Творчество и поделки с детьми в детской психиатрической больнице

Раздел: Общество
15 декабря 2014 г.

Доб­ро­воль­че­ское дви­же­ние «Да­ни­лов­цы» пред­ла­га­ет се­рию ав­тор­ских пуб­ли­ка­ций «Во­лон­тер­ство для чай­ни­ков«. Мы да­ем от­ве­ты на раз­ные-раз­ные во­про­сы о во­лон­тер­стве. На­шим от­ве­там мож­но до­ве­рять! Сво­и­ми зна­ни­я­ми, раз­мыш­ле­ни­я­ми и опы­том де­лят­ся опыт­ные ра­бо­та­ю­щие се­го­дня во­лон­те­ры, ко­ор­ди­на­то­ры во­лон­тер­ских групп, спе­ци­а­ли­сты и экс­пер­ты.


Твор­че­ство и по­дел­ки с детьми в дет­ской пси­хи­ат­ри­че­ской боль­ни­це

Сво­им опы­том и сек­ре­та­ми де­лит­ся Ели­за­ве­та Чи­стя­ко­ва — ко­ор­ди­на­тор во­лон­тер­ской груп­пы в дет­ской пси­хи­ат­ри­че­ской боль­ни­це №6. Вы­пуск­ни­ца фи­ло­ло­ги­че­ско­го фа­куль­те­та МГУ, учи­тель рус­ско­го язы­ка и ли­те­ра­ту­ры в шко­ле для де­тей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья. С «Да­ни­лов­ца­ми» с 2008 го­да. На­чи­на­ла во­лон­те­ром в НИИ ней­ро­хи­рур­гии им.Бур­ден­ко. По­ра­бо­та­ла по­чти во всех во­лон­тер­ских груп­пах. С 2010 — ко­ор­ди­на­тор. Во­лон­тер­ство для Ели­за­ве­ты — опыт ра­дост­ной и слож­ной встре­чи, твор­че­ство и со­твор­че­ство об­ще­ния и со­бы­тия, воз­мож­ность по­да­рить ку­со­чек кра­со­ты, ко­то­рая во­круг нас. Опыт во­лон­тер­ской ра­бо­ты — 6 лет.

В дет­скую пси­хи­ат­ри­че­скую боль­ни­цу (а мы ра­бо­та­ем в жен­ском от­де­ле­нии) Да­ни­лов­цы хо­дят бо­лее 5 лет. На­чи­на­лись на­ши встре­чи с ри­сун­ков, бе­сед и спо­кой­ных про­стых игр. Спе­ци­фи­ка боль­ни­цы, и в част­но­сти на­ше­го от­де­ле­ния, та­ко­ва, что ка­те­го­ри­че­ски нель­зя пред­ла­гать де­тям ак­тив­ный до­суг и все, что мо­жет воз­бу­дить. Это обу­слов­ле­но за­бо­ле­ва­ни­я­ми де­тей, про­хо­дя­щих там ле­че­ние.

По­это­му боль­ше все­го у нас при­жи­лось твор­че­ство. Но, ду­маю, не толь­ко по­это­му. В твор­че­стве де­ти на­хо­дят воз­мож­ность са­мо­вы­ра­зить­ся, с од­ной сто­ро­ны, и сде­лать по­дар­ки близ­ким, по ко­то­рым ску­ча­ют, с дру­гой. Ро­ди­те­ли при­хо­дят к ним два ра­за в не­де­лю. Точ­нее, два ро­ди­тель­ских дня преду­смот­ре­ны, а на де­ле все за­ви­сит от ро­ди­те­лей. Де­ти у нас раз­ные: из бла­го­по­луч­ных се­мей, из не­бла­го­по­луч­ных, из ин­тер­на­тов.

На­ча­ли мы ко­гда-то с бу­ма­ги, из ко­то­рой де­ла­ли по­дел­ки в млад­шей (7-12 лет) груп­пе. Пер­вым был про­стей­ший цве­ток в тех­ни­ке ори­га­ми.Эф­фект был по­тря­са­ю­щий, хо­тя с тех­ни­че­ской и пе­да­го­ги­че­ской точ­ки зре­ния за­ня­тие ока­за­лось не­про­стое. Пол­то­ра де­сят­ка ги­пе­р­ак­тив­ных, тос­ку­ю­щих по вни­ма­нию де­тей всту­па­ли в бой за са­мый крас­ный кар­тон, са­мый круг­лый кру­жок для се­ре­дин­ки цвет­ка и за пер­вое ме­сто в оче­ре­ди к един­ствен­но­му на груп­пу во­лон­те­ру.

Мы то­гда со­мне­ва­лись: нуж­ны ли по­дел­ки, ес­ли они про­во­ци­ру­ют кон­флик­ты? Мо­жет быть, для са­мих де­тей луч­ше про­сто ри­со­вать, как и пре­жде, фло­ма­сте­ра­ми? Но мы при­хо­ди­ли, и де­ти спра­ши­ва­ли: а что мы се­го­дня бу­дем де­лать? Им хо­те­лось но­вых впе­чат­ле­ний, хо­те­лось сде­лать что-то не­обыч­ное, не­ожи­дан­ное для са­мих се­бя, и по­сте­пен­но мы ста­ли го­то­вить за­ня­тия для млад­шей груп­пы на каж­дое по­се­ще­ние. Кон­флик­ты ста­ли слу­чат­ся ре­же: де­ти на­учи­лись ве­сти се­бя в но­вой для них си­ту­а­ции раз­да­чи кар­то­на, во­лон­те­ры на­учи­лись при­но­сить оди­на­ко­во крас­ный кар­тон и оди­на­ко­во круг­лые кру­ги, вы­би­рать по­дел­ку в со­от­вет­ствии со слож­но­стью и чис­лен­но­стью груп­пы.

В то же вре­мя оста­ва­лись в че­сти рас­крас­ки: мы раз­ры­ва­ли их на ли­сты и раз­да­ва­ли де­тям в кон­це за­ня­тия.

Впо­след­ствии ока­за­лось, что в тех­ни­ке ори­га­ми мож­но де­лать огром­ное ко­ли­че­ство яр­ких, кра­си­вых и не­слож­ных по­де­лок — сей­час их по­тря­са­ю­ще при­ду­мы­ва­ет наш во­лон­тер Юля Гу­са­ко­ва, при­шед­шая в груп­пу в кон­це вес­ны те­ку­ще­го го­да.

Тем вре­ме­нем стар­шая груп­па (12-17 лет), как и пре­жде, ри­со­ва­ла, кто что мо­жет и иг­ра­ла в ма­фию и пан­то­ми­му.

Как за­ин­те­ре­со­вать твор­че­ством на­сто­ро­жен­ных под­рост­ков, бы­ло не­яс­но. Но бы­ло впол­не яс­но од­но: дет­ские по­дел­ки им не при­не­сешь. Они уже боль­шие, и де­лать с ни­ми на­до что-то дей­стви­тель­но кра­си­вое, на уров­не до­стой­но­го hand-made по­дар­ка. Пер­вое, что мы осво­и­ли — слож­ные и кра­си­вые мо­де­ли ори­га­ми. Ста­ра­лись оформ­лять их кра­си­во, впи­сы­вать в от­крыт­ку, в ком­по­зи­цию. И… стар­шие де­воч­ки за­ин­те­ре­со­ва­лись. При­хо­ди­ли к нам уже не 5-6 че­ло­век, а 10-12, ино­гда боль­ше.

Слож­ность пред­став­ля­ло боль­шое ко­ли­че­ство огра­ни­че­ний в боль­ни­це по ма­те­ри­а­лам: нель­зя пла­сти­лин, нож­ни­цы, лю­бые крас­ки, лю­бые нит­ки и лен­ты. Про игол­ки да­же не го­во­рю. Сей­час ад­ми­ни­стра­ция от­но­сит­ся к нам с го­раз­до бОль­шим до­ве­ри­ем, по­это­му в стар­шей груп­пе (о­ни спо­кой­нее, их про­ще кон­тро­ли­ро­вать) раз­ре­ша­ют пла­сти­лин и крас­ки, а под осо­бо вни­ма­тель­ным при­смот­ром да­же нит­ки.

Че­рез не­ко­то­рое вре­мя в на­шем ар­се­на­ле по­яви­лись цве­ты из сал­фе­ток, фо­то-ма­стер-клас­сы ко­то­рых бы­ли най­де­ны на­ми в ин­тер­не­те, по­дел­ки из гоф­ри­ро­ван­ной бу­ма­ги, из фоль­ги.

Важ­ным эта­пом стал квил­линг: он от­крыл но­вые воз­мож­но­сти. Квил­линг — тех­ни­ка скру­чи­ва­ния уз­ких бу­маж­ных по­ло­сок. Она пред­по­ла­га­ет не­сколь­ко ба­зо­вых форм и поз­во­ля­ет при­ду­мы­вать бес­ко­неч­но мно­го раз­ных ком­по­зи­ций.

И со­вер­шен­но но­вой ис­то­ри­ей ста­ли не­обыч­ные по­дел­ки. Не­ко­то­рые из них вы­рос­ли внут­ри груп­пы (пле­те­ние фе­не­чек, леп­ка из са­мо­за­твер­де­ва­ю­щей гли­ны с по­сле­ду­ю­щим рас­кра­ши­ва­ни­ем ), а не­ко­то­рые при­но­си­ли с со­бой во­лон­те­ры-но­вич­ки.

Так у нас по­яви­лись гра­вю­ры — их при­нес­ла Ве­ро­ни­ка Бра­ту­ше­ва. Лист по­кры­ва­ет­ся цвет­ной ак­ва­ре­лью, на­ти­ра­ет­ся свеч­кой и за­кра­ши­ва­ет­ся чер­ной гу­а­шью, по­сле вы­сы­ха­ния ко­то­рой не­пи­шу­щей руч­кой вы­ца­ра­пы­ва­ет­ся ри­су­нок.

Ира Мол­ча­но­ва, в свое вре­мя, на­учи­ла нас мок­ро­му ва­ля­нию (п­лос­кие кар­тин­ки из шер­сти) и рас­кра­ши­ва­нию по­лот­ня­ных су­мок ак­ри­ло­вы­ми крас­ка­ми.

Осо­бы­ми со­бы­ти­я­ми мы пы­та­ем­ся де­лать празд­ни­ки. Их я услов­но де­лю на про­сто празд­ни­ки (Но­вый год, 8 Мар­та) и празд­ни­ки со смыс­лом (Рож­де­ство, Пас­ха).

В празд­ни­ки мы да­рим на­бо­ры из кни­ги, кан­це­ля­рии, не­боль­шой иг­руш­ки и сла­до­стей. Но, глав­ное, в этот день мы про­во­дим осо­бен­ное твор­че­ское за­ня­тие. Мы ста­ра­ем­ся при­ду­мать для де­тей что-то не­обыч­ное. На­при­мер, два го­да под­ряд мы пи­са­ли каж­до­му из де­тей лич­ное пись­мо от Де­да Мо­ро­за с по­же­ла­ни­я­ми, сло­ва­ми под­держ­ки и вся­че­ски­ми мо­ти­ва­ци­я­ми к по­зи­тив­ным свер­ше­ни­ям (по­след­нее осо­бен­но ка­са­ет­ся стар­ших).

Тра­ди­ци­ей ста­ла и фор­ма по­здрав­ле­ния с Но­вым го­дом. Мы за­ве­ли боль­шой крас­ный ме­шок и по­да­роч­ный са­по­жок с ко­ло­коль­чи­ка­ми. Из меш­ка мы раз­да­ем по­дар­ки, а из са­пож­ка все де­ти тя­нут кон­фе­ты с по­же­ла­ни­я­ми.

Из не­обыч­но­го но­во­год­не­го де­ла­ли ку­кол-сне­го­ви­ков и де­дов-мо­ро­зов для ку­коль­но­го те­ат­ра — это бы­ли чу­дес­ные по­жерт­во­ван­ные на­бо­ры. Де­ла­ли объ­ем­ные ел­ки из бу­ма­ги и по­том их укра­ша­ли. Со стар­ши­ми де­ла­ли вит­раж­ные на­клей­ки на ок­на: кла­ли в про­зрач­ный файл рас­крас­ку и разу­кра­ши­ва­ли его, как обыч­ный вит­раж. Че­рез сут­ки кар­тин­ку мож­но ак­ку­рат­но от­кле­ить и по­ме­стить на ок­но.

Од­на­ж­ды про­бо­ва­ли де­лать огром­ную кол­лек­тив­ную ел­ку из мо­дуль­но­го ори­га­ми в млад­шей груп­пе, но де­ти ско­ро уто­ми­лись и раз­бе­жа­лись, за­то вос­пи­та­те­ли и во­лон­те­ры очень впе­чат­ли­лись!

На Рож­де­ство то­же сло­жи­лось не­сколь­ко тра­ди­ций. Пер­вая — муль­тик «Рож­де­ство» Ал­да­ши­на, бла­го­да­ря ко­то­ро­му мы ста­ра­ем­ся до­не­сти до де­тей чу­до, зна­чи­мость и ра­дость Рож­де­ства. Важ­ным для нас сред­ством ви­зу­а­ли­за­ции, на­гляд­но­сти Рож­де­ства ста­ли вер­те­пы. Пер­вый вер­теп был боль­шой, со­сто­ял из мно­же­ства раз­ных ори­гам­ных эле­мен­тов и в ито­ге ока­зал­ся слиш­ком за­тя­ну­тым: де­ла­ли мы его до кон­ца Свя­ток. За­то на сле­ду­ю­щий год вер­теп был до­ве­ден до ума, мно­гие де­та­ли бы­ли под­го­тов­ле­ны за­ра­нее, и он вы­шел во­вре­мя и очень кра­си­вым.

Пер­вая пас­халь­ная тра­ди­ция — ко­неч­но, рас­кра­ши­ва­ние яиц. Вто­рая — опять же мульт­фильм. Мульт­филь­мы хо­ро­ши тем, что они при­вле­ка­ют вни­ма­ние де­тей, силь­нее эмо­ци­о­наль­но за­тра­ги­ва­ют, чем про­сто рас­сказ. По­сле про­смот­ра мы, ко­неч­но, об­суж­да­ем все уви­ден­ное. Ино­гда из это­го по­лу­ча­ют­ся очень хо­ро­шие раз­го­во­ры со стар­ши­ми детьми.

На­ше дви­же­ние – это бо­лее 800 участ­ни­ков и око­ло 4000 под­опеч­ных де­тей и взрос­лых в год.

Уже 6 лет «Да­ни­лов­цы» ор­га­ни­зу­ют твор­че­ские, учеб­ные и иг­ро­вые встре­чи, про­гул­ки и по­езд­ки для де­тей в боль­ни­цах и при­ю­тах; кор­мят без­дом­ных у Па­ве­лец­ко­го вок­за­ла; де­ла­ют бла­го­тво­ри­тель­ные ре­мон­ты нуж­да­ю­щим­ся; пе­ре­пи­сы­ва­ют­ся с за­клю­чен­ны­ми.

Сре­ди учре­жде­ний, где «Да­ни­лов­цы» смог­ли ре­а­ли­зо­вать во­лон­тер­ские ини­ци­а­ти­вы:

  • Рос­сий­ская дет­ская кли­ни­че­ская боль­ни­ца 3 от­де­ле­ния (г.Москва),
  • ФНКЦ дет­ской ге­ма­то­ло­гии, он­ко­ло­гии и им­му­но­ло­гии (г.Москва)
  • НИИ ней­ро­хи­рур­гии им.Бур­ден­ко (г.Москва),
  • Дет­ский дом-ин­тер­нат для ум­ствен­но-от­ста­лых де­тей N15 и №24 (г.Москва)
  • Дет­ский нар­ко­ло­ги­че­ский дис­пан­сер (г.Москва),
  • Ко­ло­ния для не­со­вер­шен­но­лет­них пре­ступ­ни­ков (МО, г.Мо­жай­ск),
  • Со­ци­аль­ный при­ют (МО, г.Сту­пи­но)

Мы бу­дем очень при­зна­тель­ны за под­держ­ку на­ше­го дви­же­ния. «Да­ни­лов­цы» ве­дут свою де­я­тель­ность ис­клю­чи­тель­но за счeт част­ных по­жерт­во­ва­ний и средств от про­да­жи на бла­го­тво­ри­тель­ных яр­мар­ках то­ва­ров, сде­лан­ных ру­ка­ми на­ших во­лон­те­ров. Мы ищем спон­со­ра, го­то­во­го под­дер­жать на­ше Дви­же­ние и вме­сте с на­ми по­мо­гать ты­ся­чам лю­дей.

www.danilovcy.ru

[ danilovcy.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->