе системообразующие, такие как Сбербанк России, ВТБ, Банк Уралсиб, Россельхозбанк и Газпромбанк начали пересматривать условия действующих кредитов, повышая ставки не только по новым, но и по уже выданным кредитам. Это ведет к резкому повышению издержек по текущим операциям и остановке реализации значительного количества проектов, находящихся в середине инвестиционного процесса.
Повышение ставок по уже выданным кредитам стимулировалось Центральным Банком, который увеличил стоимость фондирования по уже действующим договорам рефинансирования, отказавшись заморозить плавающую ставку, предусмотренную их условиями.
Это обстоятельство создает реальную угрозу массовых дефолтов по кредитным обязательствам банковских клиентов и, как следствие, потери ликвидности кредитных организаций, их неспособности выполнять даже текущие платежные операции. По существу, ЦБ запускает «эффект домино дефолтов» в экономике.
4. В связи с тем, что ЦБ РФ поднял ключевую ставку, а ставка рефинансирования осталась на прежнем уровне (8,5%), в результате при расчете налога на прибыль и возмещения НДС с процентов будет учитываться только эта ставка. Разница будет возмещаться из прибыли. Итого при ставке коммерческого кредита в 25% эффективная ставка, с учетом оплаты налогов, реально будет составлять 30%. В целом произошло трехкратное ужесточение условий кредитования корпоративного сектора по сравнению с 2013г.
5. Понижение уровня рентабельности бизнеса в результате сокращения спроса на внутреннем рынке и роста издержек на импортируемые товары в условиях высоких (положительных реальных) процентных ставок приводит к общему снижению спроса компаний на кредит. Что приведет к дальнейшему давлению на объeмы производства и сокращению ВВП.
6. В результате снижения стоимости акций (в т.ч. Евробондов) и облигаций российских компаний, возник дефицит обеспечения по уже действующим кредитам. В результате были реализованы требования ряду компаний по предоставлению дополнительного обеспечения (margin calls) со стороны российских и иностранных банков.
На основании анализа ситуации, Антикризисный штаб сделал следующий неутешительный прогноз по вероятным последствиям:
1. В наиболее тяжелой ситуации в I квартале 2015 г. окажется обрабатывающий сектор экономики, т.к. банки, с целью не допустить банкротства, будут ужесточать требования к заемщикам, что означает:
1) новое кредитование реального сектора банками в 2015г. будет крайне затруднено;
2) возврат ранее выданных кредитов и пересмотр процентных ставок по ним станет главной задачей банкиров;
3) ускоренное изъятие залогов банками там, где они ещe надеются продать заложенное имущество до дальнейшего обвала рынка реальных активов (коммерческой недвижимости, производственного оборудования и др.);
4) возможны преднамеренные изъятия залогов с целью передела собственности, как следствие - рост числа корпоративных конфликтов;
5) резкий рост числа дефолтов, а затем и банкротств компаний, платежеспособность которых зависит от возможностей рефинансирования ранее накопленного долга;
6) тромб при формировании оборотного капитала предприятий, ведущий к сжатию промежуточного спроса и ускорению падения производства.
2. Дефолты заемщиков, снижение стоимости залогов серьезно повысят риск также и банковских дефолтов, что может повлечь за собой необходимость санации значительной части банковской системы.
3. Рост издержек предприятий реального сектора, сокращение объeма выпускаемой продукции, и, как следствие, рост доли импорта на потребительском рынке, приведут к дальнейшему росту инфляции и давлению на рубль в сторону понижения.
4. Ухудшение финансового состояния предприятий приведет к сокращению рабочих мест. В результате возникают серьeзные риски в социальной сфере.
Итоговый вывод, сделанный Антикризисным штабом: в кризисный период необходимо направить все инструменты Банка России и Правительства Российской Федерации на поддержание предприятий реального сектора экономики, в том числе и через поддержку банков второго уровня, кредитующих такие предприятия.
В числе первоочередных мер Антикризисный штаб выработал предложения по минимизации негативных налоговых последствий, возникших вследствие повышения ключевой процентной ставки и ставок банковских кредитов. На заседании Антикризисного штаба были высказаны конкретные предложения по финансовому оздоровлению и реструктуризации банков, активно финансирующих предприятия обрабатывающего сектора.
В их числе – предложение возложить функции финансового оздоровления банков на МСП банк. Этот банк имеет значительный опыт кредитования большого числа региональных банков и в постоянном режиме осуществлял оценку финансового состояния кредитных организаций (МСП банк постоянно осуществляет мониторинг деятельности около 300 средних банков, активно кредитующих реальный сектор экономики).
Было предложено возложить на МСП банк ряд дополнительные функций. В целях обеспечения эффективного выполнения МСП банком названных функции «Деловая Россия» считает необходимым увеличить его капитал до 250-300 млрд. руб., открыть для него в Банке России целевую кредитную линию, укрепить соответствующими профессиональными кадрами.
Также, были высказаны предложения по запуску модифицированного механизма рефинансирования банков под цели инвестиционного кредитования средних и малых предприятий несырьевого сектора экономики.
Необходимые решения для запуска модифицированного механизма рефинансирования кредитных организаций под цели инвестиционного кредитования средних и малых предприятий несырьевого сектора экономики, по мнению Антикризисного штаба «Деловой России», должны включать:
1. В части процедур отбора инвестиционных кредитов и займов для их рефинансирования возложение полномочий по экспертизе инвестиционных проектов и представлению заключений по таким проектам на созданное Правительством Российской Федерации ОАО «НДКО «Агентство кредитных гарантий».
2. Установление срока рефинансирования кредитов на инвестиционные цели на срок реализации инвестиционного проекта.
3. Снижение требования к размеру собственных средств (капитала) кредитных организаций, участвующих в программе с 50 млрд. руб. до 10 млрд. руб., т.к. при включении ОАО «НДКО «Агентство кредитных гарантий» в механизм рефинансирования кредитов на инвестиционные цели снижаются кредитные риски. Данное решение позволит расширить доступность инвестиционного кредита для предприятий несырьевого сектора экономики.
4. С учетом сложившегося на предприятиях несырьевого сектора экономики уровня рентабельности, стоимость фондирования кредитных организаций со стороны Банка России для рефинансирования кредитов на инвестиционные цели должна быть установлена на уровне 9,0%.
5. В качестве временной меры «Деловая Россия» предлагает ограничить маржу кредитной организации, которая получает возможность рефинансирования инвестиционного кредита в Банке России размером в 5% от суммы полученного рефинансирования.
6. «Деловая Россия» предлагает создать рабочую группу с участием представителей Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Банка России и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, в рамках которой проработать основные положения регламента действия механизма рефинансирования под инвестиционные проекты, включая порядок действий в случае невыполнения обязательств одной из сторон.
В ходе заседания Антикризисного штаба, Ф.Ф.Гумеров обсудил с сопредседателем «Деловой России» А.В.Даниловым-Данильяном ситуацию, в которой оказалась ювелирная отрасль. Флун Фагимович подчеркнул, что ювелирная отрасль особо остро чувствует на себе и падение курса рубля (все сырье для производства завязано на долларовые котировки), и увеличение ставок банковских кредитов, и падение платежеспособности покупательского спроса.
Это, в свою очередь, приводит к сокращению производства ювелирных изделий, и, как дальнейшее следствие – сокращение числа занятых в отрасли, уменьшению налоговых выплат. Хуже всего приходится тем регионам, где значительна роль ювелирной промышленности в местных бюджетах и на рынках труда. Например, в Костромской области.
Антон Викторович попросил Ф.Ф.Гумерова в ближнее время подготовить справку и предложения ювелирного сообщества по выправлению ситуации в отрасли.
[ Ювелирные Известия ]