Алмазное месторождение им. В. Гриба в России, принадлежащее несколько неожиданному владельцу – нефтяной корпорации ЛУКОЙЛ – является, возможно, самым перспективным из алмазных месторождений нового поколения. Именно поэтому коммерческий запуск рудника ранее в этом году и первый аукцион добытых на нем алмазов, состоявшийся в сентябре, должны представлять некоторый интерес для алмазной отрасли.
Примечательно, что его продукция реализуется в Антверпене посредством спотовых аукционов, проводимых компанией Grib Diamonds, организованной как бельгийское подразделение корпорации ЛУКОЙЛ. Эти аукционы могут начать задавать планку для цен на алмазное сырье – так же, как ее задавали аукционы BHP Billiton, когда компания была еще на рынке.
Возможно, это не просто случайное совпадение, если принять во внимание тот факт, что несколько человек из команды, организовавшей аукционную платформу Grib Diamonds, пришли из бывшего алмазного подразделения BHP Billiton. Пост генерального директора Grib занимает Клайв Хоупвуд (Clive Hopwood), ранее работавший в BHP Billiton и De Beers; Мартин Лик (Martin Leake), бывший генеральный директор алмазного подразделения BHP Billiton, год назад занял должность директора Grib Diamonds по продажам. Исполнительным директором компании является Алексей Генкин, работающий в алмазной отрасли относительно недавно – ранее он был занят в сфере частного капитала и управления операциями.
В интервью Rapaport News Лик подчеркнул, что самым важным аспектом аукционов на этом раннем этапе является определение цен и привыкание покупателя к продукту. «Это абсолютно новое месторождение и новый продукт, так что нет смысла говорить о том, что эти алмазы похожи на российские или канадские», – отметил он.
Добыча на месторождении ведется с начала 2014 года; официальное открытие рудника состоялось в июне в присутствии российского президента Владимира Путина. На первый аукцион, прошедший в сентябре, компания выставила около 100 000 каратов алмазов, а на втором, прошедшем 20 ноября, когда эта статья готовилась к печати, было предложено вдвое больше товара.
Приведение предложения в соответствие со спросом
Осуществляя свои первые продажи, Grib Diamonds действует осторожно, так как объем добычи на месторождении повышается медленно, и Лик считает, что судить по первому аукциону было бы не совсем справедливо. Руководство отказалось обнародовать стоимость добытых алмазов и общую сумму выручки от аукциона.
Участники аукциона могут размещать свои предложения онлайн из любой точки мира. Зайдя на сайт, компания, желающая приобрести товар, соглашается с условиями продажи и может размещать предложения во время подготовительного этапа. После первого раунда, во время которого выдвигаются первоначальные предложения, проводятся еще несколько раундов, в ходе которых цены поднимаются до такого уровня, чтобы спрос соответствовал предложению. «Основная цель – получить конкурентоспособные предложения, соответствующие объему предлагаемых нами алмазов – на их основе определяется цена товара», – рассказывает Лик.
Основные принципы
В своей деятельности компания руководствуется тремя основными принципами: поощрять конкуренцию среди покупателей, самой конкурировать с другими участниками рынка, а также сохранять прозрачность и предоставлять своим клиентам доступ ко всем техническим данным об алмазах и информации, касающейся цен и качества предлагаемого товара.
Поэтому потенциальным покупателям нужно подавать заявку, если они хотят участвовать в аукционе. Клиенты заполняют форму для выражения интереса, которую можно запросить на сайте Grib Diamonds (сайт должен быть запущен в этом месяце) и в которой они должны указать, какой товар их интересует. Grib Diamonds рассчитывает, что участники аукционов будут членами Совета по ответственной ювелирной практике (Responsible Jewellery Council, RJC), хотя на первых этапах проявляет некоторую гибкость в отношении данного требования. Прежде чем одобрить заявку, компания также запрашивает документы, подтверждающие, что кандидат защищен от отмывания денег, рекомендательное письмо из банка и регистрационные документы компании.
Во время аукционной недели демонстрация товара проходит в семи залах в течение шести-семи дней. Хотя время и место ограничены, компания, как объясняет Лик, вполне эффективно справляется с задачей привлечения максимального количества покупателей. В то же время Grib Diamonds планирует допускать к аукциону только избранных, используя формат «только по приглашению», который помогает сохранить конкурентоспособность аукционов.
Компания планирует провести 10 торгов в 2015 г. (точное их расписание пока не опубликовано) и еще двое в этом году. Рано или поздно, отмечает Лик, Grib Diamonds может ввести продажи по долгосрочным контрактам.
ЛУКОЙЛ возвращается
А пока – во всяком случае, во время ноябрьского и декабрьского аукционов – компания и покупатели будут привыкать к продукции и к аукционной платформе.
Таким образом, продажи в 2015 г. должны нагляднее показать, каковы перспективы месторождения. В следующем году Grib Diamonds планирует продать около 2,3 млн. каратов; впоследствии продажи будут расти по мере увеличения объема добычи до проектного показателя в 4,5 млн. каратов в год, который должен быть достигнут в 2016 г. Расчетный срок эксплуатации месторождения составляет около 15 лет. Компания не будет публиковать результаты продаж, но, возможно, будет периодически включать их в отчеты ЛУКОЙЛ о доходах.
Оптимизация объема добычи и цен товара, выставляемого на аукционы – важнейший фактор для обеспечения возврата средств концерну ЛУКОЙЛ в размере около 1 млрд. долларов, которые он инвестировал в разработку месторождения. ЛУКОЙЛ начал работать над проектом в 2008 г., после того, как в 2001 г. приобрел контрольный пакет акций Архангельского геологодобычного предприятия, которое, помимо лицензии на разработку алмазного месторождения им. В. Гриба, также владело разрешениями на добычу нефти и газа.
И все же месторождение им. В. Гриба остается непрофильным активом ЛУКОЙЛа, и, несмотря на высокий потенциал роста продаж алмазов с него, аналитики подчеркивают, что алмазное подразделение не имеет большого веса в группе ЛУКОЙЛ. При этом следует учесть, что выручка ЛУКОЙЛа, добывающего около 2% мирового объема добычи нефти, в 2013 г. составила 141 млрд. долларов, а его чистая прибыль – 7,63 млрд.
Алексей Кокин, аналитик финансовой корпорации «УРАЛСИБ», которой принадлежит ЛУКОЙЛ, отметил, что концерн пытался продать месторождение им. Гриба в прошлом, но все перспективные сделки сорвались. Он добавляет, что в случае, если цена нефти за баррель будет долго оставаться на нынешнем низком уровне около 75 долларов, ЛУКОЙЛ может снова попытаться продать проект, чтобы повысить прибыль. Вероятнее всего, в этом случае его покупателем станет АЛРОСА, которая владеет месторождениями неподалеку от проекта и продолжает искать пути ускорения роста своего бизнеса путем увеличения объема добычи.
Но пока никакой сделки не планируется, и Лик подчеркивает, что Grib Diamonds намерена оставаться на рынке долгое время. Это должно пойти на пользу отрасли, так как на небольшом участке, где добываются алмазы, появится новый игрок.
Такое событие, как первый выход на рынок продукции новых алмазных месторождений, происходит не каждый день, а месторождение им. В. Гриба – не только новое, но и крупное, и в ближайшие 10-20 лет оно будет играть важную роль на рынке. Производители бриллиантов будут рады перспективе приобрести новый товар у нового поставщика, который говорит о своем стремлении к конкурентоспособности, прозрачности и добросовестности. Кроме того, они могут начать следить за ценами на нефть, чтобы понять, что планирует предпринять эта компания, владелец которой столь нетипичен.