В связи с поступающими запросами ломбардов по заполнению формы Отчета о деятельности ломбарда (далее - Отчет), установленного в приложении 1 к Указанию Банка России от 05.08.2014 N 3355-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда" (далее - Указание), Банк России разъясняет следующее.
1. В соответствии с пунктом 6 Порядка составления отчета о деятельности ломбарда, установленного в приложении 1 к Указанию, в подразделе 4 "Сведения о работниках ломбарда, осуществляющих оценку вещей" раздела I "Общие сведения о ломбарде" Отчета указывается информация обо всех работниках ломбарда, осуществлявших оценку вещей в отчетном периоде.
Вместе с тем, если на конец отчетного периода физическое лицо, осуществлявшее оценку вещей в отчетном периоде, уже не является работником ломбарда по причине его увольнения, то информация о таком лице в Отчете не отражается.
2. В соответствии с пунктом 7 Порядка составления отчета о деятельности ломбарда, установленного в приложении 1 к Указанию, в подразделе 5 "Сведения о страховых организациях, осуществляющих страхование имущества, переданного ломбарду в залог" раздела I "Общие сведения о ломбарде" Отчета указывается информация обо всех страховых организациях, заключивших с ломбардом в отчетном периоде договор страхования имущества.
Поскольку Отчет за 9 месяцев 2014 года является первым Отчетом, представляемым ломбардами в Банк России, рекомендуем в данном подразделе отразить информацию обо всех страховых организациях, с которыми в отчетном периоде действовал договор страхования имущества, переданного ломбарду в залог, независимо от того, в каком периоде он был заключен.
Кроме того, при заполнении графы "Регистрационный номер" подраздела 5 "Сведения о страховых организациях", осуществляющих страхование имущества, переданного ломбарду в залог" раздела I "Общие сведения о ломбарде" Отчета необходимо руководствоваться Единым государственным реестром субъектов страхового дела, размещенным на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru) в разделе "Финансовые рынки/Участники финансовых рынков/Рынок страховых услуг".
3. Исходя из содержания статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон о ломбардах), ломбард выдает гражданину (физическому лицу) - заемщику заем на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон о потребительском займе) потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе с лимитом кредитования.
Таким образом, заем, выданный ломбардом, является в том числе потребительским займом.
На основании изложенного раздел III "Средневзвешенные значения полной стоимости потребительских займов ломбарда" Отчета обязателен для заполнения всеми ломбардами.
4. Согласно требованиям пункта 4 статьи 7 Закона о ломбардах договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 статьи 5 Закона о потребительском займе договор потребительского займа должен содержать индивидуальные условия, указанные в части 9 статьи 5 Закона о потребительском займе, отражаемые в виде таблицы, форма которой установлена Указанием банка России от 23.04.2014 N 3240-У "О табличной форме индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)".
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о потребительском займе полная стоимость потребительского кредита (займа), рассчитанная в порядке, установленном Законом о потребительском займе, размещается в квадратной рамке в правом верхнем углу первой страницы договора потребительского кредита (займа) перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского кредита (займа), и наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне четким, хорошо читаемым шрифтом максимального размера из используемых на этой странице размеров шрифта.
На основании изложенного Закон о ломбардах и Закон о потребительском займе устанавливают требования по обязательному составлению как залогового билета, так и договора потребительского займа в определенных этими законами формах.
5. Согласно статье 22 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон) Банк России является органом государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона установлено, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона бухгалтерский учет ведется экономическим субъектом непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации, что не создает дополнительной нагрузки в деятельности ломбарда при ежеквартальном формировании показателей, установленных в данном разделе.
Таким образом, раздел IV "Балансовые показатели" Отчета должен заполняться ломбардами ежеквартально на основании данных бухгалтерского учета.
А разве можно "Информационным сообщением" отменять аж целый ЗАКОН? В Законе "О ломбардах" сказано, что ломбард оформляет займ в рамках своей основной деятельности только путем выдача "Залогового билета". Никаких других дополнительных "Кредитных" договоров не предусмотрено.
Вот, если какой-нибудь недальновидный ломбард захочет воспользоваться своей "дополнительной" (подпункт 1.1 пункта 1 ст. 2 Закона "О ломбардах") возможностью выдать "потребительский кредит", вот тогда - да, он должен будет заключить такой договор, но уже в рамках другого Закона. В этом случае не обязательно будет требовать от клиента залога и обязать его (клиента) не использовать кредит в предпринимательской деятельности, а затем и проверить это. Ну, и т.д.
Да, и в ОКУНе прием под ссудный залог и хранение (ломбардная деятельность) находятся в разделе "Бытовые услуги". а не "Банковские" или "Иные финансовые".
Надо просто отменить Закон "О ломбардах" и не мучить. А то садизм какой-то.