Законопроект, который предполагает усиление административной ответственности за самовольную добычу нефрита, а также сбыт незаконно добытого нефрита, представило минприроды России. До 27 января проект закона выставлен на публичное обсуждение.
Как поясняют авторы проекта, он разработан по итогам прошлогоднего совещания у зампреда правительства РФ Аркадия Дворковича для декриминализации ситуации в сфере добычи и оборота нефрита.
Если незаконную добычу нефрита приравняют к незаконной добыче янтаря, нарушители будут отвечать рублeмза незаконную добычу и сбыт нефрита.По статье 7.5 КоАП для граждан предусмотрена санкция в виде штрафа на сумму от трех до пяти тысяч рублей, на должностных лиц от тридцати до пятидесяти тысяч. Штраф для юридических лиц составляет от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей. Во всех случаях может быть назначена конфискация орудия совершения правонарушения.
Сейчас «чeрные копатели» нефрита отвечают только за пользование недрами без лицензии либо нарушение условий лицензии по общей статье 7.3 Административного кодекса. Таким образом, если закон примут, их можно будет штрафовать ещe и за сбыт этого минерала.
Предусмотренные в законопроекте санкции не отличаются от сегодняшних в размерах, но зато добытчикам будет дополнительно угрожать конфискация орудия правонарушения
Минприродресурсов РБ сообщило, что что 22 декабря 2014 года в правительство РБ поступил проект закона «О внесении изменений в КоАП». Законопроектом предлагается в часть 1 статьи 7.3 добавить конфискацию орудия совершения административного правонарушения. То есть конфискация орудия, возможно, придет в административную ответственность за нефритовые нарушения и без приравнивания к янтарю.
Как пояснил «Байкал-Daily» предприниматель, занимающийся нефритовым бизнесом в Бурятии, «усиление санкции это конечно хорошо, но в ближайшие годы это ничего не изменит».
К слову, Калининградская область, где активно добывается янтарь, добилась усиления санкций по ст. 7.5. КоАП. Область требовала конфискации орудий незаконной добычи и усиления ответственности юридических лиц. Поправки были внесены частично – в статью была введена только возможность конфискации орудия правонарушения. Теперь власти региона добиваются внесения изменений в Уголовный Кодекс РФ, требуя введения уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере добычи янтаря.
Как ранее сообщал «Байкал-Daily», в 2014 году Бурятии удалось добиться согласия минприроды на включение нефрита в число полудрагоценных камней. В апреле прошлого года минприроды России опубликовало законопроект, согласно которому предлагалось дополнить перечень драгоценных камней нефритом особо ценных сортов. За незаконный оборот драгоценных камней предусмотрена уголовная ответственность.
Если бы изменения были внесены, любые действия с нефритом – добыча, перевозка, хранение (в крупных размерах, стоимостью свыше 1,5 миллионов) – признавались бы незаконными и уголовно наказуемыми. Ожидалось, что нормативный акт, включающий нефрит в число полудрагоценных камней, вступит в силу в IV квартале 2014 года, однако на этом обсуждение темы закончилось.
Как ранее сообщал МВД Бурятии, сейчас полиция вправе заниматься «нефритовыми» правонарушениями только в рамках общеуголовных дел – кражи, разбойные нападения и пр. За добычу нефрита и его реализацию возможна только административная ответственность, поскольку нефрит не определeн как драгоценный и полудрагоценный камень. Подобными нарушениям полиция заниматься не правомочна. Этот законодательный пробел во многом и мешает декриминализации нефритовой отрасли.
Проблемы, существующие в Бурятии с добычей нефрита, уже не раз становились темой обсуждения, в том числе, на федеральном уровне. После перестрелки на одном из рудников в Окинском районе в Бурятии сменился министр внутренних дел. Некоторые СМИ связывали отставку министра с нефритом.