Законопроект о СРО в сфере финансовых рынков внесен в Госдуму

Раздел: Власть
15 ноября 2014 г.

За­ко­но­про­ект «О са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мых ор­га­ни­за­ци­ях в сфе­ре фи­нан­со­вых рын­ков» внес­ли в Го­су­дар­ствен­ную ду­му РФ де­пу­та­ты во гла­ве с пред­се­да­те­лем ко­ми­те­та по финрын­ку На­та­льей Бу­ры­ки­ной («Е­ди­ная Рос­сия»). Об этом кор­ре­спон­ден­ту ИА REGNUM 14 но­яб­ря со­об­щи­ли в ап­па­ра­те Го­с­ду­мы. Пар­ла­мен­та­рии на­ме­ре­ны по­вы­сить роль са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния в де­я­тель­но­сти участ­ни­ков фи­нан­со­во­го рын­ка в усло­ви­ях их ко­ли­че­ствен­но­го ро­ста и услож­не­ния ка­че­ствен­ных ха­рак­те­ри­стик фи­нан­со­во­го рын­ка.

За­ко­но­про­ект опре­де­ля­ет об­щие под­хо­ды к по­стро­е­нию си­сте­мы вза­и­мо­дей­ствия про­фес­си­о­наль­но­го со­об­ще­ства раз­лич­ных сег­мен­тов фи­нан­со­во­го рын­ка с еди­ным ре­гу­ля­то­ром фи­нан­со­во­го рын­ка, прин­ци­пы уча­стия про­фес­си­о­наль­ных объ­еди­не­ний в осу­ществ­ле­нии ре­гу­ли­ро­ва­ния, кон­тро­ля и над­зо­ра на фи­нан­со­вом рын­ке. СРО на­де­ля­ют­ся пол­но­мо­чи­я­ми по раз­ра­бот­ке стан­дар­тов, норм и пра­вил, до­пол­ня­ю­щих или де­та­ли­зи­ру­ю­щих нор­мы го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния.

Раз­ви­тие си­сте­мы са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния и по­вы­ше­ние ее ро­ли в ре­гу­ля­тор­ном и над­зор­ном про­цес­се преду­смот­ре­но Стра­те­ги­ей раз­ви­тия фи­нан­со­во­го рын­ка РФ на пе­ри­од до 2020 го­да.

За­ко­но­про­ект рас­про­стра­ня­ет свое дей­ствие на СРО сле­ду­ю­щих сег­мен­тов фи­нан­со­во­го рын­ка: про­фес­си­о­наль­ные участ­ни­ки рын­ка цен­ных бу­маг (бро­ке­ры, ди­ле­ры, до­ве­ри­тель­ные управ­ля­ю­щие, де­по­зи­та­рии, ре­ги­стра­то­ры); управ­ля­ю­щие ком­па­нии и спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные ин­ве­сти­ци­он­ные фон­ды, па­е­вые ин­вест­фон­ды; НПФ; ак­ци­о­нер­ные ин­ве­сти­ци­он­ные фон­ды; субъ­ек­ты стра­хо­во­го де­ла; мик­ро­фи­нан­со­вые ор­га­ни­за­ци­и; кре­дит­ные по­тре­би­тель­ские ко­опе­ра­ти­вы, жи­лищ­ные на­ко­пи­тель­ные ко­опе­ра­ти­вы, сель­ско­хо­зяй­ствен­ные кре­дит­ные по­тре­би­тель­ские ко­опе­ра­ти­вы; лом­бар­ды.

За­ко­но­про­ект со­дер­жит кон­цеп­ту­аль­ные эле­мен­ты, ме­ня­ю­щие су­ще­ству­ю­щий ме­ха­низм са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния на фи­нан­со­вом рын­ке.

Пре­жде все­го, уста­нав­ли­ва­ет­ся обя­за­тель­ность уча­стия в СРО при на­ли­чии са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния в со­от­вет­ству­ю­щем сег­мен­те рын­ка.

За­ко­но­про­ект до­пус­ка­ет со­зда­ние до двух СРО од­но­го ви­да, уста­нав­ли­вая ми­ни­маль­ный по­рог ко­ли­че­ства участ­ни­ков в 34% от об­ще­го ко­ли­че­ства участ­ни­ков рын­ка, осу­ществ­ля­ю­щих со­от­вет­ству­ю­щий вид де­я­тель­но­сти. Та­кое огра­ни­че­ние при­зва­но ре­а­ли­зо­вать прин­цип доб­ро­со­вест­но­сти по­ве­де­ния СРО, ос­но­ван­но­го на за­слу­жен­ной ре­пу­та­ции, что поз­во­лит из­бе­жать со­зда­ния СРО — «од­но­дне­вок» и про­цес­са не­управ­ля­е­мо­го от­кры­тия и за­кры­тия не­доб­ро­со­вест­ных СРО. Та­кой под­ход обу­слов­лен так­же це­лью сни­же­ния из­дер­жек, свя­зан­ных с на­строй­кой IT-си­стем, от­чет­но­стью и до­ку­мен­то­обо­ро­том, от­ме­ча­ют ав­то­ры за­ко­но­про­ек­та.

Ста­тус СРО при­сва­и­ва­ет­ся Бан­ком Рос­сии в от­но­ше­нии опре­де­лен­но­го ви­да де­я­тель­но­сти — СРО бро­ке­ров, СРО ди­ле­ров, СРО де­по­зи­та­ри­ев и т.д.

За­ко­но­про­ек­том не уста­нав­ли­ва­ет­ся за­прет на сов­ме­ще­ние в од­ной СРО функ­ций по раз­лич­ным ви­дам де­я­тель­но­сти участ­ни­ков фи­нан­со­во­го рын­ка в це­лях сни­же­ния из­дер­жек участ­ни­ков рын­ка и ис­хо­дя из прак­ти­ки функ­ци­о­ни­ро­ва­ния СРО в Рос­сии.

Уста­нав­ли­ва­ют­ся ба­зо­вые стан­дар­ты. Так, СРО обя­за­на осу­ществ­лять раз­ра­бот­ку ба­зо­вых стан­дар­тов, пе­ре­чень ко­то­рых уста­нов­лен Бан­ком Рос­сии для дан­но­го ви­да СРО. При на­ли­чии не­сколь­ких СРО в сег­мен­те ба­зо­вые стан­дар­ты долж­ны быть со­гла­со­ва­ны меж­ду та­ки­ми СРО, что поз­во­лит уста­но­вить еди­ные пра­ви­ла в важ­ней­ших об­ла­стях ре­гу­ли­ро­ва­ния, вклю­чая стан­дар­ты управ­ле­ния рис­ка­ми, кор­по­ра­тив­но­го управ­ле­ния, внут­рен­не­го кон­тро­ля, за­щи­ты прав и ин­те­ре­сов фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц — по­лу­ча­те­лей фи­нан­со­вых услуг, ока­зы­ва­е­мых чле­на­ми СРО, а так­же стан­дар­ты со­вер­ше­ния опе­ра­ций на фи­нан­со­вых рын­ках. Ба­зо­вые стан­дар­ты обя­за­тель­ны для со­блю­де­ния все­ми участ­ни­ка­ми со­от­вет­ству­ю­ще­го сег­мен­та фи­нан­со­во­го рын­ка и под­ле­жат со­гла­со­ва­нию и ре­ги­стра­ции в Бан­ке Рос­сии.

По­ми­мо ба­зо­вых стан­дар­тов, обя­за­тель­ных к раз­ра­бот­ке, СРО так­же впра­ве утвер­дить внут­рен­ние стан­дар­ты (пра­ви­ла, ко­дек­сы), уста­нав­ли­ва­ю­щие до­пол­ни­тель­ные тре­бо­ва­ния к осу­ществ­ле­нию со­от­вет­ству­ю­ще­го ви­да де­я­тель­но­сти или от­дель­ных ее ас­пек­тов. Внут­рен­ние стан­дар­ты ре­ги­стри­ру­ют­ся в Бан­ке Рос­сии и обя­за­тель­ны для вы­пол­не­ния чле­на­ми кон­крет­ной СРО.

Кро­ме то­го, за­ко­но­про­ект на­де­ля­ет СРО пол­но­мо­чи­я­ми осу­ществ­лять пред­ва­ри­тель­ное рас­смот­ре­ние до­ку­мен­тов, по­да­ва­е­мых участ­ни­ком фи­нан­со­во­го рын­ка для по­лу­че­ния со­от­вет­ству­ю­щей ли­цен­зии (раз­ре­ше­ния), на пред­мет со­от­вет­ствия ли­цен­зи­он­ным тре­бо­ва­ни­ям. «Ме­ра так­же по­вы­ша­ет сте­пень от­вет­ствен­но­сти СРО за ста­биль­ность функ­ци­о­ни­ро­ва­ния со­от­вет­ству­ю­ще­го сег­мен­та фи­нан­со­во­го рын­ка и до­пуск на не­го толь­ко доб­ро­со­вест­ных участ­ни­ков фи­нан­со­во­го рын­ка», — от­ме­ча­ют де­пу­та­ты Го­с­ду­мы.

Кро­ме то­го, за­ко­но­про­ект преду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность пе­ре­да­чи Бан­ком Рос­сии по ини­ци­а­ти­ве СРО сле­ду­ю­щих пол­но­мо­чий: ди­стан­ци­он­ный­/­ин­спек­ци­он­ный над­зор за со­блю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства и нор­ма­тив­ных ак­тов Бан­ка Рос­сии (в объ­е­ме, опре­де­ля­е­мом Бан­ком Рос­сии для СРО по кон­крет­но­му ви­ду де­я­тель­но­сти); сбор обя­за­тель­ной от­чет­но­сти участ­ни­ков рын­ка для ее пер­вич­ной об­ра­бот­ки и по­сле­ду­ю­ще­го на­прав­ле­ния в Банк Рос­си­и; про­ве­де­ние ат­те­ста­ции ру­ко­во­ди­те­лей и пер­со­на­ла участ­ни­ков рын­ка.

Про­пи­са­ны и нор­мы, ка­са­ю­щи­е­ся член­ства в СРО. Так, участ­ни­ки рын­ка обя­за­ны всту­пить в СРО в те­че­ние ше­сти ме­ся­цев, сле­ду­ю­щих за днем по­лу­че­ния не­ком­мер­че­ской ор­га­ни­за­ци­ей ста­ту­са СРО со­от­вет­ству­ю­ще­го ви­да. При этом пра­во осу­ществ­ле­ния опре­де­лен­но­го ви­да про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти на фи­нан­со­вом рын­ке не ста­вит­ся в за­ви­си­мость от на­ли­чия СРО на со­от­вет­ству­ю­щем сег­мен­те — в слу­чае от­сут­ствия СРО со­от­вет­ству­ю­ще­го ви­да все пол­но­мо­чия по ре­гу­ли­ро­ва­нию и над­зо­ру оста­ют­ся у Бан­ка Рос­сии.

Для про­фес­си­о­наль­ных объ­еди­не­ний, функ­ци­о­ни­ру­ю­щих не ме­нее двух лет на мо­мент вступ­ле­ния в си­лу за­ко­но­про­ек­та, преду­смот­рен льгот­ный по­ря­док по­лу­че­ния ста­ту­са СРО. В от­но­ше­нии та­ких ор­га­ни­за­ций не уста­нав­ли­ва­ет­ся тре­бо­ва­ние о пред­став­ле­нии в Банк Рос­сии сме­ты, на ос­но­ва­нии ко­то­рой осу­ществ­ля­ет­ся их функ­ци­о­ни­ро­ва­ние, а тре­бо­ва­ния в от­но­ше­нии 34% по­ро­га уча­стия, ква­ли­фи­ка­ции ру­ко­во­ди­те­лей и на­ли­чия раз­ра­бо­тан­ных ба­зо­вых стан­дар­тов на­чи­на­ют дей­ство­вать спу­стя пол­то­ра го­да.

Банк Рос­сии бу­дет осу­ществ­лять ди­стан­ци­он­ный и ин­спек­ци­он­ный над­зор за СРО с воз­мож­ным при­ме­не­ни­ем санк­ций в ви­де на­ло­же­ния штра­фов и на­прав­ле­ния тре­бо­ва­ния о за­ме­не ру­ко­вод­ства СРО, а так­же от­зы­ва ста­ту­са СРО.

[ regnum.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->