Виталий Хоменко — известный киевский ювелир и эмальер и вдохновитель этого выставочного проекта, пояснил: название связано с тем, что раз в четыре года проводится такой форум мастеров, хотя, по его мнению, этот промежуток времени можно было бы сократить до двух лет.
Ростислав Шмагало - доктор искусствоведения из Львова, говорит о том, что между первой и этой выставкой ювелиров прошло четыре года. Это на первый взгляд много времени, а если учитывать, насколько тщательно и долго ювелир работает над своим произведением, то очень мало. Обычно любители искусства, в частности американцы, спрашивают: «А сколько времени художник потратил на создание своего произведения?». В данном случае надо спрашивать: сколько лет художник потратил? Это будет более логичным по такому виду искусства, как ювелирное, которое отнюдь не хочет вписываться в современный ритм жизни.В этом есть парадокс: несмотря на унификацию современного ювелирного искусства, его многомиллионное тиражирование и технологические процессы, которыми пытаются заменить рукотворности, все равно находятся такие фанатично настроенные профессионалы, для которых ювелирное искусство — душевный порыв. Они не поддаются соблазнам новых технологий, веяниям новой эстетики, которая приходит к нам вместе с «монстрами» ювелирного рынка, работающих на валовой тираж. Они имеют собственный авторский почерк, который много лет остается неизменным »
Одним из оберегов львовской ювелирной традиции называют известного ювелира и эмальера Станислава Вольского — признанного мэтра в области художественного металла не только во Львове, но и далеко за пределами Украины. Художественное мастерство и виртуозное исполнение этого талантливого мастера, своеобразную «человека-оркестр», специалисты-искусствоведы считают последователем знаменитого Фаберже и выдающегося киевского ювелира и предпринимателя Иосифа Маршака. Он работает в жанрах Аrt jewelry и живописи в эмали, применяя различные техники обработки металла, резьба по камню, технику горячей эмали, сочетая в своих живописных работах эмаль и гутное стекло, которое является собственной находкой художника. Произведения Станислава Вольского, представленные на выставке, — это браслет, кольцо и брошь, а также эмалевые панно, которые называются «Майдан».
Через призму авторского мировоззрения они отражают события в нашей стране, свидетельствуя высокий профессиональный уровень и творческий талант художника. Особым творческим стилем отличаются украшения донецкого ювелира Сергея Аленгоза. В творчестве художника преобладают сюжетные мотивы на мифологические греческие и христианские темы, ведь Сергей Аленгоз — грек по происхождению. На выставке представлено несколько украшений из цикла по греческим мотивам — подвески и гарнитур «После Симблегад». А его творческая работа «Пегас, опаленный войной», является своеобразным творческим откликом художника на нынешнюю войну в Украине, в частности в его родном городе.
Браслет и подвески Андрея Болюха представляют на выставке уникальный вид творчества — ювелирное кузнечное. Созданные с помощью кузнечных инструментов украшения, имеющие полихромное звучание благодаря технике термооксидирования, являясь ярким свидетельством того, что художники в реализации своей творческой идеи не ограничены ни технологически, ни художественно.
«Замечательными произведениями на выставке представлены буковинскую и львовскую школу ювелирства, — считает доктор искусствоведения. — Всегда мощным камертоном была крымская школа ювелиров, но, к сожалению, они не приняли участие в нынешней выставке. Обычно центром ювелирного искусства считался Киев.
В советское время были свои ограничения — не всем позволяли работать с ценными материалами. Для такого вида деятельности нужны были специальные разрешения. Нельзя было выходить за рамки, установленные стандартами ювелирных заводов, которые работали на территории страны. Вместе с тем, экспериментальные творческие группы 1970-х годов во главе с Виталием Хоменко, которые создавались тогда в Киеве, пытались совершить прорыв в авторском искусстве ювелиров, они и сейчас задают тон ». «Украина — это многонациональное государство.У нас живут и турки, и гагаузы, и армяне. Было бы очень интересно провести современную выставку ювелиров страны с уклоном на национальные традиции », — замечает известный киевский ювелир Виталий ХоменкоСвоеобразный прорыв в авторском искусстве сделали и украинские мастера-эмальеры. Ведь были времена, когда из-за войны и революции эмальерное дело, что имеет давние традиции в Украине, было в упадке, но с последней четверти XX века началось его возрождение. «Именно благодаря творческой деятельности таких ведущих современных художников, как Александр Бородай, Виталий Хоменко, Александр Михальянц, Станислав Вольский в художественном пространстве Украины получила распространение техника горячих эмалей — так называемая живописная эмаль, которая берет свое начало с известного французского города Лимож эпохи Возрождения, — рассказывает художник-эмальер Татьяна Ильина, одна из кураторов выставки. — Работы, выполненные в технике живописной эмали, — очень выразительные и неповторимые, трех - тельный процесс их создания требует от художника не только осведомленности с композиционными, художественно-стилевыми аспектами работы, совершенного знания свойств материала и навыков работы с ним, но еще и оперативной готовности «сотрудничать» с эмалями.
Место: Национальный музей украинского народного декоративного искусства (ул. Лаврская, 9, корп. 2)
Выставка продлится до 25 января 2015 года.