В этой колонке часто обсуждаются проблемы, касающиеся самой «верхней» части «алмазного путепровода». Под верхней частью алмазного путепровода (англ. upstream) подразумеваются начальные звенья цепочки поставок для ювелирной отрасли – добыча алмазов, их огранка и полировка, а так же все, что связано с этими процессами. Некоторые полагают, что темы, касающиеся «верхних» отделов алмазного путепровода, никак не связаны с его «нижними» звеньями (англ. downstream), то есть розничной продажей. Причина – в том, что трудности, с которыми сталкиваются эти два сектора, очень разные, и ювелирным компаниям кажется, что проблемы добывающего сектора для них не важны и их не касаются. Но, дорогой ритейлер, вы глубоко заблуждаетесь! Вот один ярчайший пример: ответственная добыча. В США и Европе потребители не заинтересованы в приобретении продукции, изготовленной из материалов, добытых сомнительным образом. Это не проблема добывающего сектора – это проблема ювелирной отрасли, берущая свое начало в добывающем секторе, и поэтому ритейлеры должны относиться к ней со всей серьезностью. Вспомните хотя бы об алмазах из Зимбабве и золоте из Конго.
Но что можно сказать о вопросах торговли или экономических издержек? Одна из тем, недавно поднятых в новостях (и боюсь, она не скоро из них исчезнет) – сертификация бриллиантов. То, что происходит в лаборатории, чем камни отличаются друг от друга и как об этом сообщают покупателям (открыто или «по секрету»), также имеет самое прямое отношение к ювелирной отрасли. Так что вы, дорогой ритейлер, должны знать о различиях между лабораториями и понимать, какие преимущества дают сертификаты, выдаваемые ими – поскольку это напрямую связано с Вашим бизнесом.
Проблемы, касающиеся алмазов, не так легко обозначить – и все же они самым непосредственным образом влияют на бизнес ритейлеров. Хотя многие ритейлеры их не замечают, тот, кто их понимает, имеет большое преимущество над конкурентами.
Вот к чему я клоню: в январе выросли цены на алмазное сырье, и одновременно с этим ряд алмазодобывающих компаний объявил о снижении объемов поставок. Первый вывод, который вы, ритейлер, должны сделать, заключается в том, что цена на алмазы вырастет – потому, что производители бриллиантов – компании, занимающиеся огранкой и полировкой алмаз – будут конкурировать за меньшее количество товара на рынке, что приведет к дальнейшему росту цен на сырье.
Как хорошо информированный ритейлер, вы также знаете, что на огранку и полировку алмазов уходит около 100 дней – а значит, алмазное сырье, закупленное в январе, поступит на рынок в виде бриллиантов в апреле. А если вы читаете новости о Геммологическом институте Америки (Gemological Institute of America, GIA), то вы знаете о задержках в оценке бриллиантов и о том, что бриллианты весом до 1 карата оцениваются в течение примерно пяти месяцев. Чем крупнее бриллиант, тем быстрее происходит его оценка, но вам также известно, что большинство камней весят менее 1 карата. А это значит, что бриллианты из алмазного сырья, закупленного в январе, поступят в продажу лишь в сентябре.
Так почему же вам важно знать об этом? Потому, что алмазообрабатывающие компании, купившие алмазное сырье за наличные в январе, не получат деньги за свой товар ранее ноября из-за того, что, согласно условиям, платежи осуществляются в течение 30 и более дней. И поэтому они повышают цены уже в июле! Несложно догадаться, что цены продолжат расти, когда на рынке появятся товары, сырье для которых было закуплено по более высоким ценам. Если вы проследите историю другой проблемы – например, финансирования, предоставляемого банками – то поймете, что банки сокращают суммы финансирования алмазных компаний, и это вынуждает последние еще больше спешить с возмещением своих расходов.
Однажды мне дали ценнейший совет – не беспокоиться о том, знает ли читатель, как выгодно использовать полученные сведения. «Вы должны сосредоточиться на том, чтобы предоставить высококачественную информацию, а читатели разберутся, как применить ее с выгодой для себя», – сказали мне. Речь тогда шла об информации для торговцев алмазами, но умный бизнесмен, в каком бы секторе он ни работал, всегда знает, как извлечь из информации пользу.
Поэтому разрешите задать вам вопрос: знали ли вы о росте цен на алмазное сырье, снижении объема поставок, длительности огранки и полировки алмазов, времени, затрачиваемом на оценку бриллиантов, а также о проблемах финансирования и условий оплаты? Если ваш ответ утвердительный, тем лучше для вас – вы получили все сведения, необходимые для того, чтобы принять компетентное решение в преддверии роста цен в «нижней» части «алмазного путепровода».
Если же вы не знали обо всем этом, то, наверное, вы упускаете возможность поддержать уровень своей прибыли и повысить рентабельность. А это весьма неприятно – именно поэтому вы, мой друг, должны быть в курсе новостей добывающего и алмазообрабатывающего секторов. Они имеют самое прямое отношение к вам, вашему бизнесу и покупателям, которых вы хотели бы видеть в своих магазинах!