Цены на бриллианты снижались в августе уже шестой месяц подряд из-за вялых продаж, заявила в своем сентябрьском отчете Rapaport Group, компания, проводящая исследования и предоставляющая услуги по торговле в отрасли драгоценных камней.
И лидировали в этом падении цен крупные бриллианты, в некоторой степени из-за изменения вкусов китайских покупателей.
Рынок бриллиантов был на подъеме во время мирового финансового кризиса, когда покупатели считали ювелирные изделия безопасными инвестициями и цены достигли рекордных уровней летом 2011 года. Но с тех пор они значительно упали.
Согласно индексу Rapaport Diamond Trade Index, бриллианты весом в один карат упали в цене в среднем на 27% по сравнению с высокими значениями в середине 2011 года. Они упали еще на 1,4% в августе, уже шестой месяц подряд. Более крупные бриллианты весом в три карата просели на 23% по сравнению с ценами на них в июле 2011 года.
Но падение средних цен на бриллианты гораздо меньшего веса в 0,3 карата было намного меньше. Они снизились на 1,6% в августе, но лишь на 13% по сравнению с пиковым значением в середине 2011 года, согласно данным Rapaport.
Караты являются традиционной мерой веса для бриллиантов и жемчуга, один карат – это единица массы, равная 200 миллиграммам.
Именно мелкие бриллианты размером от 0,30 карата до 0,50 карата продолжают «пользоваться спросом», согласно данным Ави Кравица (Avi Krawitz), автора отчета Rapaport.
Китайский рынок был основным источником спроса на крупные камни. С появлением среднего класса рынок бриллиантов стал укрепляться, утверждает г-н Кравиц. Это означает, что все больше растет спрос на функциональные бриллианты, например, обручальные кольца, которые стоят недорого, а не на драгоценности, которые носят напоказ.
«Со своей стороны… мы можем увидеть, что последней тенденцией является спрос на некрупные бриллианты», - сказал Алан Чан (Alan Chan), директор Chow Tai Fook Jewellery Group Ltd, одной из крупнейших в мире ювелирных компаний.
У группы свыше 2 000 магазинов по всей Азии, и многие из них находятся в Китае. Она продает все больше комплектов костюмных ювелирных украшений, начиная с камней размером 0,01 карата, по цене ниже $500 растущему сегменту работающих женщин в возрасте от 20 до 30 лет.
Повысился спрос на бриллианты, используемые для модных аксессуаров, которые подходят к их одежде, «просто как дамские сумочки», говорит г-н Чан.
Нельзя сказать, что крупные бриллианты больше не в моде. И для алмазодобывающих компаний это должно создавать значительные выгоды, особенно учитывая то, что в последние годы не было открыто каких-либо крупных алмазных месторождений.
Недавно Petra Diamonds Ltd. продала голубой алмаз весом 122,52 карата, добытый на руднике Куллинан (Cullinan) в ЮАР в июне, что эквивалентно $225 269 за карат. Эта алмазодобывающая компания также добыла белый алмаз весом 232,08 карата с этого же рудника, и похоже, что он уйдет по гораздо более высокой цене.
Некоторые считают, что снижение цен больше связано с качеством алмаза, чем с его размером.
«Алмазы действительно хорошего качества все еще растут в цене», - сказал Чарли Лонг (Charlie Long), аналитик из Sanlam Securities. При этом индекс цен Rapaport «касается ограненных и полированных камней более низкого качества, цены на которые падают».