Принимая во внимание развернувшееся обсуждение вопроса о будущем российской алмазной промышленности, агентство Rough&Polished обратилось с вопросами к Максиму Шкадову, руководителю Производственного объединения «Кристалл» (Смоленск), крупнейшего производителя бриллиантов в России и Европе. В своем интервью он высказал свою точку зрения на проблемы, вставшие в настоящее время перед отраслью.
Очевидно, что российская алмазная отрасль находится на пороге серьезных преобразований, как организационных, так и кадровых. Поскольку отрасль экспортно-ориентированная, эффективность грядущих решений зависит от правильного понимания новых вызовов мирового алмазного рынка. В чем они, на Ваш взгляд, заключаются?
Сегодня сбытовые модели ведущих алмазодобытчиков - АЛРОСА и De Beers, выстроены таким образом, что создается иллюзия постоянного высокого спроса на алмазы со стороны многочисленных покупателей. Но на самом деле покупатель уже практически один - это Индия. Сайтхолдеры могут иметь бельгийскую или любую другую регистрацию, но 90% сырья реально уходит в Индию. А целью индийских коллег является контроль рынка, и они этого не скрывают. Индийский алмазный бизнес сегодня - это логистически прекрасно выстроенный и работающий при мощной государственной поддержке бизнес объемом порядка $15 млрд. Если учесть, что мировые кредитные ресурсы, через которые финансируется покупка алмазов и производство бриллиантов - это всего около $18 млрд, то следует признать, что алмазный рынок становится "рынком покупателя". И это приводит к тому, что ценой начинает управлять покупатель: сейчас сырье размерностью " - 7" и ниже покупают и обрабатывают только индийцы, и по динамике цен можно утверждать, что цену на эти классы уже не поднять никогда, поскольку ее диктует монопольный покупатель. А в срезе добычи такого сырья много. Проще говоря - сбыт АЛРОСА уже фатально зависит от состояния индийской экономики и банковской системы. И у De Beers такая же проблема.
Но "индийский товар" - это еще не все сырье...
Понятие "индийский товар" быстро размывается. В Индии обрабатывают уже все классы сырья. Все новейшее оборудование, все новейшие лазерные и компьютерные системы, системы микроскопического исследования идут в Индию широким потоком. Там существует просчитанная и выверенная стратегия, направленная на захват рынка. Где сейчас Израиль как алмазный центр? Его практически нет на рынке, он полностью подавлен индийскими конкурентами. Сейчас Antwerp Diamond Bank уходит из алмазного бизнеса, это примерно $1,6 млрд кредитных линий, если их заменят индийские банки, Антверпен как алмазный центр может прекратить свое существование. Алмазный рынок исторически создавался как "рынок продавца", сегодня он превращается в "рынок покупателя", что несет в себе серьезную угрозу, которую алмазодобытчики предпочитают игнорировать.
Что можно противопоставить этой угрозе?
Необходимо создавать собственный канал реализации с максимально глубоким проникновением на рынок. Российское сырье, российская переработка, российский ювелирный бренд мирового уровня и создание собственной сбытовой сети. Только так можно обеспечить безопасное развитие российской алмазной отрасли.
Добыча и переработка в России есть, а вот ювелирного бренда мирового класса не было со времен Фаберже. Сколько потребуется денег и времени для его создания?
Необходим рекламный бюджет порядка $15 млн в год. При таком финансировании абсолютно реально в течение 5 лет вывести на рынок бренд мирового класса. Это должен быть именно российский, национально окрашенный бренд. Возможно, вернуться к Фаберже было бы лучшей идеей.
Кто может служить источником средств?
В первую очередь в реализации такой стратегии должна быть заинтересована АЛРОСА. Для нее это означает получение собственного безопасного и устойчивого канала сбыта. В противном случае она рискует превратиться в придаток индийского алмазного бизнеса в самом недалеком будущем. Кроме того, существует "Алмазювелирэкспорт", обладающий весьма неплохим финансовым потенциалом, который совершенно не задействован в отечественном алмазном и ювелирном бизнесе. Эта структура занимается продажей контрольных отрезков АЛРОСА, что в современных условиях явный анахронизм - что этим контролируется? Еще они продают какие-то остатки из Госфонда, но Госфонд с такой задачей может вполне самостоятельно справляться, посредник ему не нужен. Реорганизованный "Алмазювелирэкспорт" мог бы стать базой для команды, создающей и продвигающей российский ювелирный бренд мирового класса.
Сегодня в отрасли обсуждается ряд новаций: от создания алмазно-бриллиантовой ТОР (территория опережающего развития - ред.) в Якутии до привлечения мировых ювелирных брендов в качестве стратегических партнеров. Ни одна из этих схем не предполагает создания национального ювелирного бренда. Могут ли иметь перспективу такие решения?
Для того, чтобы при якутских затратах давать конкурентную продукцию, нужно делать высшую категорию качества, а для этого нужны специалисты, которых там нет. Поэтому из якутской ТОР просто получится посредник по экспорту сырья. Как только там появится таможенный пост и биржа - поток сырья пойдет в Индию и Китай. Никакого позитива для отрасли это, конечно, не принесет. Стратегическое партнерство с мировыми ювелирными брендами чревато конфликтом интересов. Рынок бриллиантов находится под огромным давлением, конкуренция чрезвычайно высока - только у Рапапорта сейчас на $7 млрд бриллиантов в свободном предложении. В таких условиях бренд - партнер всегда может диктовать выгодные ему условия сотрудничества, навязывая и цены, и ассортимент. А вот если у вас в руках вся цепочка - от алмазного месторождения до кольца в бутике под вашим брендом, то вы способны извлечь из рынка максимум возможного. В России, увы, почти не производится товаров, достойных мирового брендинга. Алмазная отрасль - счастливое исключение, здесь мы имеем шанс, который упускать нельзя.