В мае руководители из компании Anglo American тихо выражали недовольство, утверждая, что корпорация переплатила, когда приобретала De Beers, и что De Beers не обеспечивает ту прибыль на капитал, на которую они рассчитывали.
Но в последнем отчете о финансовых результатах Anglo American прибыль компании De Beers за первое полугодие составила $765 млн, что на 34 процента больше, чем в прошлом году. Сейчас она обеспечивает треть поступлений для своей материнской компании, что делает De Beers единственным крупнейшим источником прибылей Anglo. Заголовки в прессе называют De Beers звездой Anglo American. Учитывая падение цен на железную руду, De Beers сейчас является «самым привлекательным бизнес-подразделением в группе Anglo American», пишут аналитики. Все эти повышения цен принесли отдачу (для De Beers, если не для ее клиентов).
Но не будем забывать, почему De Beers стала такой звездой. Недавно Royal Bank of Scotland (RBS) (Королевский банк Шотландии) выпустил доклад по результатам деятельности De Beers, в котором отмечена важная вещь: De Beers получает почти всю свою прибыль от горной добычи. Мы в отрасли имеем тенденцию несоразмерно сосредоточивать свое внимание на все расширяющейся палитре инициатив в сегменте обработки – на бренде Forevermark, на цепочке розничной торговли De Beers, на ее лаборатории и на только что зарождающейся услуге по обратному выкупу бриллиантов. Но все это не вносит вклада в то, что действительно имеет значение – в конечный итог. В действительности, в большинстве своем эти инициативы являются убыточными. (Е6, отделение технических алмазов компании De Beers, является прибыльным, но дает лишь небольшой вклад в конечный итог, утверждают аналитики RBS.)
Хотя некоторые имеют тенденцию считать De Beers люксовым брендом, в докладе говорится, что это не так: «De Beers является алмазодобывающей компанией».
Возьмите ее совместное предприятие по розничной торговле с LVMH. Несмотря на $250 млн инвестиций, оно все еще «нерентабельное», делает заключение доклад RBS, соглашаясь с результатами анализа, недавно проведенного Хаимом Эвен-Зохаром (Chaim Even-Zohar). Forevermark тоже не приносит прибыли, говорится в этом докладе.
Конечно, существуют другие причины тому, почему эти предприятия продолжают существовать: они способствуют развитию общего маркетинга бриллиантов, что является часто провозглашаемой целью De Beers. И они могут оказаться прибыльными в будущем. Все же, поскольку эти инициативы были неофициально названы будущим компании, руководители должны быть разочарованы таким отсутствием прибыли от этих видов бизнеса, которым более десяти лет.
Может быть, это и не должно слишком удивлять: существует не так много компаний, которые добывают алмазы, но много покупателей, которым они нужны. Это позволяет компании De Beers диктовать условия своим сайтхолдерам. А вот рядовые потребители - очень ненадежный народ. Когда De Beers запускала свою цепочку розничной торговли в 2001 году, один ювелир сказал мне, что ритейл для компании может показаться более сложным делом, чем она ожидала. Спустя десятилетие это подтвердилось.