Владимир Збойков
В Государственной Думе на этой неделе будет во втором чтении слушаться законопроекта №504864-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как ни странно, подготовленный ко 2-му чтению законопроект затронет бизнес не только тех участников рынка, которые работают с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них. Дело в том, что законопроект содержит две новеллы, способных в следствии применения данных норм существенно осложнить ситуацию и в смежной сфере – на рынке пока не драгоценных ювелирных камней и минералогических коллекционных образцов. Что без сомнений, вызовет резкое усиление криминогенной ситуации в данной сфере.
Рассмотрим эти новеллы по порядку.
1. Текст законопроекта 504864-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленный ко 2-му чтению, содержит новеллу, по которой в статье 1 Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» предлагается следующая замена:
В действующей редакции | Согласно законопроекту |
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: … драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Настоящий перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом; |
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: … драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней; |
Данная новела создает ситуацию, по которой на российском ювелирном рынке из всего приведенного списка драгоценных камней должны остаться практически только бриллианты. Это связано с тем, что порядка 98% мирового рынка (и почти 100% российского рынка) природных изумрудов, рубинов, сапфиров являются облагороженными в лабораторных условиях (или в другой терминологии – модифицированными), т.е. фактически – материалами искусственного происхождения, но со свойствами драгоценных камней.
Так, основная масса природных рубинов на российском рынке является облагороженными путем заполнения трещин корунда свинцовым стеклом, причем нередко масса самого природного корунда в таком рубине составляет лишь половину его веса в облагороженном виде.
Природного жемчуга на мировом рынке (а тем более – на российском) исчезающе мало – менее 0,1% от объема оборота жемчуга культивированного, т.е. искусственного происхождения. То же касается и природных александритов – их объем на российском ювелирном рынке составляет порядка 0,001% от объема оборота синтетических (искусственных) александритов. Таким образом, сохранение упоминания о них в Федеральном Законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» - это просто юридический нонсенс.
Проблема в следующем. Вполне вероятно, что специалисты рынка, знакомые с геммологией, при условии соответствующего изменения текста Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» будут полагать (и при этом будут абсолютно правы), что обращаемые на российском рынке воспринимающиеся сегодня природными, но облагороженные изумруды, рубины и сапфиры – это камни, юридически не подпадающие под действие Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» по причине их искусственного становления из исходно природных минералов берилла и корунда часто вовсе не драгоценного вида.
Установленный порядок оборота юридически драгоценных и не драгоценных ювелирных камней в Российской Федерации сильно различается, и вопрос подпадания или не подпадания оборота тех или иных ювелирных камней под действие Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» является крайне важным.
Как следствие – с введением данной новеллы неизбежны конфликтные ситуации применения уголовного и административного преследований со стороны правоохранительных органов, которые, возможно, будут иначе трактовать, что есть «природные» изумруды, рубины и сапфиры, на самом деле являющихся «материалами искусственного происхождения». В то же время, если практически все обращаемые изумруды, рубины и сапфиры на российском ювелирном рынке будут рассматриваться как «материалы искусственного происхождения», то в чем тогда смысл сохранения понятий «изумруд, рубин и сапфир» в составе Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»?
С другой стороны, изъятие из Федерального Закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» нормы, по которой перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом, но напротив, введение нормы, в которой указывается, что не является драгоценным камнем, может создать ситуацию двойного толкования, что же такое в Российской Федерации есть драгоценный камень.
Получается, что становится открытым список природных минералов и их разновидностей, относимых в Российской Федерации к «драгоценным камням». В условиях, когда в законе определено, что не может считаться драгоценным камнем (это «материалы искусственного происхождения»), но нет самого определения, что такое «драгоценный камень», любой природный минерал и его разновидность могут рассматриваться как расширительный список тех драгоценных камней, перечень которых в законе приводится. Т.е.перечень перечисленных в законе наименований драгоценных камней может не восприниматься правоохранительными органами как исчерпывающий.
Данная ситуация также усиливает опасность усиления случаев конфликтных ситуаций и спорного применения уголовного и административного преследований по статьям 191 и 192 УК РФ. В связи с вышеизложенным, введение рассматриваемой новеллы в закон выглядит неприемлемым.
2. В статью 22 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» предлагается внести поправку, согласно которой «Совершение сделок с драгоценными камнями, классификационные характеристики которых не определены, за исключением договоров, указанных в абзаце втором настоящего пункта, не допускается».
Данная норма является клоном нормы, действующей на основании Постановления Правительства РФ от 19.07.2010 № 535 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Норма постановления была рабочей в силу того, что до 2010 года в Российской Федерации из всех драгоценных по перечню закона камней промышленно добывался только алмаз, который является непосредственно минеральным видом.
Однако, данная норма парадоксальна, если ее применять в отношении не только алмазов, но и в отношении других драгоценных камней, приведенных в перечне Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»: изумрудов, рубинов, сапфиров, александритов. Сегодня в Российской Федерации промышленно уже добываются, помимо алмаза, изумруд и александрит.
Дело в том, что изумруд – это лишь разновидность в целом не драгоценного минерала берилла, условно, путем визуального сравнения с эталонными образцами, выделяемая по своим оптическим характеристикам экспертами-геммологами. Рубин и сапфир – это разновидности в целом не драгоценного минерала корунда, также выделяемая по своим оптическим характеристикам экспертами-геммологами. А драгоценный александрит – это разновидность в целом не драгоценного минерала хризоберилл, также выделяемая по своим оптическим характеристикам экспертами-геммологами при сравнении с эталонными образцами.
Не может быть определена четкая граница между не драгоценным бериллом и драгоценным изумрудом без непосредственного сравнения с комплектами эталонных образцов, даже если камни осматривают опытные эксперты-геммологи. Также, не существует четкой границы, воспринимаемой без непосредственного сравнения с комплектами эталонных образцов, между не драгоценным корундом и драгоценными рубинами и сапфирами, между не драгоценным хризобериллом, и драгоценным александритом.
Отделение драгоценных изумрудов от недрагоценных бериллов, драгоценных рубинов и сапфиров от недрагоценных корундов, может быть осуществлено исключительно специалистами как раз именно в ходе определения классификационных характеристик камней, но никак не раньше.
Таким образом, до выполнения определения классификационных характеристик минералов берилла, корунда и хризоберилла, невозможно утверждать (а часто – и догадываться), что данный минерал следует отнести именно к драгоценной разновидности (изумруду, рубину, сапфиру, александриту), т.е. он является драгоценным.
Соответственно, невозможно предотвратить осуществление сделки с драгоценным камнем до определения его классификационных характеристик. Иными словами, данная норма вообще запрещает все сделки с теми минералами, которые чисто теоретически могут оказаться драгоценными камнями, и при этом нет никаких данных о том, проходили ли эти минералы стадию определения классификационных характеристик.
Прежде всего, данная норма в негативном плане касается рынка коллекционных минералогических образцов необработанных бериллов, корундов и хризобериллов, сегодня свободно реализуемых физическим лицам на многочисленных минералогических ярмарках.
Под опасность неумышленного нарушения законодательства, и, как следствие, опасность преследования по уголовному и административному законодательству, ставятся граждане, осуществляющие сделки по приобретению любых необработанных бериллов, корундов и хризобериллов. Дело в том, что пока рассматриваемая норма присутствовала лишь в Постановления Правительства РФ от 19.07.2010 № 535, она касалась предпринимателей и не затрагивала гражданский оборот минералогических коллекционных образцов.
Однако, с введением данной нормы в закон, эта норма начинает затрагивать весь оборот необработанных бериллов, корундов и хризобериллов, в том числе – и для физических лиц, не являющихся предпринимателями. Данная норма выглядит неконституционной, т.к. затрагивает права граждан. Статья 218 ГК РФ гласит, что «Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества».
Тем более, что в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в принципе разрешает физическим лицам иметь в собственности драгоценные камни без ограничений по их виду (обработанные или не обработанные). Статья 2 ФЗ гласит: «Драгоценные…камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством РФ, могут находиться в … собственности юридических и физических лиц. Собственники … драгоценных камней осуществляют свое право собственности на … драгоценные камни в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом РФ …».
С учетом вышеизложенного, для исключения негативных последствий, представляется целесообразным скорректировать текст законопроекта следующим образом:
- в статье 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» не исключать слов: «Настоящий перечень драгоценных камней может быть изменен только федеральным законом»;
- в преамбуле добавить слова: «Не является предметом регулирования настоящего Федерального закона порядок совершения гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, сделок с ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также минералогическими коллекционными образцами необработанных драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности).»;
- в статье 22 заменить слова: «Совершение сделок с драгоценными камнями алмазами, классификационные характеристики которых не определены, за исключением договоров, указанных в абзаце втором настоящего пункта, не допускается».
[ Ювелирные Известия ]