Сейчас в Госдуме идет доработка проекта закона, который условно называется «О драгметаллах и драгкамнях», точная формулировка - проект Федерального закона №504864-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он совершенствует нормативно-правовое регулирование в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, был рассмотрен 2 июля этого года в Государственной Думе и принят в первом чтении. Госсобрание (Ил Тумэн) подготовило и направило в профильный комитет Госдумы таблицу поправок к данному законопроекту, предварительно согласовав их с Правительством Республики Саха (Якутия).
В состав рабочей группы Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии по доработке законопроекта ко второму чтению был включен президент Гильдии производителей бриллиантов и ювелирных изделий, народный депутат республики Василий Власов. Мы связались с ним по телефону, и он подробно рассказал, как проходит работа над подготовкой этого законопроекта ко второму чтению. Последнее заседание рабочей группы прошло на этой неделе в понедельник.
Тенденция к ужесточению контроля сохранилась
– Какие поправки были учтены в профильном комитете Госдумы РФ?
– Этот законопроект («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») внесло Правительство РФ, и он содержит поправки в несколько федеральных законов: ФЗ-41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в КоАП РФ, а также в Налоговый кодекс в части размера платы за опробование и клеймение ювелирных изделий.
Конечно, главные поправки касались закона 41 о драгметаллах и драгкамнях. История этого законопроекта давняя, его разработчик - Минфин РФ - делал уже три попытки внести эти поправки, главной целью которых было ужесточение контроля над отраслью. Ювелирное сообщество на многочисленных слушаниях, «круглых столах» и конференциях всячески убеждало правительство не вносить такой проект закона. Я бы назвал те предлагаемые Минфином изменения в законе «чрезвычайно страшными» по последствиям для производителей ювелирных изделий, драгоценных металлов и камней. После долгой борьбы в декабре прошлого года последний вариант законопроекта был внесен в правительство, в апреле - в Госдуму РФ, а 2 июля сего года был принят в первом чтении.
Кстати, когда президентом Якутии был Вячеслав Штыров, а я возглавлял Алмазный совет, мы разработали целый пакет предложений, наоборот, по либерализации законодательства, регулирующего оборот драгоценных металлов и камней. Вячеслав Анатольевич три раза лично представлял наши предложения руководству страны, но результатов добиться не удалось, за исключением четырех положений, учтенных при создании Таможенного союза в 2009 году.
И сейчас, хотя в последнем проекте закона Минфин убавил свои «хотелки», но изначально заданная тенденция к ужесточению контроля сохранилась. В Госдуме РФ создана рабочая группа, которая на данный момент провела уже три заседания, и работа еще не закончена. Мы настояли, чтобы 23 октября был проведен «круглый стол» с участием представителей ювелирной отрасли. Как ни странно, но среди 34 членов думской рабочей группы оказался всего один производитель ювелирных изделий – руководитель одной из крупнейших российских ювелирных фирм Флун Гумеров. Зато в нее входят 8 депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, 10 сотрудников Минфина РФ, 6-7 представителей других федеральных министерств, сотрудники МВД, ФСБ, и я как депутат Ил Тумэна в единственном числе представляю региональный законодательный орган.
Пришлось сражаться в паре с Гумеровым (президент компании "Алмаз-Холдинг" - Ред.), но не все наши предложения поддерживались, поэтому мы попросили: «Прежде чем комитет будет рассматривать во втором чтении перед внесением на пленарное заседание, соберите производителей отрасли, посоветуйтесь, послушайте настроения». В итоге 23 октября пройдет «круглый стол» в профессиональном составе, и мы получим подкрепление.
Из наших предложений на данный момент учтены, на мой взгляд, довольно серьезные. Например, в проекте закона предлагалось контроль над деятельностью ювелирных заводов, гранильных фабрик проводить методом проверок. Есть плановые и внеплановые проверки, а их методику устанавливает другой закон - ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», он предусматривает обязательное согласование с прокуратурой. А в предложенном законопроекте проверяющая инстанция в лице Пробирной палаты не обязана была согласовывать свои проверки с прокуратурой. То есть проверяющий мог прийти в любое время и не ставить в известность прокуратуру. Естественно, мы настаивали, чтобы прежнее положение было сохранено. С первой попытки наше предложение не прошло, но на последнем заседании, в понедельник, согласились, что надо все-таки согласовывать проверки с прокуратурой. Это наше первое принятое предложение.
Во-вторых, при перевозках и хранении ювелирных изделий существуют очень жесткие требования по сопровождению вооруженной охраной на специально оборудованном транспорте. Конечно, в цепочке движений драгметаллов и камней есть отрезки, когда охрана необходима, например, если золото добывают на приисках в тайге, там охрана необходима. Но, предположим, если ты изготовил ювелирные изделия в Якутске и их нужно отвезти через две улицы на клеймение в Пробирную палату или в магазин, ты должен нанимать броневик, автоматчиков. А это стоит денег и немалых, и сегодня за это вынужден платить частный производитель, сейчас же не советское время, когда этим бесплатно занимались специальные госслужбы.
Мы предлагаем освободить производителей ювелирных изделий от такого жесткого требования и использовать охрану на добровольной основе. Первоначально представители силовых структур возражали: мол, это же золото. На это я ответил: «Еще в 2003 году по требованию президента Путина в законе о валютном контроле и регулировании золото, серебро, палладий, алмазы исключены из перечня валютных ценностей. Сегодня это просто обычный товар, оборот которого регулируется Гражданским кодексом».
Скажем, ювелир купил золото и сделал из него изделие, он его собственник. Зачем заставлять его тратить огромные деньги, чтобы так охранять свои изделия при транспортировке? В стране всего 20 Пробирных палат, некоторым производителям приходится везти свои изделия на клеймение за тысячи километров, представляете, какие расходы на охрану? В итоге эти наши замечания на последнем заседании тоже учли.
Третье важное наше требование: при действующем законе отходы производства, лом надо собирать, документировать, что, конечно, правильно, но прежде чем сделать из этого отбракованного материала новое изделие, отходы и лом надо опять отвезти теперь уже на аффинажный завод. У нас в России семь таких заводов, в Якутии ни одного, ближайший от нас находится в Новосибирске. Сколько надо потратить средств, чтобы отвезти туда-обратно, причем с охраной? Мы предлагаем лом и отходы, полученные на собственном производстве, освободить от аффинажа.
Также, согласно действующему закону, непроданный неходовой товар, который производитель собирается переплавить и сделать новые изделия, пользующиеся спросом у покупателей, тоже надо везти на аффинаж. Спрашивается, зачем? Ведь на изделиях уже стоят пробы. Нужно дать право ювелирам без препон переплавлять и переделывать свои изделия, подстраиваясь под покупательский спрос. На последнем заседании рабочей группы в Госдуме РФ удалось договориться, что лом, отходы и возвращенные из торговой сети собственные изделия ювелирный завод будет переплавлять без аффинажа.
Подчеркну, что в понедельник были приняты эти очень важные для ювелиров поправки.
Есть одна статья проекта, вернее ее текст, смысл которого я, честно говоря, не понял. Эта статья требовала разрешить контролирующим органам, то есть федеральному органу исполнительной власти, который будет осуществлять функции государственного контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, и подведомственным ему госучреждениям заключать отдельные договоры с наблюдательными советами компаний, добывающих и реализующих алмазы. Я, конечно, возражал: у нас исторически сложилось, что в стране существует единственная компания, которая добывает и реализует алмазы, – это АЛРОСА. У нее, согласно действующему законодательству, есть наблюдательный совет, 69% акций в ее уставном капитале, то есть контрольный пакет, принадлежат государству. Большинство членов наблюдательного совета – представители государства. Зачем Минфину заключать какой-то дополнительный договор? Я так и сказал представителям Минфина: «Ваш министр 10 лет возглавлял наблюдательный совет АЛРОСА (имея в виду Кудрина)». В результате все со мной согласились и приняли мою поправку исключить данное положение.
Также обсуждался вопрос, какой чистоты должен быть металл на выходе на аффинажных заводах. Победил здравый подход - учесть интересы отечественных заводов, а не только требования международных стандартов.Клеймо проб на ювелирных изделиях оставят
– А какие важные поправки были отвергнуты рабочей группой комитета Госдумы?
– Мы предлагали сделать добровольным клеймение ювелирных изделий, которые поставляются на экспорт. Какой была наша аргументация? Во-первых, за рубежом российское клеймо никто не признает. Там нет таких наших проб, как 585-я или 750-я, там пробы исчисляются в каратах. Как для нас данные в каратах ни о чем не говорят, так и зарубежным покупателям российских ювелирных изделий наши пробы ничего не сообщают. Доходило даже до того, что оптовые покупатели заставляли наших производителей стирать российское клеймо. А это потеря веса, надо перевешивать, менять цену и пошло-поехало. На каждом изделии стоят две отметины: именник изготовившего ювелирного завода и государственное клеймо, которое показывает количество частей золота в сплаве. Мы предлагали оставить только именник, который указан в том числе и на этикетке, а пробу не ставить. Делать это на добровольной основе: если завод хочет ставить пробу, пусть ставит, но чтобы контролирующие органы не заставляли клеймить изделия, которые идут на экспорт.
К сожалению, экспорт ювелирных изделий из России катастрофически падает, а импорт, наоборот, растет в разы – каждый год на 30-40%. Сегодня импорт превзошел объем собственного российского производства. К сожалению, это наше предложение не прошло. Но мы продолжим дальше ставить этот вопрос, так как считаем, что проба - это анахронизм, большинство стран мира вообще не клеймят свои изделия, есть только именник производителя.
Второй важный момент в проекте закона - смешаны функции госконтроля и хозяйственные функции. По сегодняшней схеме существует такая система: федеральной орган исполнительный власти, который вырабатывает политику в части регулирования оборота драгметаллов и драгкамней, осуществляет контроль, и подведомственные ему государственные учреждения – Пробирная палата и Гохран РФ. Если сегодня клеймение является методом госконтроля, то готовящийся закон исключил клеймение и опробование из методов госконтроля, признав их обычными услугами. Например, завод изготовил изделие, по закону на нем должно быть клеймо, эту операцию проводит Пробирная палата, и изготовитель платит ей как за услугу. Обычная юридическая операция. Получается, закон совместил в деятельности одного государственного учреждения функции госконтроля (проверки, наказания и так далее) и хозяйственные функции.
В своих поправках мы требуем эти функции разделить: пусть одно учреждение занимается только госконтролем, а другое оказывает хозяйственные услуги – клеймит, изготавливает именники. К сожалению, наше предложение не прошло.
И этим фактом очень озабочено все ювелирное сообщество. Мы провели небольшое совещание с руководителями самых крупных российских ювелирных заводов, и все они обеспокоены тем, что эта поправка не принята. Производители опасаются, что новый закон даст основания для создания еще одной федеральной службы по контролю за оборотом драгметаллов и драгкамней, что было бы крайне нежелательно.
Кстати, юридическая служба Госдумы РФ при рассмотрении в комитете в первом чтении сделала замечание думскому комитету, что такое совмещение функций чревато. Поэтому, когда будет принят закон, возникнет необходимость разделить контрольные и хозяйственные функции, и представители Минфина уже пытались в предыдущих проектах прямо написать, что надо создать новое госучреждение. Но ювелиры встали стеной, и такая формулировка не прошла. Тем не менее идея в проекте закона сохранилась. Резюмируя вышесказанное, могу сказать, что нам худо-бедно удается отстаивать некоторые наши предложения. Но работа над законопроектом продолжается.
Мнение
Евросанкции на поставку алмазов
Пользуясь случаем, мы спросили у Василия Власова, президента Гильдии производителей бриллиантов и ювелирных изделий, как он оценивает возможность введения санкций на ввоз алмазов в Евросоюз и США, которыми грозят России с лета.
– По данным АЛРОСА, лишь 10 процентов своей продукции компания реализует на внутреннем рынке, все остальное уходит за границу. Самая большая часть оседает в Бельгии, затем идут Израиль и Индия. Замечу, что в былые годы объединение «Якуталмаз» только половину алмазов поставляло на экспорт, а 50 процентов реализовывало на внутреннем рынке. Причем традиционно большую часть якутских алмазов много лет выкупал «Де Бирс». Сейчас ситуация другая – львиную долю алмазного сырья российского происхождения вместо «Де Бирса» покупают бельгийцы, а на отечественный рынок попадает лишь десятая часть продукции АЛРОСА.
Еще цифры для размышления: в прошлом году АЛРОСА продала сырых алмазов на 4 млрд 700 млн американских долларов, а всего в мире в 2013 году было продано алмазов на 15 млрд долларов. Наша компания заняла 1-е место в мире по добыче алмазов (28%), причем АЛРОСА больше всех добыла качественных алмазов объемом 2 карата и больше.
Спрашивается, кто будет добровольно отказываться от покупки якутских алмазов, ведь тогда встанет вся мировая ювелирная промышленность, так как на долю российской компании приходится треть мировой добычи и реализации качественных бриллиантов, спрос на которые на мировом рынке не падает. Получатся санкции себе в убыток, думаю, что на такие меры не пойдут.
Ил Тумэн
[ http://j-r.ru/analitika/?id=138 ]