Янтарный тупик

Раздел: Драгоценные камни
19 сентября 2014 г.

До­бы­ча и про­мыш­лен­ная пе­ре­ра­бот­ка ян­та­ря в Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти столк­ну­лась в на­ча­ле осе­ни с но­вым вы­зо­вом. К кон­тра­бан­де и чер­ным ко­па­те­лям, к на­па­де­ни­ям на ка­рье­ры и не­яс­ным пер­спек­ти­вам шель­фо­вой до­бы­чи до­ба­ви­лось пре­кра­ще­ние по­ста­вок в При­бал­ти­ку и Поль­шу.

Со­ва из цель­но­го кус­ка ян­та­ря ве­ли­чи­ной с ла­донь сто­ит 35 ты­сяч руб­лей. Та же пти­ца ро­стом с ми­зи­нец — от че­ты­рех до вось­ми ты­сяч, в за­ви­си­мо­сти от ка­че­ства кам­ня. Це­ны на от­кры­том рын­ке ря­дом с Му­зе­ем ян­та­ря в Ка­ли­нин­гра­де с на­ча­ла осе­ни не из­ме­ни­лись ни в ту, ни в дру­гую сто­ро­ну. Хо­тя са­мо ян­тар­ное де­ло, в ко­то­ром Ка­ли­нин­град­ская об­ласть дав­но и проч­но за­кре­пи­лась на по­зи­ци­ях мо­но­по­ли­ста, ожи­да­ют се­рьез­ные ис­пы­та­ния. Пре­жде все­го в свя­зи с вой­ной санк­ций меж­ду Рос­си­ей и за­пад­ны­ми парт­не­ра­ми.

Санк­ции? Нет, не слы­ша­ли...

Тут на­до уточ­нить: ни в за­пад­ный санк­ци­он­ный, ни в рос­сий­ский ан­ти­санк­ци­он­ный спи­сок тор­гов­ля ян­та­рем из Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти, где рас­по­ло­же­но 90 про­цен­тов его ми­ро­вых за­па­сов и един­ствен­ная в ми­ре про­мыш­лен­ная раз­ра­бот­ка, не по­па­ла. Но в сен­тяб­ре рез­ко пре­кра­ти­лись по­став­ки парт­не­рам в За­пад­ной Ев­ро­пе — преж­де все­го, в стра­ны Бал­тии и в Поль­шу. В от­вет ми­нистр охра­ны окру­жа­ю­щей сре­ды Лит­вы Кясту­тис Тре­чо­кас за­явил о не­об­хо­ди­мо­сти экс­плу­а­та­ции соб­ствен­ных ме­сто­рож­де­ний. А обес­по­ко­ен­ные ли­тов­ские биз­не­сме­ны, до сих пор це­ли­ком ори­ен­ти­ро­ван­ные на сы­рье из Рос­сии, кон­тро­ли­ру­ю­щей 65 про­цен­тов ми­ро­во­го ян­тар­но­го рын­ка, при­сла­ли мис­сию в Ка­ли­нин­град. А уже здесь за­ме­сти­тель пред­се­да­те­ля ре­ги­о­наль­но­го пра­ви­тель­ства Кон­стан­тин Суслов им объ­яс­нил, что ГУП «Ка­ли­нин­град­ский ян­тар­ный ком­би­нат» — един­ствен­ное пред­при­я­тие, упол­но­мо­чен­ное го­су­дар­ством до­бы­вать бал­тий­ское зо­ло­то, — при­оста­но­вил им­порт ян­та­ря по при­чи­не мо­дер­ни­за­ции и пе­ре­устрой­ства про­из­вод­ства в це­лом. Кро­ме то­го, «со­глас­но раз­ра­бо­тан­ной стра­те­гии раз­ви­тия ян­тар­ной от­рас­ли ре­ги­о­на, пре­иму­ще­ство в по­лу­че­нии сы­рья име­ют ка­ли­нин­град­ские пе­ре­ра­бот­чи­ки», — ци­ти­ру­ет чи­нов­ни­ка се­те­вое из­да­ние KaliningradToday.

Мо­дер­ни­за­ция на «Ян­тар­ном ком­би­на­те» дей­стви­тель­но идет — ед­ва ли не с на­ча­ла го­да, ко­гда Вла­ди­мир Пу­тин сво­им ука­зом пе­ре­дал ГУП в ве­де­ние госкор­по­ра­ции «Ро­сте­х­но­ло­гии» (ны­не Ро­стех). Есть и одоб­рен­ная фе­де­раль­ным цен­тром стра­те­гия на бли­жай­шие го­ды. По ней ре­ги­он дол­жен по­лу­чить еще 4,5 ты­ся­чи ра­бо­чих мест в от­рас­ли, де­вя­ти­крат­ное уве­ли­че­ние на­ло­гов с нее (с ны­неш­них 90 мил­ли­о­нов до 800 мил­ли­о­нов руб­лей), по­вы­ше­ние вы­руч­ки от про­да­жи из­де­лий из ян­та­ря — до пя­ти мил­ли­ар­дов руб­лей про­тив име­ю­щих­ся 830 мил­ли­о­нов — и вось­ми­крат­ное сни­же­ние экс­пор­та не­об­ра­бо­тан­но­го кам­ня. На­ли­цо яв­ный курс на пе­ре­ра­бот­ку, при­чем на сво­ей тер­ри­то­рии — то, че­го не хва­та­ет мно­гим от­рас­лям рос­сий­ской про­мыш­лен­но­сти, и ян­тар­ная здесь до сих пор не бы­ла ис­клю­че­ни­ем.

А вот с тор­гов­лей сы­рьем на За­пад огра­ни­че­ния на­ча­лись не вче­ра — во­прос лишь в их сте­пе­ни. Все­го де­сять тонн сыр­ца, имен­но столь­ко офи­ци­аль­но от­гру­зи­ли из Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти в про­шлом го­ду. Для срав­не­ния, в 2012 го­ду бы­ло 170 тонн на все экс­порт­ные на­прав­ле­ния. За­па­сы рос­сий­ско­го ми­не­ра­ла, за­бла­го­вре­мен­но сде­лан­ные в Лит­ве и Поль­ше, ис­то­щи­лись — от­то­го там и бьют тре­во­гу. «Сво­бод­ный ры­нок. Кто боль­ше да­ет (де­нег — прим. «Лен­ты.ру»), то­му и про­да­ют», — оце­ни­ва­ет ны­неш­нюю си­ту­а­цию гла­ва Ас­со­ци­а­ции про­из­во­ди­те­лей и экс­пор­те­ров из­де­лий из ян­та­ря Ша­ру­нас Да­вай­нис, Виль­нюс. «Ки­тай­цы боль­ше да­ют, и я не ду­маю, что ли­тов­цы мо­гут быть оби­же­ны на усло­вия, сло­жив­ши­е­ся на сво­бод­ном рын­ке. Я не ду­маю, что Рос­сия обя­за­на снаб­жать ли­тов­цев и по­ля­ков ян­та­рем. Все рав­но он в кон­це кон­цов по­па­да­ет в Ки­тай. Рань­ше — по­чти весь, сей­час в мень­шей сте­пе­ни».

Ян­тарь «се­рый», ян­тарь «чер­ный»…

Объ­ем внут­рен­ней пе­ре­ра­бот­ки ян­та­ря с при­хо­дом «Ро­сте­ха» и но­во­го ру­ко­вод­ства (ген­ди­рек­то­ром «Ян­тар­но­го ком­би­на­та» еще ле­том 2013 го­да стал Ми­ха­ил За­це­пин, до то­го ра­бо­тав­ший во ФГУП «Кос­ми­че­ская связь») был уве­ли­чен сра­зу на 20 про­цен­тов. Та­кие дан­ные об­на­ро­до­вал гу­бер­на­тор Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти Ни­ко­лай Цу­ка­нов в ин­тер­вью еже­не­дель­ни­ку «Ком­мер­сантъ-Власть». При этом ко­ли­че­ство ян­та­ря-сыр­ца, не­ле­галь­но экс­пор­ти­ру­е­мо­го за по­след­ние го­ды, — как из-за де­я­тель­но­сти «чер­ных ко­па­те­лей», так и с ис­поль­зо­ва­ни­ем се­рых схем, — гла­ва ре­ги­о­на оце­нил в раз­бро­се от 300 до 500 тон­н; до не­дав­не­го же вре­ме­ни, по сло­вам Цу­ка­но­ва, се­рый ры­нок под­дер­жи­вал объ­е­мы от 150 до 300 тонн. Что впол­не со­по­ста­ви­мо с ле­галь­ной еже­год­ной до­бы­чей.

Со­бе­сед­ни­ки «Лен­ты.ру» в ре­ги­о­наль­ных си­ло­вых струк­ту­рах склон­ны счи­тать, что гла­ва ре­ги­о­на, ско­рее, смяг­ча­ет кар­ти­ну. Од­на толь­ко май­ская на­ход­ка 29 тонн ян­та­ря в од­ном из за­бро­шен­ных фор­тов Ка­ли­нин­гра­да, как при­зна­ют­ся об­ласт­ные си­ло­ви­ки, — сви­де­тель­ство не толь­ко хо­ро­шей ра­бо­ты опе­ра­тив­ни­ков из по­ли­ции и ФСБ, но и объ­е­мов не­ле­галь­но­го обо­ро­та. А но­во­сти об изъ­я­тии де­сят­ков или да­же со­тен ки­ло­грам­мов сы­рья на гра­ни­це ли­бо в тай­ни­ках част­ных до­мов дав­но пе­ре­ста­ли по­па­дать на фе­де­раль­ные лен­ты. Да­же при том, что речь за­ча­стую идет о круп­ных эк­зем­пля­рах, по ана­ло­гии с драг­ме­тал­ла­ми на­зы­ва­е­мых са­мо­род­ка­ми, а по сто­и­мо­сти уже пре­вос­хо­дя­щих зо­ло­тые ана­ло­ги то­го же ве­са. Про­филь­ный пор­тал «Юве­лир­ное обо­зре­ние» при­во­дит циф­ры из поль­ских ис­точ­ни­ков: «За ку­со­чек сыр­ца в 50-100 грам­мов рань­ше пла­ти­ли 550 ев­ро, сей­час — 5500 ев­ро. Это по­лу­ча­ет­ся, что он стал до­ро­же зо­ло­та, ко­то­рое сто­ит 40-45 ев­ро за грамм».

К че­сти но­во­го ру­ко­вод­ства, за не­сколь­ко ме­ся­цев в Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти бы­ло пе­ре­кры­то мно­же­ство се­рых схем. Соз­дан ре­естр из трех де­сят­ков на­деж­ных пред­при­я­тий по об­ра­бот­ке, оста­нов­ле­ны по­став­ки по со­мни­тель­ным ка­на­лам, свя­зан­ным с де­я­тель­но­стью объ­яв­лен­но­го Рос­си­ей в ро­зыск Ян­тар­но­го Ко­ро­ля Вик­то­ра Бо­г­да­на — по­став­ки, что ха­рак­тер­но, в При­бал­ти­ку и Поль­шу. Но, как при­зна­ют­ся об­ласт­ные чи­нов­ни­ки, тран­зи­ту чер­но­го и се­ро­го ян­та­ря че­рез Ки­тай по­ка ма­ло что угро­жа­ет. А это — дей­стви­тель­но ос­нов­ное на­прав­ле­ние не­ле­галь­ных по­ста­вок.

Схе­мы здесь про­сты, ме­ня­ют­ся лишь со­став­ля­ю­щие. К при­ме­ру, от­кры­ва­ет­ся фир­ма по пе­ре­ра­бот­ке ян­та­ря, за­ку­па­ет у ком­би­на­та сы­рье и пе­ре­прав­ля­ет ян­тарь на ма­те­рик. Яко­бы для даль­ней­шей об­ра­бот­ки. Сре­ди рас­хо­жих ад­ре­сов — Мос­ков­ская об­ласть, Урал. До не­дав­не­го вре­ме­ни — Укра­и­на, где име­ют­ся свои за­па­сы ян­та­ря — не­боль­шие, но до­ста­точ­ные для ма­ни­пу­ля­ций с пе­ре­мар­ки­ров­кой и ре­экс­пор­том рос­сий­ско­го ми­не­ра­ла. А с не­ко­то­рых пор — еще и Аста­на. Свою роль сыг­рал Та­мо­жен­ный со­юз. По­сле че­го бал­тий­ский ян­тарь, как пра­ви­ло, ока­зы­ва­ет­ся в Ки­тае — не толь­ко для про­из­вод­ства из­де­лий, но, преж­де все­го, для на­род­ной ме­ди­ци­ны. Имен­но ки­тай­ско­му рын­ку яв­но не хва­та­ет сво­ей до­ли в трид­ца­ти­про­цент­ной кво­те от об­щей до­бы­чи «Ян­тар­но­го ком­би­на­та», раз­ре­шен­ной к вы­во­зу за ру­беж. И имен­но из-за ап­пе­ти­тов Под­не­бес­ной, как утвер­жда­ют про­чие участ­ни­ки рын­ка, це­на ки­ло­грам­ма ян­та­ря-сыр­ца (кус­ко­вой, от 20 до 50 грамм) с 2006 го­да воз­рос­ла по­чти в шесть раз — с 340 до 1950 ев­ро. Со­вы и про­чие без­де­луш­ки на рын­ке у Му­зея ян­та­ря, со­от­вет­ствен­но, до­ро­жа­ют при­мер­но с той же ско­ро­стью.

«Ес­ли Москва ска­жет, что у нее свои пла­ны, ес­ли пре­кра­тит по­став­ки, то­гда рас­цве­тет кон­тра­бан­да. Мы все рав­но бу­дем по­лу­чать ян­тарь, но хо­чет­ся по­лу­чать его ци­ви­ли­зо­ван­но, без кон­тра­бан­ды», — пре­ду­пре­ждал Ша­ру­нас Да­вай­нис зи­мой те­ку­ще­го го­да. Сто­ит ли удив­лять­ся то­му, что фак­ти­че­ское вве­де­ние санк­ций на за­пад­но­ев­ро­пей­ский экс­порт сов­па­ло с не­ви­дан­ны­ми с 1990-х дей­стви­я­ми не­ле­га­лов от ян­тар­но­го биз­не­са. По­след­няя но­вость на сай­те «Ян­тар­но­го ком­би­на­та» : «…­груп­па лиц в ка­му­фли­ро­ван­ной одеж­де и в мас­ках, скры­ва­ю­щих ли­ца, в ко­ли­че­стве бо­лее 35 че­ло­век про­ник­ли на тер­ри­то­рию ка­рье­ра… со сто­ро­ны се­вер­но­го скло­на с це­лью за­хва­тить со­бран­ный в те­че­ние ра­бо­че­го дня ян­тарь-сы­рец. Та­кое мас­со­вое ор­га­ни­зо­ван­ное про­ник­но­ве­ние в ка­рьер про­изо­шло впер­вые». И что-то под­ска­зы­ва­ет, что не в по­след­ний раз.

В мо­ре за ян­та­ре­м

Ян­тар­ный ка­рьер, от­кры­тая раз­ра­бот­ка — до сих пор ос­но­ва эко­но­ми­ки от­рас­ли. О шель­фо­вой раз­ра­бот­ке как од­ном из ос­нов­ных на­прав­ле­ний до­бы­чи в ян­тар­ной от­рас­ли за­го­во­ри­ли го­раз­до поз­же, чем это сде­ла­ли неф­тя­ни­ки. Кон­крет­ные пред­ло­же­ния, впро­чем, уже зву­чат. «Бу­рит­ся сква­жи­на, раз­мы­ва­ет­ся го­лу­бая зем­ля, вме­сто нее кла­дет­ся твер­де­ю­щая за­клад­ка, — в 2010 го­ду опи­сы­вал тех­но­ло­ги­че­скую но­вин­ку Ти­мур Ха­ли­тов, глав­ный гео­лог ГУП «Ян­тар­ный ком­би­нат», на меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции в Ка­ли­нин­град­ском го­су­ни­вер­си­те­те им. И.Кан­та. — При этом зем­ная по­верх­ность оста­ет­ся це­лой, и окру­жа­ю­щая сре­да по­лу­ча­ет ми­ни­маль­ный ущерб». На прак­ти­ке же и эта, и дру­гие тех­но­ло­гии все еще про­хо­дят по раз­ря­ду пер­спек­тив­ных.

За­то на шель­фе Бал­тий­ско­го мо­ря близ Ка­ли­нин­гра­да с мая те­ку­ще­го го­да идет ак­тив­ная раз­вед­ка неф­тя­ных за­па­сов: ком­па­ния «Лу­койл-Ка­ли­нин­град­мор­нефть» бу­рит сква­жи­ны в ви­ду по­бе­ре­жья. В пла­нах пред­при­я­тия — стро­и­тель­ство плат­форм к 2017 го­ду и на­ча­ло до­бы­чи в 2021-м.

Как это по­вли­я­ет на дру­гие от­рас­ли эко­но­ми­ки Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти — ку­рор­ты, иг­ро­вую зо­ну «Ян­тарь» и соб­ствен­но пер­спек­ти­ву осво­е­ния ян­тар­но­го шель­фа — еще толь­ко пред­сто­ит вы­яс­нить. Но се­рьез­ные опа­се­ния зву­чат в ре­ги­о­не уже сей­час. В том чис­ле и по по­во­ду мол­ча­ния «Ро­сте­ха» на­счет об­ще­ния с неф­тя­ни­ка­ми. Ли­бо раз­го­вор меж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми двух от­рас­лей не ве­дет­ся со­всем, ли­бо он но­сит за­кры­тый ха­рак­тер — в лю­бом слу­чае, ко­гда речь идет об эко­ло­гии ре­ги­о­на, его жи­те­лям в рав­ной сте­пе­ни труд­но при­нять как от­сут­ствие об­ще­ния меж­ду ос­нов­ны­ми пре­тен­ден­та­ми на шельф, так и его су­гу­бо за­ку­лис­ный ха­рак­тер.

Парт­не­ры при­гла­ша­ют­ся

Но что же, по фак­ту, пред­ла­га­ет тем же ли­тов­ским парт­не­рам ны­неш­нее ру­ко­вод­ство «ян­тар­но­го края»? Хоть с санк­ци­я­ми, хоть без санк­ций, а аль­тер­на­ти­ва при­мер­но та­ко­ва. Ли­бо при­ез­жать в об­ласть, от­кры­вать пред­при­я­тия в рам­ках осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны, ста­но­вить­ся ка­ли­нин­град­ски­ми пе­ре­ра­бот­чи­ка­ми, со­зда­вать для жи­те­лей ре­ги­о­на ра­бо­чие ме­ста и бо­роть­ся за ме­ста в ре­ест­ре для бла­го­на­деж­ных парт­не­ров ком­би­на­та. Ли­бо дей­стви­тель­но оста­вать­ся у се­бя на про­мыс­лах в Курш­ском за­ли­ве, где ра­бо­ты пре­кра­ти­лись бо­лее ве­ка на­зад, в 1890 го­ду. И рас­чех­лять за­бро­шен­ные раз­ра­бот­ки, к при­ме­ру, в Юод­кран­те, ны­не — ку­рор­те го­су­дар­ствен­но­го зна­че­ния. С тем, что­бы, по­сле всех со­гла­со­ва­ний и ка­пи­таль­ных вло­же­ний, вы­нуть от­ту­да 112 тонн ян­та­ря — имен­но столь­ко со­став­ля­ют раз­ве­дан­ные за­па­сы ли­тов­ско­го ме­сто­рож­де­ния. При том, что, по утвер­жда­е­мым го­до­вым пла­нам до­бы­чи, Ка­ли­нин­град­ский ком­би­нат вы­да­ет от 250 до 350 тонн в год и го­то­вит­ся вый­ти на пред­пи­сан­ный фе­де­раль­ной про­грам­мой раз­ви­тия от­рас­ли ру­беж в 420 тонн еже­год­но. А раз­ве­дан­ные про­мыш­лен­ные за­па­сы ян­та­ря-сук­ци­ни­та в ре­ги­о­не со­став­ля­ют 116 000 тонн.

Та­ким об­ра­зом, аль­тер­на­ти­вы, в сущ­но­сти, нет. Но, по­ка контр­аген­ты из При­бал­ти­ки и Поль­ши, —г­де ян­та­ря по­боль­ше, чем в Лит­ве, но за­ле­га­ет он слиш­ком глу­бо­ко, по­это­му мас­штаб­ные про­мыш­лен­ные раз­ра­бот­ки не ве­дут­ся — смо­гут долж­ным об­ра­зом от­ре­а­ги­ро­вать на из­ме­нив­ши­е­ся пра­ви­ла иг­ры, прой­дет вре­мя. Ко­то­рое, без­услов­но, при­не­сет убыт­ки ка­ли­нин­град­ским про­из­во­ди­те­лям, же­ла­ю­щим чест­ной иг­ры на сво­бод­ном рын­ке — и от­нюдь не толь­ко с Ки­та­ем.

Сре­ди воз­мож­ных сти­му­лов к раз­ви­тию ян­тар­ной от­рас­ли, по­жа­луй, сле­ду­ет вы­де­лить ме­ры, пред­ло­жен­ные за­ко­но­про­ек­том «О про­мыш­лен­ной по­ли­ти­ке». К его рас­смот­ре­нию как раз при­сту­па­ют в Го­с­ду­ме, со­брав­шей­ся на осен­нюю сес­сию. Идея де­ся­ти­лет­них на­ло­го­вых ка­ни­кул для ин­ве­сто­ров в уни­каль­ные пред­при­я­тия про­мыш­лен­но­го ком­плек­са как нель­зя луч­ше под­хо­дит для «Ян­тар­но­го ком­би­на­та». Что же ка­са­ет­ся на­па­де­ний на ка­рьер, то, воз­мож­но, сто­ит об­ра­тить­ся к опы­ту за­пад­ных стран, где круп­ные кор­по­ра­ции ста­вят по­доб­ные пред­при­я­тия под охра­ну соб­ствен­ных во­е­ни­зи­ро­ван­ных струк­тур.

В лю­бом слу­чае, оче­вид­но, что за­щи­те от­рас­ли — фи­нан­со­вой и фи­зи­че­ской — не­об­хо­ди­мы но­вые под­хо­ды и тех­но­ло­гии. Как, впро­чем, и са­мо­му ян­тар­но­му де­лу. Ко­гда у вас по­чти пол­ный кон­троль над до­бы­чей сы­рья, а на ми­ро­вом рын­ке из­де­лий из ян­та­ря — все­го пять про­цен­тов из Рос­сии, нет по­во­да не за­ду­мать­ся и не сде­лать вы­во­ды.

[ lenta.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->