Проект
КОНЦЕПЦИЯ
развития ювелирной промышленности Кыргызской Республики на период до 2020 года.
Концепция развития ювелирной промышленности Кыргызской Республики (далее именуется - Концепция) определяет цели, задачи и приоритеты развития этой отрасли для удовлетворения потребностей внутреннего рынка, увеличения экспорта ювелирной продукции, создания рабочих мест и соответствующих налоговых поступлений в бюджет всех уровней.
Концепция учитывает накопленный опыт стран, осуществляющих проведение активной государственной политики в области поддержки развития ювелирной отрасли.
Концепция формирует оптимальный баланс интересов между государством, бизнесом и потребителем.
Концепция рассчитана на период до 2020 года.
1. Современное состояние ювелирной промышленности Кыргызской Республики.
1.1. Роль ювелирной промышленности в экономике.
Основным потребителем добываемых в мире золота является ювелирная промышленность: годовой объем, добываемого в мире золота, составляет 2,5 тысячи тонн, ювелирная промышленность потребляет большую часть добываемого в мире золота. Годовой объем мировой ювелирной промышленности составляет 146 млрд. долларов США.
В ряде стран (Китай, Италия, Израиль, Индия, Тайланд, Турция и др.) производство ювелирных изделий занимает значительное место в экономике страны.
Годовой докризисный объем производства ювелирных изделий в Индии составил: 11,3 миллиардов долларов США, доля экспорта составила 41%, в Турции 6,8 миллиардов долларов США. Благодаря наличию серьезных ресурсов и государственной поддержке Индии удалось занять лидирующее положение на мировом ювелирном рынке:
- огранка драгоценных камней и ювелирная отрасль выделены наряду с несколькими прочими индустриями в качестве одних из ключевых промышленных групп;
- разработан ряд общих и специализированных льгот в рамках экспортно-импортной стратегии;
- государство способствует разработке региональных стратегий, а также активно поддерживает сеть агентств по продвижению индийской продукции за рубежом.
Китай, который еще 20 лет назад не имел собственной ювелирной промышленности, добился в последнее время значительных успехов: по итогам 2008 года - оборот ювелирной промышленности превысил 14,8 миллиардов долларов США. Экспорт ювелирных украшений составил более 4-х миллиардов долларов США. В Китае ежегодно обрабатывается около трех миллионов карат алмазов, появилось множество ювелирных предприятий и компаний, число занятых в ювелирной отрасли увеличилось с 20 000 в начальный период до двух миллионов в настоящее время.
В Кыргызской Республике на сегодняшний день: общие запасы месторождений золота составляют 2 тысячи 149 тонн. На сегодняшний день насчитывается около 170 месторождений золота. Основная часть золота добывается на высокогорном руднике Кумтор. Занимает 3 место по добыче золота в СНГ и 22 место в мире. В последние несколько лет добыча золота устойчиво сохраняется на уровне 18-20 тонн золота в год. Динамичное развитие и подъем ювелирной отрасли в Кыргызской Республике было в период 1998 года по 2009 годы. С 2009 года с ежегодным принятием постановления Правительства Кыргызской Республики «Об освобождении субъектов предпринимательства от процедуры опробования и клеймения ювелирных изделий из драгоценных металлов, импортируемых в Кыргызскую Республику» наблюдается динамичный спад производства ювелирных изделий из драгоценных металлов отечественного производства, и соответственно, наблюдается значительный рост импорта ювелирных изделий. По официальным данным департамента драгоценных металлов при МФ КР объем производства кыргызских ювелирных изделий из золота составил:
Годы |
золото, |
золото, |
серебро, |
серебро |
2009 | 231 | 25 | 195 | 347 |
2010 | 34 | 38 | 131 | 1226 |
2011 | 62 | 51 | 99 | 5892 |
2012 | 90 | 185 | 75 | 8392 |
2013 | 87 | 2097 | 103 | 15607 |
Как видно из таблицы, производство ювелирных изделий из серебра отечественного производства в 2013 году по сравнению с 2009 годом упало 1,9 раз, зато импорт ювелирных изделий из серебра за те же годы вырос в 45 раза, а также по производству ювелирных изделий из золота отечественного производства в 2013 году по сравнению с 2009 годом упало 2,6 раз, импорт ювелирных изделий из золота за те же годы вырос в 84 раза. Однако увеличение импорта ничего не дало бюджету из-за освобождения их от обязательного клеймения, а наоборот привело к резкому сокращению экспорта и вытеснению из рынка изделий отечественных производителей, которое создало угрозу потери в будущем целой ювелирной промышленности.
Потери бюджета из-за недополученных налогов только за 2013 год по усредненным расчетам составляют более 36 млн. сомов только от пробирной платы, не считая других косвенных налогов.
Экспорт отечественной ювелирной продукции составляет менее 5% от общего объема произведенных изделий. В теневом обороте эти данные в несколько раз больше.
По официальным данным Департамента Драгоценных металлов при МФ КР, в 2013году ювелирная промышленность Кыргызстана - это 640 ее участников, в том числе 152 юридических лиц и 475 физических лиц. Это 14 специализированных ювелирных магазинов; более 1500 человек, занятых в производстве и торговле ювелирными изделиями.
В республике малые и средние предприятия в основном заняты в сфере услуг и торговли, но гораздо меньше заняты в сфере производства. Такой путь развития малого и среднего предпринимательства не становится фактором подъема экономики, а ведет к нерациональному использованию природных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов страны.
В ювелирной отрасли созданы некоммерческие объединения участников ювелирного рынка.
1.2. Сдерживающие факторы:
- Неконкурентоспособность отечественных ювелирных производителей из-за более высокой себестоимости их продукции, по сравнению с изделиями зарубежных производителей, вызванная действующими налогами, таможенными пошлинами, кредитными ставками и устаревшими требованиями нормативных документов;
- Высокая цена на золото в виде сырья;
- Следует также отметить, что при экспорте зарубежные производители, в отличие от кыргызских, не испытывают каких-либо серьезных проблем с возмещением НДС;
- Недостаточная защита ювелирного рынка страны от импорта и подпольного производства который составляет более 70% годового объема розничных продаж;
-Нормативные акты Кыргызской Республики касающихся ювелирной отрасли не соответствует законодательству ведущих стран - изготовителей ювелирных изделий, которые увеличивают себестоимость выпускаемой продукции и не соответствуют принципам рыночной экономики.
-Недостаточно современный технологический уровень многих ювелирных производств, не позволяющий внедрять в производство новые сложные дизайн-модели украшений.
-Недостаточно высокая производительность труда на большинстве предприятий.
-Отсутствие системы профессиональной подготовки кадров по рабочим специальностям для ювелирной промышленности.
-Обеспечение в ювелирной производстве в необходимых количествах ювелирных камней.
- Недостаточная известность кыргызских торговых марок (брендов) на кыргызском и мировом рынках.
2. Цели и задачи:
Защита внутреннего рынка страны в целях обеспечения устойчивого функционирования и развития отечественной ювелирной промышленности в условиях вступления Кыргызстана в Таможенный Союз.
Создание для кыргызской ювелирной промышленности конкурентных условий, обеспечивающих возможность продвижения кыргызской продукции на мировые ювелирные рынки.
Увеличение объемов производства и расширение рынков сбыта отечественной ювелирной продукции, создание новых рабочих мест.
Создание правовых, сопоставимых с общемировыми, условий для эффективного и цивилизованного ведения предпринимательской деятельности на ювелирном рынке. Кыргызское законодательство в области оборота ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов должно максимально соответствовать законодательству ведущих - стран по производству ювелирных изделий.
Создание равных условий для добросовестной конкуренции.
Сохранение и дальнейшее развитие традиций национального ювелирного искусства, зародившегося несколько столетий назад в Кыргызстане.
Стимулирование спроса на отечественные ювелирные изделия из драгоценных металлов путем организаций реклам и выставок.
Обеспечение условий для расширения объема рынка ювелирных изделий за счет создания системы гарантий, повышающих доверие потребителей к изделиям кыргызского производства с драгоценными металлами. Сокращение сырьевой направленности экспорта драгоценных металлов, максимально возможное использование добываемых в стране драгоценных металлов в ювелирных и других изделиях.
Обеспечение потребности кыргызских ювелирных предприятий ювелирными камнями;
Формирование оптимального баланса интересов между государством, бизнесом и потребителем.
3. Механизмы и степень участия государства в деятельности субъектов производства и реализации ювелирных изделий.
«Каждый активный кыргызстанец должен чувствовать поддержку государства в случае, если он захочет открыть собственный бизнес. Создание условий для развития предпринимательской активности должно стать приоритетным направлением работы государственных органов».
Национальная стратегия устойчивого развития
Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы.
3.1. Включение ювелирной промышленности, большую часть которой составляют субъекты малого и среднего предпринимательства, в число приоритетных направлений развития промышленности в Кыргызстане.
Создание на территории Кыргызской Республике специальных экономических зон в местах, имеющих, необходимые условия для производства ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов.
3.2.Область действия государственного контроля:
- государственный контроль за законностью происхождения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них;
- государственный контроль за ввозом, вывозом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;
- государственный контроль за соблюдением торгующими организациями требований «Свод правил продажи торговли в Кыргызской Республике», утвержденных Постановлением Правительства КР № 560 от 30 сентября 2014 года.
- опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных изделий в целях защиты от некачественной продукции ювелирный рынок.
3.3. Либерализация действующей нормативно-законодательной базы:
Ведущей тенденцией в преобразованиях законодательной базы, регулирующей рынок драгоценных металлов и драгоценных камней Кыргызской Республики, является укрепление института частной собственности при одновременной либерализации рынка - его освобождение от избыточного регулирования со стороны государства:
- внесение соответствующих изменений в некоторые Законы Кыргызской Республики;
- участие представителей некоммерческих организаций (Ассоциация ювелиров) в формировании государственной политики, экспертизе правовых актов, регулирующих развитие ювелирной промышленности Кыргызстана;
3.4. Государственная поддержка продвижения ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов на мировые ювелирные рынки:
- освобождение и введение добровольного клеймения ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, экспортируемых из Кыргызской Республики.
- введение практики возврата НДС за поставленную на экспорт продукцию с момента его возникновения;
- частичное финансирование из средств республиканского бюджета участия кыргызских ювелирных предприятий выставках проводимые в КР и за рубежом;
- максимальное сокращение сроков оформления лицензий, разрешений, проведения государственного контроля и таможенного оформления.
- содействие зарубежных торговых представительств Кыргызской Республики в продвижении кыргызской ювелирной продукции на местные рынки;
- снижение ставок по кредитам для производства продукции, отправляемой на экспорт;
- создание благоприятных условий для переработки на территории Кыргызской Республики ввезенных драгоценных металлов и ювелирных камней, принадлежащих иностранным собственникам, в ювелирные и другие бытовые изделия с последующим их вывозом по заказам собственника.
3.5.Защита внутреннего рынка:
-установление порядка выпуска в свободное обращение импортных ювелирных изделий только после их опробования и клеймения государственным пробирным клеймом;
- принятия международного акта республик, входящих в единый Таможенный союз, предусматривающего действия национальных пробирных клейм этих республик на территории всего Таможенного союза;
- ужесточение административной ответственности за нарушение правил торговли и за не указание страны производителя ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов;
- введение специфической таможенной ставки на импортируемые ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней в зависимости от мировых цен и от пробы и качества;
4. Формы и методы повышения конкурентоспособности ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов.
4.1. Приоритетное обеспечение конкурентоспособности ювелирной отрасли Кыргызской Республики:
- наращивание объема продукции в отечественной ювелирной промышленности до уровня в ювелирной промышленности в основных странах экспортерах ювелирных изделий;
- внедрение и повсеместное применение энергосберегающих технологий;
-внедрение передовых технологий моделирования и изготовления ювелирных изделий.
4.2. Создание равных условий для добросовестной конкуренции с импортными изделиями:
- отмена ввозных таможенных пошлин на ювелирные камни;
- отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое и лабораторное оборудование, ювелирные инструменты и расходные материалы, закупаемые по импорту для собственного производства ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов;
- отмена НДС при реализации драгоценных металлов в слитках;
- выведение из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль средств, вложенных предпринимателем в развитие предприятия;
- финансирование научно-исследовательских и опытно конструкторских работ по проблемам ювелирной отрасли за счет средств республиканского бюджета.
5. Внедрение и широкое использование механизмов саморегулирования ювелирного рынка страны
5.1. Разработка и внедрение соответствующих международным нормам отечественных стандартов, устанавливающих требования к ювелирным
изделиям, вставкам и лигатурным сплавам.
5. 2. Преобразование Ассоциации ювелиров и других организаций в саморегулируемые организации.
5.3. Взаимодействие саморегулируемых организаций и Департамента драгоценных металлов при МФ КР в целях обеспечения доверия потребителей отечественным ювелирным изделиям;
6. Научно-техническое и кадровое обеспечение ювелирной промышленности
- Формирование в отрасли кадрового потенциала, отвечающего потребностям ее развития;
- совершенствование стандартизации и сертификации изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- разработка национальных и отраслевых стандартов на ювелирные изделия и ювелирные вставки;
- создание системы профессиональной подготовки рабочих кадров для ювелирной промышленности.
7. Механизм и условия реализации Концепции
Зарубежный опыт показывает, что развитие национальной ювелирной промышленности во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
Проведение активной государственной политики в области развития ювелирной отрасли предполагает осуществить следующие основные меры:
- изучение практики государственной поддержки ювелирной промышленности в странах активно поддерживающих их развитие (Китай, Индия, Турция);
- создание условий и экономической заинтересованности в расширении экспортных поставок предприятиями ювелирных изделий на мировые рынки;
- повышение конкурентоспособности отечественных ювелирных изделий путем применения стандартов, отвечающих международным требованиям;
- усиление государственного контроля за импортируемыми ювелирными изделиями;
- применение механизмов тарифно-таможенного регулирования;
- противодействие незаконному ввозу ювелирных изделий;
- ужесточение административной ответственности за нарушение правил торговли ювелирными и другими бытовыми изделиями из драгоценных металлов: торговля изделиями без именников предприятия и государственных пробирных клейм, с фальшивыми государственными клеймами, несоответствие характеристик драгоценным камням, заявленным в сопроводительной документации и др.;
- установление порядка выпуска в свободное обращение импортных ювелирных изделий только после их опробования и клеймения государственным пробирным клеймом.
8. Результаты реализации концепции.
Доведение к 2020 году годового объема потребления золота в ювелирных изделиях до 2 тонн, объем розничных продаж до 1 млд.872млн. сомов; объем экспортных продаж до 562 млн. сомов.
Создание дополнительных рабочих мест в стране имеющих необходимые условия. Доведение численности занятых в отрасли до 2500 человек.
Увеличение налоговых поступлений во все уровни бюджета страны от производства и реализации ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов до 288 млн. сомов.
Разработчик: Департамент драгоценных металлов при МФ КР