Экспортерам бриллиантов и дилерам приятно осознавать, что обращение премьер-министра Нарендры Моди (Narendra Modi) к российскому президенту Владимиру Путину на Всемирной алмазной конференции (World Diamond Council, WDC), организованной Советом по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (Gem & Jewellery Export Promotion Council, GJEPC) в Нью-Дели с тем, чтобы дать возможность производителям ювелирных изделий России экспортировать алмазное сырье и импортировать бриллианты без какой-либо импортной пошлины, стало частью взаимопонимания этих двух стран.
«Россия продолжает оставаться важным рынком для нас. Не только из-за прямых поставок алмазов. Индия хочет увеличить размер своего рынка бриллиантов в России. Обращение нашего премьер-министра к Путину с просьбой разрешить беспошлинный импорт бриллиантов из Индии поможет индийской бриллиантовой отрасли», - сказал Випул Шах (Vipul Shah), председатель GJEPC.
Почти 50 процентов бриллиантов, экспортируемых из Индии, продаются в Соединенные Штаты, согласно статистике GJEPC. Объемы экспорта в Россию намного меньше, в 2011 году они составили $ 8,2 миллиона. Россия с ее небольшой собственной отраслью по производству бриллиантов и внушительным рынком розничной торговли с годовым оборотом в размере $ 16 млрд является привлекательной мишенью для индийских диамантеров. Но структура импортной пошлины на бриллианты в России продолжает оставаться серьезным барьером.
Таможенная пошлина составляет 20 процентов. Кроме этого, импортер платит 1-2 процента сбора за таможенный досмотр и 18 процентов НДС, что поднимает стоимость импортированных ювелирных изделий для ритейлера на 42 процента. Такие пошлины совсем неразумны. Нигде в мире не платят таких пошлин, как в России, говорят диамантеры.
Несмотря на то, что Россия является крупнейшей алмазодобывающей страной в мире с точки зрения объемов – De Beers является крупнейшей алмазодобывающей компанией в мире в стоимостном выражении, – она уступает в условном списке развивающихся стран-потребителей бриллиантов из-за своей сложной структуры импортной пошлины на бриллианты.
Восемь лет назад китайское правительство снизило налог на добавленную стоимость на импортируемые бриллианты с 17 до 4 процентов, и это послужило огромным толчком для развития рынка. В настоящее время Китай является одним из торговых центров и центров по производству бриллиантов ювелирных изделий, конкурируя только с Индией, Израилем и ОАЭ.
Статистические данные GJEPC показывают, что годовой объем экспорта бриллиантов в Россию в 2013-2014 году составил скромные $ 8 миллионов. С другой стороны, после 2009 года зарегистрирован невиданный рост объема импорта алмазного сырья из России. В 2009-2010 году Индия импортировала алмазов на сумму $ 250 млн, и эта цифра выросла до $ 700 млн в 2013-2014 году.