Повторное обращение является темой, которая нечасто обсуждается в бриллиантовой отрасли. Ведь всеми предполагается, что бриллиант – это навсегда. Но для тех, кто проявляет интерес к драгоценным камням, становится все важнее знать о том, как повторное обращение бриллиантов влияет на спрос и предложение.
Повторное обращение бриллиантов обычно описывается как поступление ранее купленных драгоценных камней снова на рынок, а в последнее время это происходит все чаще. И хотя отчасти виноват финансовый кризис 2008-2009 года, похоже, что в этом больше виноват слоган компании De Beers «Бриллиант - это навсегда», запущенный в обращение в 1947 году.
Пол Зимницки (Paul Zimnisky), независимый аналитик алмазной отрасли, объяснил изданию Diamond Investing News, что кампания изначально была нацелена на послевоенное поколение, появившееся в результате демографического взрыва, и была встречена с большим успехом – эта социально-демографическая группа «купила примерно 40 процентов мирового объема предложения бриллиантов за период свыше 20 лет». Но сейчас поколение бума рождаемости стареет, и купленным ими бриллиантам – а это «примерно полмиллиарда каратов» - суждено «в ближайшие годы закончить путь на руках новых владельцев».
Согласно мнению Зимницки, за последние 10 лет повторное обращение бриллиантов «выросло с менее 5 процентов почти до 10 процентов мирового объема предложения». Это небольшой объем, особенно если сравнить его с масштабами повторного обращения других товаров. Зимницки сказал, например, что около 35 процентов золота поступает из источников повторного обращения.
Это, конечно, означает, что тем, кто заинтересован в инвестировании в бриллиантовые акции, вероятно, не о чем сильно беспокоиться. Не похоже, что предложение бриллиантов, повторно поступающих на рынок, будет в ближайшее время представлять сильную угрозу предложению продукции, добываемой из недр. При этом следует отметить, что тяжеловесы отрасли начинают обращать внимание на растущее преобладание повторного обращения бриллиантов.
Например, Эзриель Рапапорт (Ezriel Rapaport), директор по вопросам глобальной торговли Rapaport Group, сказал в ходе презентации 2013 года, что «в настоящее время больше бриллиантов поступает из Америки, чем из ЮАР», добавив, что «это реалия нынешнего дня, и мы воспринимаем ее серьезно». Настолько серьезно, что его компания – наряду со многими другими – рассматривает вопрос поступления бриллиантов из ломбардов и подобных мест в Соединенных Штатах, где их можно дешево купить.
Совсем недавно, прошедшим летом, алмазодобывающий гигант De Beers объявил о запуске программы, нацеленной на «достижение лучшего понимания масштаба деятельности по перепродаже бриллиантов потребителями и, в частности, потребительского опыта тех, кто хочет перепродать свои бриллианты, а также его влияния на повышение цен за счет длительного владения бриллиантами». Она стартовала в сентябре, и планируется, что будет действовать в Соединенных Штатах до начала 2015 года.
Если судить по объявленной информации, De Beers скорее проявляет любопытство к повторному обращению бриллиантов, чем выражает обеспокоенность этим. Вместе с тем в недавней статье, опубликованной в издании BDlive приводится высказывание Деза Килали (Des Kilalea), аналитика по бриллиантам из RBC Capital Markets, который заявил: «De Beers начинает немного беспокоиться. Я не думаю, что это вызвано тем, что бывшие в употреблении камни получат приличные цены. Однако за этой озабоченностью скрывается желание знать, будут ли они продаваться по ценам, более или менее близким к ценам на алмазное сырье».
Как отмечал Рапапорт, бриллианты повторного обращения привлекательны отчасти из-за своей цены. Но это не единственное, чем объясняется спрос на них – многие переработчики отмечали, что драгоценные камни повторного обращения имеют преимущества по этическим соображениям.
Например, сотрудники отделения драгоценных камней и драгоценных металлов компании Hoover & Strong’s Harmony, через которую покупатели могут приобрести бриллианты повторного обращения, утверждают, что, продавая такие драгоценные камни, они помогают «снизить зависимость отрасли от горной добычи, наносящей вред экологии». Аналогичным образом компания White Pine Trading, являющаяся крупным переработчиком бриллиантов повторного обращения, считает, что она подчищает отходы отрасли, отмечая, что большая часть ее бизнеса связана с созданием ценных ассортиментных партий небольших бриллиантов, которые по отдельности имели «небольшую ценность или не имели ценности».
В нынешнем мире, когда растет грамотность в отношении экологических вопросов, такие соображения могут побудить покупателей искать бриллианты повторного обращения вместо того, чтобы отправляться в магазин и покупать новые.