В этом году, к 90-летию золотодобывающей промышленности Якутии, вышла книга «Трудное золото Якутии». Журналист Ирина Пантелеева собрала большой объем материалов, многие из которых публикуются впервые. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию отрывок из этой книги - мнение Алексея Ефимова, руководителя Департамента горнорудной и перерабатывающей промышленности Минпрома РС (Я), о том, как сложилась ситуация в золотодобывающей отрасли республики после 1991 года и какие задачи ей предстоит решать на современном этапе.
С 1991 года, после распада СССР, все отрасли народного хозяйства страны переживали тяжелый период перехода к рыночным отношениям. В результате реформ промышленный потенциал республики существенно изменился - произошли кардинальные перемены в собственности на средства производства, ушла в прошлое командно-административная система управления производством. Процессы разгосударствления и приватизации привели к развалу крупных государственных предприятий: золотодобывающая отрасль стала чрезвычайно раздробленной, состоящей из мелких и средних предприятий. Это стало одной из основных причин, которые сдерживали развитие золотодобывающей промышленности республики: мелкие и средние предприятия, не имея достаточных финансовых средств, не могли приобретать новую высокопроизводительную технику (большегрузные самосвалы, погрузчики и др.) для разработки месторождений и реализации инвестиционных проектов по освоению новых объектов. Положение усугублялось отсутствием наличных денег. Руководители предприятий в расчетах с поставщиками использовали различные «финансовые суррогаты» - векселя, товарные чеки, бартерные договоры, а с работниками рассчитывались продуктами, ювелирными изделиями, различными товарами, вплоть до запчастей и самой техники.
Создание на производственных мощностях горно-обогатительных комбинатов ПО «Якутзолото» новых акционерных обществ сопровождалось ожесточенной полемикой о целесообразности разрушения отлаженного механизма, который формировался не одно десятилетие. Правительство республики было не в состоянии удержать контроль над отраслью, и, в конце концов, после мучительных колебаний было принято решение об акционировании золотодобывающих комбинатов. На этом завершилась эпоха монопольной государственной добычи золота.
Основной проблемой в этот период стало отсутствие законодательных актов в сфере недропользования. Отсутствие законодательства и четкого вектора развития привело к закрытию многих горняцких поселков и вывозу жителей на «материк». Эти мероприятия проходили на основе постановлений Правительства России, которое выделило на их реализацию значительные финансовые средства. Кроме того, в 1997 году было выделено 4 тонны золота из Гохрана России в виде товарного кредита на погашение задолженности по заработной плате и реструктуризацию производства. Этот кредит был погашен только в 2011 году.
21 февраля 1992 года Государственная Дума приняла очень важный для всей России федеральный закон «О недрах», который стал первым нормативно-правовым актом для горнодобывающих предприятий. Надо отметить, что Якутия в числе первых субъектов РФ разработала и приняла свой закон «О недрах», который был утвержден Постановлением Верховного Совета республики от 22 декабря 1992 года в рамках своих полномочий, которые имелись на тот период. А они были очень широкими.
В 1992 году, в условиях рыночных отношений, полномочия по авансированию золотодобычи были возложены на Комитет по драгоценным металлам, камням и валюте при Министерстве финансов Якутии, а с 1993 года – при Правительстве РС (Я). В марте 1996 года правительство республики утвердило «Программу реконструкции действующих и строительства новых золотодобывающих предприятий Республики Саха (Якутия) на период до 2000 года». Программа определяла основную концепцию развития золотодобывающей отрасли в условиях рыночных отношений, однако в этом документе в достаточной степени не было учтено кардинальное изменение стратегической направленности общей экономической политики, в связи с чем финансовое обеспечение программных мероприятий не получило развития.
Коренные изменения, которые произошли в структуре золотодобывающей промышленности, проблемы привлечения инвестиций, ухудшение горно-геологических условий, высокая изношенность основных фондов, энергоемкая, морально устаревшая технология переработки руд требовали пересмотра концептуальных основ и стратегии освоения минерально-сырьевой базы республики, определения перспективных направлений инвестирования.
В 1997 году Комитет по драгоценным металлам, камням и валюте при Правительстве РС (Я) был преобразован в ГУП «Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням» и передал полномочия по авансированию золотодобывающих предприятий республики финансово-промышленной компании «Сахазолото». Но существовавший в то время «валютный коридор», когда стоимость доллара США не могла превышать шести российских рублей, а стоимость основных энергоносителей росла как на дрожжах, поставил рентабельность золотодобычи на грань экономической целесообразности ведения бизнеса. Ведь стоимость золота определялась на торгах Лондонской биржи и учитывалась только в долларах США. Все это привело к тому, что уровень объемов добычи золота в 1998 году снизился до исторического минимума - 11,7 тонны.
Дефолт финансово-экономической системы страны 1998 года привел к отмене «валютного коридора», а также принятию в том же году федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», который позволил всем экспортно-ориентированным предприятиям вздохнуть немного свободней. Появилась прибыль, которая в первую очередь стала направляться на техническое перевооружение производства. Золотодобывающие предприятия начали вкладывать больше денег в геологоразведочные работы, чтобы увеличить свою минерально-сырьевую базу. Все это привело к постепенному росту объемов добычи.
Сегодня золотодобывающие предприятия республики разрабатывают россыпные и рудные месторождения, открытые якутскими геологами в советский период.
В 2002 году началось выстраивание вертикально интегрированных отношений по всем направлениям отраслей экономики и ветвей власти. Все рычаги управления и государственного регулирования были переданы федеральному центру. К 2007 году вопросы владения, распоряжения фондом недр по всем видам твердых полезных ископаемых и углеводородному сырью, подземным водам окончательно были отнесены к полномочиям федеральных органов исполнительной власти. К полномочиям субъектов Российской Федерации были отнесены вопросы регулирования и распоряжения общераспространенными полезными ископаемыми, что было закреплено на законодательном уровне.
Сейчас минерально-сырьевой потенциал республики в целом позволяет поддерживать достигнутый уровень добычи золота в объеме 19-21 тонны в год и даже увеличить его до 25-27 тонн при необходимых вложениях в геологоразведочные работы со стороны государства и недропользователей. Однако анализ показывает, что геологоразведочные работы - с получением прироста запасов золота промышленных категорий - концентрируются на уже известных рудных объектах и отрабатываемых россыпных месторождениях. При этом по россыпным объектам наблюдается сокращение объемов геологоразведочных работ по причине недостаточной подготовки (лицензирования) площадей с прогнозными ресурсами (в том числе техногенными) россыпного золота.
Опорными объектами развития рудной золотодобычи Якутии остаются месторождения Куранахского рудного поля, Нежданинское месторождение (составная часть золотых активов «Полюс Золото»), а также «Кючус», находящийся в нераспределенном фонде недр, на которых сосредоточена основная золоторудная сырьевая база на 80,4% по запасам промышленных категорий и на 96,3% по запасам категории С2.
Из них лишь месторождения Куранахского рудного поля осваиваются относительно полноценно, но и здесь имеются резервы наращивания золотодобычи за счет вовлечения в отработку бедных руд и отвалов с применением кучного выщелачивания, что позволит увеличить объемы производства предприятия в 2-2,5 раза. На золоторудных месторождениях «Нежданинское» и «Кючус» с мышьяковистыми упорными рудами имеются большие запасы для создания крупных предприятий с разработкой и внедрением прогрессивных технологий обогащения руд.
Запасы рудного золота категории С1+С2, определяющие перспективы наращивания промышленной добычи, также сосредоточены в основном на средних месторождениях: «Таборное», «Гросс», (Олекминский район, ООО «Нерюнгри-металлик»), «Нижне-Якокитское», «Подголечное», «Рябиновое» (Алданский район, группа компаний «Селигдар» ) и месторождений Тарынского рудного поля.
Прогнозный потенциал республики по рудному золоту очень значителен и в несколько раз превышает числящиеся запасы промышленных категорий. Наиболее обоснованные прогнозные ресурсы рудного золота размещаются в Южно-Якутском, Верхне-Индигирском, Аллах-Юньском, Куларском и Адычанском районах. Промышленные масштабы золотоносности установлены в восточной и южной частях Яно-Индигирской и Южно-Якутской золотоносных провинций, где сконцентрирована вся сырьевая база и имеется наиболее надежно просматриваемый прогнозный потенциал открытия новых месторождений.
Прогнозные ресурсы россыпного золота ограничены и оцениваются в количестве 30-35% числящихся промышленных запасов в россыпях, что свидетельствует об истощении россыпного потенциала недр. Основные прогнозные ресурсы россыпного золота сосредоточены в Южно-Якутском, Верхне-Индигирском и других районах Якутии. При этом качество минерально-сырьевой базы продолжает ухудшаться за счет снижения среднего содержания золота и усложнения горно-геологических условий отработки.
В июне 2005 года Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утвердило долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерального сырья. В программу было включено 35 основных видов полезных ископаемых: топливно-энергетическое сырье, черные, легирующие, цветные, благородные металлы и неметаллы.
В контексте общенациональных стратегий решение главных задач программы (в перспективе до 2020 года) должно обеспечить экономику страны и растущие потребности в важнейшем минеральном сырье базовых отраслей промышленности, в том числе валютного металла (золота), путем воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов, компенсирующих добычу и потребление, на основе комплексного и рационального использования недр.
Золото для Якутии и Российской Федерации традиционно остается одним из наиболее приоритетных и высоколиквидных видов минерального сырья наряду с топливно-энергетическим сырьем, алмазами и некоторыми другими важнейшими полезными ископаемыми. Согласно расчетным показателям программы, годовая добыча золота в России к 2020 году должна достигнуть не менее 200 тонн с изменением вектора структуры на коренные месторождения: 140 тонн - рудные месторождения и 60 тонн - россыпные.
Для достижения этого рубежа доля затрат на геологоразведочные работы по золоту в общем объеме федеральных инвестиций составляет около 20%. До 2017 года в Якутии прогнозируется незначительный рост объемов золотодобычи, в основном за счет ввода в эксплуатацию рудных объектов «Лодголечное» и «Рябиновое» в Алданском районе и месторождения «Гросс» в Олекминском районе. Объем добычи до 2017 года не превысит 21-22 тонны. Негативным фактором развития отрасли стало снижение в 2013 году цен на золото на мировом рынке.
Несколько слов о действующем федеральном законе «О недрах», который не в полной мере соответствует уровню развития рыночных отношений в стране на современном этапе. В настоящее время до конца не разграничены предметы ведения между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ в сфере недропользования. В связи с этим регионы, в соответствии со статьями 5, 9, 11 и 72 Конституции страны, предлагают определить участки недр местного значения в виде участков недр, содержащих небольшие месторождения различных полезных ископаемых (кроме стратегических, отнесенных к участкам недр федерального значения).
Особое значение для дальневосточных и сибирских регионов имеет регулирование лицензирования россыпей золота. Назрела необходимость упрощения предоставления права пользования россыпными месторождениями (проявлениями) золота путем выделения их в участки недр местного значения, с передачей соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации, что сократит и упростит процедуру передачи прав пользования до 3-6 месяцев со дня подачи заявки вместо 1-2 лет, как сейчас.
Действующий закон «О недрах» не содержит необходимых четких правил, которые однозначно определяли бы инвестиционную политику в этой сфере, отвечающую как интересам государства, так и интересам недропользователей. Кроме того, вызывают большую озабоченность перспективы стабильного энергоснабжения экономики внутри страны, а также сохранение и расширение экспортных возможностей добывающих отраслей, обеспечивающих львиную долю валютных поступлений.
В настоящее время вопросы владения, распоряжения и пользования недрами при добыче полезных ископаемых независимо от масштабов месторождений, включая простейшие россыпные месторождения золота, обросли многочисленными административными барьерами, которые тормозят развитие предприятий и препятствуют созданию новых производств. Освоение месторождений находится под пристальным вниманием десятков органов государственной власти с разрешительными, надзорными и контрольными функциями. Еще на этапе подготовки условий торгов по конкретным объектам условия пользования недрами обрастают всевозможными сроками производства работ, требованиями проведения различных экспертиз, согласований, соблюдения законодательных и нормативных документов в области землепользования, водопользования, промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды, социальными, финансовыми и другими обязательствами.
О масштабах административного влияния на недропользовательскую деятельность можно судить по количеству нормативных документов. К примеру, в области геологического изучения недр было выпущено порядка 300 документов (приказов, постановлений, протоколов, инструкций, писем, методических указаний и т.д.), из которых порядка 200 - действующие. В области недропользования принято более 140 документов, начиная с законов и завершая всевозможными регламентами, письмами, приказами, методическими рекомендациями. Если учесть, что разработка проектов, планов развития горных работ, технико-экономических обоснований, отчетов, их экспертиза, согласование и yтверждение занимают годы, можно легко оценить негативное влияние непомерного государственного администрирования отношений недропользования.
Имеется несколько спорных моментов по принятию решения об объявлении только аукционов и отмене конкурсов при предоставлении права пользования участками недр. При всей кажущейся аргументированности принятия такой формы торгов (кто объявил большую стоимость за участок недр, тот и признается победителем) имеются и негативные для субъектов Российской Федерации моменты. Первый - вся сумма разового платежа (которая часто превышает стартовую цену в несколько раз, а в некоторых случаях - в десятки раз) перечисляется победителем в федеральный бюджет и в последующие годы влияет на финансовые показатели предприятия, снижая, в первую очередь, облагаемую базу на прибыль, что уменьшает доходную часть регионального бюджета. Второй - на участие в аукционах допускаются фирмы-однодневки или фирмы-провокаторы, цель которых - сорвать аукцион или поднять размер разового платежа до уровня нулевой или даже отрицательной рентабельности. Третий момент – субъекты РФ лишены механизмов государственного регулирования недропользования на своей территории, что приводит к некорректному прогнозированию объемов добычи золота на среднесрочный и долгосрочный периоды, потому что стабильные средние и малые золотодобывающие предприятия, у которых есть производственные мощности и квалифицированные кадры, не имеют гарантий победы в аукционе из-за действий фирм-однодневок.
В связи с этим в рамках разрабатываемых законодательных документов по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона необходимо разработать ряд законопроектов по внесению изменений и дополнений в действующий федеральный закон «О недрах» и некоторые нормативно-правовые акты, которые касаются вопросов недропользования и системы лицензирования, чтобы упростить отношения недропользования на территории Дальнего Востока и Забайкалья, вплоть до полной замены ФЗ «О недрах» Горным кодексом.
Совершенствование законодательства о недрах, наряду с развитием транспортной и энергетической инфраструктур, - один из актуальнейших и злободневных вопросов как для государства, так и для действующих и будущих пользователей недр. Их скорейшее решение будет способствовать интенсивному развитию всех отраслей горнодобывающей промышленности, в том числе и золотодобывающей, на всей территории Дальневосточного федерального округа.