ежедневная газета для профессионалов j-izvestia.ru
В 2015 году в Китае появятся первые российские ювелирные магазины. Экспансию на растущий азиатский рынок начнет «Алмаз-Холдинг», который в условиях сокращения платежеспособности россиян ищет новые перспективные площадки сбыта. Эксперты предупреждают, что закрепиться в Китае будет сложно из-за высоких пошлин и сильной конкуренции со стороны местных производителей.
Третий по величине российский ритейлер ювелирных изделий «Алмаз-Холдинг» в 2015 году выйдет на рынок Китая, рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией. Информацию подтвердили в компании.
«Работа в этом направлении ведется с начала года. В середине апреля мы встречались с губернатором провинции Шаньдун Го Хуцинем, который обещал поддержку. Сейчас я снова еду в Китай: будем обсуждать условия, договариваться», — сказал «Газете.Ru» гендиректор «Алмаз-Холдинга» Флун Гумеров.
Прежде чем открыть точки в Китае, производитель изучил вкусы китайцев. «Рядом с ВДНХ мы открыли музей современного ювелирного искусства, где также находится магазин. Завозим туда китайских туристов, тестируем товарную матрицу, которую позже мы сможем предложить азиатской целевой аудитории. В этих же целях недавно открыли во Владивостоке большой магазин», — рассказал Гумеров.
Он отмечает, что определенная подгонка изделий под вкусы китайцев будет. Но в целом планируется продвигать российские дизайнерские решения.
«Нет смысла приходить туда с продукцией, которая сделана «под китайскую» — там своих производителей достаточно, а мы для них будем диковинкой», — сказал Гумеров.
По его словам, первое время на месте придется выставлять максимальное количество изделий на прилавки, и только через несколько лет станет понятно, какие украшения будут самыми ходовыми.
«Одной из особенностей китайцев является то, что они относятся к ювелирным изделиям не как к украшениям, а как к сбережениям. Поэтому их ювелирные изделия очень высокой пробы — в них почти 100% содержания золота», — пояснил гендиректор «Алмаз-Холдинга». В Китае компания, как и в России, делает ставку на средний класс (по данным McKinsey & Co., в 2012 году на него приходилось 225 млн человек, тогда как к 2025 году он вырастет до 330 млн человек).
«Алмаз-Холдинг» рассчитывает выйти в Китай не как поставщик изделий оптовым покупателям, а как компания со своей розничной сетью.
«В следующем году мы планируем открыть от пяти до десяти торговых точек. В этом году мы были близки к тому, чтобы открыть первый магазин в Гонконге — там либеральнее законодательство, чем на материке. Надеюсь в следующем году с него все-таки начать экспансию на восток. Спешить не надо — рынок незнакомый», — рассказал глава компании.
Согласно китайскому законодательству, уставный капитал ювелирной компании должен быть не менее $5 млн. В то же время, по словам Гумерова, вложения в КНР в первое время составят порядка $10 млн. Компания не планирует открывать собственные отдельные бутики — вместо этого она будет арендовать площади в торговых центрах, так как именно там люди среднего достатка предпочитают покупать украшения.
Заходить на китайский рынок «Алмаз-Холдинг» будет, скорее всего, под другим брендом. Также может поменяться фирменное синее цветовое оформление.
«В России нам удается открывать до трех-четырех магазинов в месяц. Не думаю, что в Китае темпы будут намного выше. Если все будет складываться удачно, то будем идти в другие регионы Китая. Пока мы другие страны не рассматриваем», — делится планами Гумеров.
Надежды «Алмаз-Холдинга» на развитие в Китае понятны.
КНР считается сейчас самым большим рынком сбыта ювелирных украшений. По данным China Jewelry Industry Report, в 2013 году продажи драгоценностей на материке составили $75,8 млрд (41,2% мировых продаж), при этом средние ежегодные темпы роста за последние пять лет составили 23%. Более 50% выручки ритейлеров приходится на золотые изделия.
Ключевыми местными ювелирными брендами являются Chow Tai Fook, Lao Feng Xiang, Shanghai Yuyuan Tourist Mart, Chow Sang Sang и Luk Fook. Первая Chow Tai Fook является крупнейшей публичной ювелирной компанией в мире (ее капитализация составляет около $13,6 млрд). В Китае у нее открыто более 2 тыс. точек продаж (на ее долю приходится 8,63% рынка).
Эксперты предупреждают, что «Алмаз-Холдингу» закрепиться в Китае будет непросто. «Конкуренция очень высокая. Помимо местных ритейлеров туда уже давно перебрались известные западные бренды», — отмечает эксперт агентства Rough & Polished Сергей Горяинов. «Отдельные небольшие люксовые марки, которые почти неизвестны у нас, вроде Jewellery Theatre, еще присутствуют за рубежом. А вот в массовом сегменте конкурировать будет сложно, так как тут важно сохранить низкие цены», — сказал исполнительный директор отраслевого отделения «Деловой России» Владимир Збойков.
Продвижение в Китай осложняется высокими пошлинами на импорт ювелирных изделий из России — в результате стоимость изделия вырастает примерно на 40%.
«Политическое руководство обращает сейчас большое внимание на Китай. Возможно, им удастся договориться о снижении пошлин. Если не сможем выстроить логистику, то придется искать другие пути», — признает Гумеров.
«Возможно, будем открывать собственное производство в Китае. Или, что более вероятно, придется заказывать изделия у китайских производителей по нашим лекалам. Но мне бы этого не хотелось, потому что тогда потеряется «изюминка». Все-таки нам бы хотелось заходить в Китай как российский производитель с российским производством», — отметил глава «Алмаз-Холдинга».
Но на импортных пошлинах драгоценностей сложности для производителя не заканчиваются. «В Китае очень популярны изделия из платины. В России официально есть пробы на платину 950 и 500. Сейчас наша компания разработала технологию на 585-ю пробу платины. И если мы не получим разрешение в России, то придется отдать технологию производства в Китай. А мы прекрасно понимаем, что там ее быстро скопируют и будут по ней производить уже местные изделия», — сетует Гумеров.
Несмотря на перечисленные сложности, китайский рынок представляется более привлекательным, чем российский в нынешних условиях.
«Кризисная ситуация в экономике и санкции негативно отразились на покупательском спросе: многие предпочитают не рисковать и переждать кризисный период. По нашим прогнозам, рынок в этом году сократится на 10%», — считает советник председателя Гильдии ювелиров России Федор Полуденный. При этом, по словам Збойкова, в некоторых регионах сокращение ювелирного рынка составляет уже 50%.
По данным Euromonitor, в 2013 году продажи ювелирных изделий на российском рынке составили порядка 286 млрд руб. В тройку лидеров на отечественном рынке ювелирных сетей входят «Красцветмет» (выручка — 18,6 млрд руб., доля — 6,5%), «Адамас» (16,5 млрд руб., 5,8%) и «Алмаз-Холдинг» (12,3 млрд руб., 4,3%).
Среди основных проблем российских ювелиров — ослабление рубля, дорогое кредитование, высокие издержки из-за жесткого администрирования, а также пошлины в 15% на закупку цветных драгоценных и полудрагоценных камней, которые в России практически не добываются.
«Из-за высоких пошлин и административных барьеров многие производители ищут обходные пути. Кто-то выводит производство на аутсорсинг в Китай и Таиланд. Например, российская ювелирная компания «Формика» разместила производство в Таиланде. Кроме того, многие ввозят продукцию по «серым» схемам», — отметил Гумеров, возглавляющий в «Деловой России» отраслевое отделение. Привлекательность стран ЮВА, а также Турции объясняется более низкими производственными затратами, в том числе благодаря низкой зарплате, и отсутствием административных нагрузок.
Сейчас у «Алмаз-Холдинга» порядка 270 магазинов. В компании ожидают, что в ближайшее время прибыль пойдет на снижение.
[ gazeta.ru ]
версия для печати
2024 год
Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.