Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев предложил федеральным властям принять закон о старательстве. По его мнению, необходимо отрегулировать добычу драгоценных камней индивидуальными предпринимателями. Подобная мера, полагает глава региона, сократит теневой оборот изумрудов и принесет в бюджет дополнительные налоги.
Эксперты считают, что наряду с легализацией добычи изумрудов нужно параллельно развивать их обработку и очень грамотно регулировать рынок драгоценных камней. Как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", первые шаги в этом направлении уже сделаны.
По словам специалистов, примерно треть мирового нелегального рынка изумрудов составляют уральские камушки. Это значит, что около полумиллиарда долларов оседает в карманах криминальных дельцов.
Оценить, какая часть из этого объема средств приходится на индивидуалов, естественно, сложно, поскольку на учете в департаменте по недропользованию они не состоят. Кроме того, в незаконный оборот изумруды попадают не только с отвалов, но и непосредственно с Малышевского рудника, принадлежащего государству.
В пользу последней версии говорят сводки правоохранительных органов. В частности, в одной из них сообщалось, что на рынке была арестована нелегальная партия изумрудов, равная по весу трехгодичной добыче казенного предприятия. Очевидно, что "накопать" столько драгоценных камней в отвалах индивидуалам не под силу – сколько бы их не было.
Тем не менее, свои "пять копеек" в функционирование теневого рынка они вносят. Неограненные камушки, которые нелегалы сбывают офшорным компаниям, вывозятся за границу (чаще всего в Израиль, утверждают сотрудники ФСБ), обрабатываются там и по поддельным документам ввозятся обратно в Россию для реализации производителям ювелирных изделий.
Парадокс, но с изумрудами на Урале плохо. По словам индивидуального предпринимателя Евгения Девятова, с начала 2014 года Малышевский рудник перестал торговать сырьем, и сегодня на рынке уральского камня очень мало. Есть спрос на сырье, есть недра с драгоценными камнями, есть промышленность, а легального рынка изумрудов практически нет – соответственно, нет и отчислений в бюджет. Губернатор Куйвашев полагает, что так быть не должно. По его мнению, изменение действующего законодательства и легализация старательского дела позволят малому бизнесу разрабатывать небольшие месторождения, что увеличит поступление налогов на несколько миллиардов рублей в год.
Заместитель начальника Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу Николай Кокорин говорит, что мелкий предприниматель может на общих основаниях получить лицензию на добычу драгоценных камней уже сегодня. Проблема в другом: добыча изумрудов малыми предприятиями рентабельной быть не может.
Сейчас, утверждает чиновник, самородки под ногами уже не валяются – надо идти вглубь, то есть нести затраты на электроэнергию, технику, персонал. Кроме того, при легальной добыче необходимо приобрести землю, поставить на баланс запасы (что сулит большие расходы: только экспертиза стоит 52 тысячи рублей) и регулярно платить налоги. Все эти расходы окупятся только при солидных объемах добычи, что под силу лишь крупному или среднему бизнесу. Малое предприятие сможет работать рентабельно исключительно в "серой" зоне, то есть налоги от него будут мизерными.
Эксперты полагают, что выходом из существующего положения могло бы стать создание кластера из малых предприятий, занятых добычей, огранкой драгоценных камней и изготовлением из них ювелирных изделий. Для этого необходимо разрушить теневой рынок изумрудов, изменив правила работы с драгоценными камнями и металлами. Именно по этому пути и пошел ГУП "Калининградский янтарный комбинат", которому принадлежит лицензия на эксплуатацию Малышевского рудника.
Руководители комбината на примере янтарного промысла у себя в регионе утверждают, что еще год назад нелегальная добыча янтаря была сопоставима с официальными цифрами добычи. Но с приходом нового менеджмента и охранного предприятия ситуация резко поменялась: в 2013 году было задержано 650 нелегальных копателей, за восемь месяцев 2014-го – еще 400. Помимо усиления охраны янтарного карьера комбинат отказался от "услуг" криминального дилера, через которого янтарь уходил в Литву, откуда по завышенным ценам попадал к изготовителям ювелирных изделий.
Дилера объявили в международный розыск, а ювелиры получили возможность приобретать сырье напрямую на янтарном комбинате. Руководство ГУП "КЯК" утверждает, что все переработчики находятся в равных условиях и покупают сырье по официальной цене. Соответственно, отпала необходимость в услугах "черных" копателей, хотя последние и продолжают совершать набеги на карьер. Пока не удалось до конца прикрыть и вывоз сырья за границу. Именно поэтому эксперты, оценивая опыт Калининграда, предлагают создавать кластеры по производству готовых изделий в России: во-первых, объединения проще контролировать, а во-вторых, сообща малым предприятиям легче выживать.
Трудностей на этом пути будет немало, но в поселке Малышева формировать кластер будет несколько проще, потому что здесь имеется уникальный рудник, в котором можно добывать не только изумруды, но и бериллиевые руды, которые после переработки потребляет атомная и оборонная промышленность. Любопытно, что после распада Советского Союза бериллиевая руда в России не добывается, а завозится из-за границы. Этим пользуются криминальные дельцы, ввозя в страну под видом бериллов ограненные за рубежом изумруды.
Глава Малышевского городского округа Валерий Хомутов говорит, что у рудника очень хорошие перспективы по бериллам и изумрудам. Предприятие увеличивает объемы производства (только за этот год число сотрудников выросло с 250 до 350 человек), что открывает неплохие перспективы для формирования вокруг него ювелирного кластера.
Инициатива губернатора Е.Куйвашева о вовлечении малого бизнеса в добычу и переработку драгоценных камней нашла поддержку у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Теперь судьба проекта во многом будет зависеть от того, насколько тщательно федеральные власти подойдут к проработке законодательной базы и организации оборота драгоценных камней.