Законопроект о СРО в сфере финансовых рынков внесен в Госдуму

Раздел: Власть
15 ноября 2014 г.

За­ко­но­про­ект «О са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мых ор­га­ни­за­ци­ях в сфе­ре фи­нан­со­вых рын­ков» внес­ли в Го­су­дар­ствен­ную ду­му РФ де­пу­та­ты во гла­ве с пред­се­да­те­лем ко­ми­те­та по финрын­ку На­та­льей Бу­ры­ки­ной («Е­ди­ная Рос­сия»). Об этом кор­ре­спон­ден­ту ИА REGNUM 14 но­яб­ря со­об­щи­ли в ап­па­ра­те Го­с­ду­мы. Пар­ла­мен­та­рии на­ме­ре­ны по­вы­сить роль са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния в де­я­тель­но­сти участ­ни­ков фи­нан­со­во­го рын­ка в усло­ви­ях их ко­ли­че­ствен­но­го ро­ста и услож­не­ния ка­че­ствен­ных ха­рак­те­ри­стик фи­нан­со­во­го рын­ка.

За­ко­но­про­ект опре­де­ля­ет об­щие под­хо­ды к по­стро­е­нию си­сте­мы вза­и­мо­дей­ствия про­фес­си­о­наль­но­го со­об­ще­ства раз­лич­ных сег­мен­тов фи­нан­со­во­го рын­ка с еди­ным ре­гу­ля­то­ром фи­нан­со­во­го рын­ка, прин­ци­пы уча­стия про­фес­си­о­наль­ных объ­еди­не­ний в осу­ществ­ле­нии ре­гу­ли­ро­ва­ния, кон­тро­ля и над­зо­ра на фи­нан­со­вом рын­ке. СРО на­де­ля­ют­ся пол­но­мо­чи­я­ми по раз­ра­бот­ке стан­дар­тов, норм и пра­вил, до­пол­ня­ю­щих или де­та­ли­зи­ру­ю­щих нор­мы го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния.

Раз­ви­тие си­сте­мы са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния и по­вы­ше­ние ее ро­ли в ре­гу­ля­тор­ном и над­зор­ном про­цес­се преду­смот­ре­но Стра­те­ги­ей раз­ви­тия фи­нан­со­во­го рын­ка РФ на пе­ри­од до 2020 го­да.

За­ко­но­про­ект рас­про­стра­ня­ет свое дей­ствие на СРО сле­ду­ю­щих сег­мен­тов фи­нан­со­во­го рын­ка: про­фес­си­о­наль­ные участ­ни­ки рын­ка цен­ных бу­маг (бро­ке­ры, ди­ле­ры, до­ве­ри­тель­ные управ­ля­ю­щие, де­по­зи­та­рии, ре­ги­стра­то­ры); управ­ля­ю­щие ком­па­нии и спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные ин­ве­сти­ци­он­ные фон­ды, па­е­вые ин­вест­фон­ды; НПФ; ак­ци­о­нер­ные ин­ве­сти­ци­он­ные фон­ды; субъ­ек­ты стра­хо­во­го де­ла; мик­ро­фи­нан­со­вые ор­га­ни­за­ци­и; кре­дит­ные по­тре­би­тель­ские ко­опе­ра­ти­вы, жи­лищ­ные на­ко­пи­тель­ные ко­опе­ра­ти­вы, сель­ско­хо­зяй­ствен­ные кре­дит­ные по­тре­би­тель­ские ко­опе­ра­ти­вы; лом­бар­ды.

За­ко­но­про­ект со­дер­жит кон­цеп­ту­аль­ные эле­мен­ты, ме­ня­ю­щие су­ще­ству­ю­щий ме­ха­низм са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния на фи­нан­со­вом рын­ке.

Пре­жде все­го, уста­нав­ли­ва­ет­ся обя­за­тель­ность уча­стия в СРО при на­ли­чии са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния в со­от­вет­ству­ю­щем сег­мен­те рын­ка.

За­ко­но­про­ект до­пус­ка­ет со­зда­ние до двух СРО од­но­го ви­да, уста­нав­ли­вая ми­ни­маль­ный по­рог ко­ли­че­ства участ­ни­ков в 34% от об­ще­го ко­ли­че­ства участ­ни­ков рын­ка, осу­ществ­ля­ю­щих со­от­вет­ству­ю­щий вид де­я­тель­но­сти. Та­кое огра­ни­че­ние при­зва­но ре­а­ли­зо­вать прин­цип доб­ро­со­вест­но­сти по­ве­де­ния СРО, ос­но­ван­но­го на за­слу­жен­ной ре­пу­та­ции, что поз­во­лит из­бе­жать со­зда­ния СРО — «од­но­дне­вок» и про­цес­са не­управ­ля­е­мо­го от­кры­тия и за­кры­тия не­доб­ро­со­вест­ных СРО. Та­кой под­ход обу­слов­лен так­же це­лью сни­же­ния из­дер­жек, свя­зан­ных с на­строй­кой IT-си­стем, от­чет­но­стью и до­ку­мен­то­обо­ро­том, от­ме­ча­ют ав­то­ры за­ко­но­про­ек­та.

Ста­тус СРО при­сва­и­ва­ет­ся Бан­ком Рос­сии в от­но­ше­нии опре­де­лен­но­го ви­да де­я­тель­но­сти — СРО бро­ке­ров, СРО ди­ле­ров, СРО де­по­зи­та­ри­ев и т.д.

За­ко­но­про­ек­том не уста­нав­ли­ва­ет­ся за­прет на сов­ме­ще­ние в од­ной СРО функ­ций по раз­лич­ным ви­дам де­я­тель­но­сти участ­ни­ков фи­нан­со­во­го рын­ка в це­лях сни­же­ния из­дер­жек участ­ни­ков рын­ка и ис­хо­дя из прак­ти­ки функ­ци­о­ни­ро­ва­ния СРО в Рос­сии.

Уста­нав­ли­ва­ют­ся ба­зо­вые стан­дар­ты. Так, СРО обя­за­на осу­ществ­лять раз­ра­бот­ку ба­зо­вых стан­дар­тов, пе­ре­чень ко­то­рых уста­нов­лен Бан­ком Рос­сии для дан­но­го ви­да СРО. При на­ли­чии не­сколь­ких СРО в сег­мен­те ба­зо­вые стан­дар­ты долж­ны быть со­гла­со­ва­ны меж­ду та­ки­ми СРО, что поз­во­лит уста­но­вить еди­ные пра­ви­ла в важ­ней­ших об­ла­стях ре­гу­ли­ро­ва­ния, вклю­чая стан­дар­ты управ­ле­ния рис­ка­ми, кор­по­ра­тив­но­го управ­ле­ния, внут­рен­не­го кон­тро­ля, за­щи­ты прав и ин­те­ре­сов фи­зи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц — по­лу­ча­те­лей фи­нан­со­вых услуг, ока­зы­ва­е­мых чле­на­ми СРО, а так­же стан­дар­ты со­вер­ше­ния опе­ра­ций на фи­нан­со­вых рын­ках. Ба­зо­вые стан­дар­ты обя­за­тель­ны для со­блю­де­ния все­ми участ­ни­ка­ми со­от­вет­ству­ю­ще­го сег­мен­та фи­нан­со­во­го рын­ка и под­ле­жат со­гла­со­ва­нию и ре­ги­стра­ции в Бан­ке Рос­сии.

По­ми­мо ба­зо­вых стан­дар­тов, обя­за­тель­ных к раз­ра­бот­ке, СРО так­же впра­ве утвер­дить внут­рен­ние стан­дар­ты (пра­ви­ла, ко­дек­сы), уста­нав­ли­ва­ю­щие до­пол­ни­тель­ные тре­бо­ва­ния к осу­ществ­ле­нию со­от­вет­ству­ю­ще­го ви­да де­я­тель­но­сти или от­дель­ных ее ас­пек­тов. Внут­рен­ние стан­дар­ты ре­ги­стри­ру­ют­ся в Бан­ке Рос­сии и обя­за­тель­ны для вы­пол­не­ния чле­на­ми кон­крет­ной СРО.

Кро­ме то­го, за­ко­но­про­ект на­де­ля­ет СРО пол­но­мо­чи­я­ми осу­ществ­лять пред­ва­ри­тель­ное рас­смот­ре­ние до­ку­мен­тов, по­да­ва­е­мых участ­ни­ком фи­нан­со­во­го рын­ка для по­лу­че­ния со­от­вет­ству­ю­щей ли­цен­зии (раз­ре­ше­ния), на пред­мет со­от­вет­ствия ли­цен­зи­он­ным тре­бо­ва­ни­ям. «Ме­ра так­же по­вы­ша­ет сте­пень от­вет­ствен­но­сти СРО за ста­биль­ность функ­ци­о­ни­ро­ва­ния со­от­вет­ству­ю­ще­го сег­мен­та фи­нан­со­во­го рын­ка и до­пуск на не­го толь­ко доб­ро­со­вест­ных участ­ни­ков фи­нан­со­во­го рын­ка», — от­ме­ча­ют де­пу­та­ты Го­с­ду­мы.

Кро­ме то­го, за­ко­но­про­ект преду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность пе­ре­да­чи Бан­ком Рос­сии по ини­ци­а­ти­ве СРО сле­ду­ю­щих пол­но­мо­чий: ди­стан­ци­он­ный­/­ин­спек­ци­он­ный над­зор за со­блю­де­ни­ем тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства и нор­ма­тив­ных ак­тов Бан­ка Рос­сии (в объ­е­ме, опре­де­ля­е­мом Бан­ком Рос­сии для СРО по кон­крет­но­му ви­ду де­я­тель­но­сти); сбор обя­за­тель­ной от­чет­но­сти участ­ни­ков рын­ка для ее пер­вич­ной об­ра­бот­ки и по­сле­ду­ю­ще­го на­прав­ле­ния в Банк Рос­си­и; про­ве­де­ние ат­те­ста­ции ру­ко­во­ди­те­лей и пер­со­на­ла участ­ни­ков рын­ка.

Про­пи­са­ны и нор­мы, ка­са­ю­щи­е­ся член­ства в СРО. Так, участ­ни­ки рын­ка обя­за­ны всту­пить в СРО в те­че­ние ше­сти ме­ся­цев, сле­ду­ю­щих за днем по­лу­че­ния не­ком­мер­че­ской ор­га­ни­за­ци­ей ста­ту­са СРО со­от­вет­ству­ю­ще­го ви­да. При этом пра­во осу­ществ­ле­ния опре­де­лен­но­го ви­да про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­сти на фи­нан­со­вом рын­ке не ста­вит­ся в за­ви­си­мость от на­ли­чия СРО на со­от­вет­ству­ю­щем сег­мен­те — в слу­чае от­сут­ствия СРО со­от­вет­ству­ю­ще­го ви­да все пол­но­мо­чия по ре­гу­ли­ро­ва­нию и над­зо­ру оста­ют­ся у Бан­ка Рос­сии.

Для про­фес­си­о­наль­ных объ­еди­не­ний, функ­ци­о­ни­ру­ю­щих не ме­нее двух лет на мо­мент вступ­ле­ния в си­лу за­ко­но­про­ек­та, преду­смот­рен льгот­ный по­ря­док по­лу­че­ния ста­ту­са СРО. В от­но­ше­нии та­ких ор­га­ни­за­ций не уста­нав­ли­ва­ет­ся тре­бо­ва­ние о пред­став­ле­нии в Банк Рос­сии сме­ты, на ос­но­ва­нии ко­то­рой осу­ществ­ля­ет­ся их функ­ци­о­ни­ро­ва­ние, а тре­бо­ва­ния в от­но­ше­нии 34% по­ро­га уча­стия, ква­ли­фи­ка­ции ру­ко­во­ди­те­лей и на­ли­чия раз­ра­бо­тан­ных ба­зо­вых стан­дар­тов на­чи­на­ют дей­ство­вать спу­стя пол­то­ра го­да.

Банк Рос­сии бу­дет осу­ществ­лять ди­стан­ци­он­ный и ин­спек­ци­он­ный над­зор за СРО с воз­мож­ным при­ме­не­ни­ем санк­ций в ви­де на­ло­же­ния штра­фов и на­прав­ле­ния тре­бо­ва­ния о за­ме­не ру­ко­вод­ства СРО, а так­же от­зы­ва ста­ту­са СРО.

[ regnum.ru ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->