Тонкая работа: как зарабатывал миллионы ювелирный дом «Фаберже»

Раздел: Бренды
05 августа 2014 г.

Карл Фа­бер­же до­ка­зал, что ре­а­ли­зо­вать слож­ную стра­те­гию экс­пан­сии на рын­ки дру­гих стран и за­ра­бо­тать мил­ли­о­ны мож­но в со­вер­шен­стве вла­дея юве­лир­ным ма­стер­ством. Forbes рас­ска­зы­ва­ет о прин­ци­пах ра­бо­ты и ма­ло­из­вест­ной сто­ро­не биз­не­са фир­мы «Фа­бер­же» на Укра­и­не.

По при­зна­нию со­вре­мен­ни­ков, «Фа­бер­же» бы­ла са­мой луч­шей и круп­ней­шей до­ре­во­лю­ци­он­ной юве­лир­ной фир­мой не толь­ко в Рос­сии и Ев­ро­пе, но и во всем ми­ре. И она од­на из не­мно­гих, вы­дер­жав­ших оцен­ку вре­ме­нем.

Яй­цо с лан­ды­ша­ми, 1898 год

Фо­то: faberge.com


Пе­тер Карл Фа­бер­же воз­гла­вил фир­му от­ца в 1872 го­ду. Че­рез 10 лет в ней ра­бо­та­ли 20 юве­ли­ров, а к 1896‑­му чис­ло ра­бот­ни­ков воз­рос­ло до 455, не счи­тая 31 уче­ни­ка. В 1916 го­ду фир­му пре­об­ра­зо­ва­ли в то­ва­ри­ще­ство с устав­ным ка­пи­та­лом 3 млн руб­лей. Од­на­ко сын Кар­ла Фа­бер­же, Ев­ге­ний, от­ме­чал, что в рас­по­ря­же­нии то­ва­ри­ще­ства бы­ло го­раз­до боль­ше сред­ств: кли­ен­ты до­ве­ря­ли Фа­бер­же свои ка­пи­та­лы и дра­го­цен­но­сти на раз­ви­тие де­ла. Не­ко­то­рые ис­поль­зо­ва­ли сей­фы Фа­бер­же как де­по­зи­та­рий. На­при­мер, из­вест­ная рус­ская ба­ле­ри­на Ма­тиль­да Кше­син­ская пи­шет в ме­му­а­рах, что в сей­фе Фа­бер­же она хра­ни­ла свои дра­го­цен­но­сти на не­сколь­ко мил­ли­о­нов руб­лей.

С 1891 по 1917 год фир­ма «Фа­бер­же» про­из­ве­ла бо­лее 210 000 ху­до­же­ствен­ных из­де­лий. Ее го­до­вой обо­рот до­сти­гал 1–1,2 млн руб­лей (по ны­неш­не­му кур­су это со­ста­ви­ло бы $25–30 млн).

Че­го до­би­лась фир­ма «Фа­бер­же» за то вре­мя, ко­гда биз­не­сом ру­ко­во­дил Карл?

1. Мо­но­по­ли­зи­ро­ва­ла внут­рен­ний ры­нок юве­лир­ных из­де­лий.

2. За­ру­чи­лась под­держ­кой вид­ней­ших фи­нан­си­стов Рос­сии, мно­гие из ко­то­рых бы­ли кли­ен­та­ми фир­мы.

3. Ста­ла ча­стью фор­ми­ру­ю­щих­ся на ру­бе­же сто­ле­тий меж­ду­на­род­ных мо­но­по­ли­сти­че­ских со­ю­зов ка­пи­та­ли­стов. С 1887 го­да «Фа­бер­же» со­труд­ни­ча­ла с под­дан­ным Ве­ли­ко­бри­та­нии Ал­ла­ном Боу, че­рез ко­то­ро­го на­пря­мую по­лу­ча­ла ал­ма­зы из Юж­ной Аф­ри­ки.

4. За­кре­пи­лась на но­вых рын­ках – фир­ма успеш­но про­да­ва­ла свои из­де­лия в Си­а­ме, Мань­чжу­рии, Хар­би­не. Мно­го зо­ло­тых и се­реб­ря­ных ве­щей «Фа­бер­же» по­ку­па­ла Осман­ская им­пе­рия.

5. В про­цес­се экс­пан­сии вы­во­зи­ла не толь­ко то­ва­ры, но и ка­пи­тал; от­кры­ва­ла соб­ствен­ные ма­га­зи­ны и про­из­вод­ство, в част­но­сти, на тер­ри­то­рии Укра­и­ны – в Одес­се и Ки­е­ве.

В Одес­се фир­ма на­ча­ла тор­го­вать че­рез сво­их ком­ми­во­я­же­ров еще в 1887 го­ду, но ее соб­ствен­ный ма­га­зин на ул. Де­ри­ба­сов­ской, 31 был от­крыт в 1901‑м. Спу­стя два го­да Карл Фа­бер­же ос­но­вал «Фа­б­ри­ку зо­ло­тых и се­реб­ря­ных из­де­лий», на ко­то­рой ра­бо­та­ли 35 че­ло­век. Пред­при­я­тие дей­ство­ва­ло до 1918‑­го. За 15 лет оно вы­пу­сти­ло 7000 из­де­лий. Про­да­ло еще боль­ше: в ас­сор­ти­мен­те бы­ли из­де­лия пе­тер­бург­ских ма­стер­ских и мос­ков­ской фаб­ри­ки «Фа­бер­же».

На ки­ев­ский ры­нок фир­ма вы­шла в 1902 го­ду. При­каз­чик Ал­лан Гиб­сон при­вез из мос­ков­ско­го ма­га­зи­на юве­лир­ных из­де­лий на 175 000 руб­лей. Не имея зна­ко­мых в го­ро­де, он до­ве­рил­ся по­сред­ни­кам, ко­то­рые ока­за­лись жу­ли­ка­ми: про­да­ва­ли брил­ли­ан­ты в рас­сроч­ку, по­лу­ча­ли аван­сы, за­кла­ды­ва­ли ве­щи в лом­бард, но с Гиб­со­ном не рас­пла­чи­ва­лись. Афе­ра лоп­ну­ла, в ней ока­за­лись за­ме­шан­ны­ми па­ра де­сят­ков ни о чем не по­до­зре­вав­ших по­ку­па­те­лей. Су­деб­ный про­цесс длил­ся до 1907‑­го – уда­лось вер­нуть цен­но­сти на 100 000 руб­лей. Судь­ба осталь­ных из­де­лий не­из­вест­на.

Осе­нью 1906‑­го Карл от­крыл в Ки­е­ве ма­га­зин «Фа­бер­же» по ад­ре­су ул. Кре­ща­тик, 25 (сей­час это дом 15). В этом же огром­ном до­ме по­ме­ща­лись ма­стер­ские из­вест­ной Пер­вой Ки­ев­ской юве­лир­ной и ху­до­же­ствен­но-гра­вер­ной ар­те­ли и ма­га­зин Ио­си­фа Мар­ша­ка.

В ма­стер­ской «Фа­бер­же» тру­ди­лось 15 че­ло­век. За пять лет она вы­пу­сти­ла 1000 из­де­лий, пре­иму­ще­ствен­но брил­ли­ан­то­вой груп­пы. Доль­ше ей про­ра­бо­тать не уда­лось. В Укра­и­не не бы­ло до­ста­точ­но­го ко­ли­че­ства ма­сте­ров, ква­ли­фи­ка­ция ко­то­рых со­от­вет­ство­ва­ла бы тре­бо­ва­ни­ям Фа­бер­же. Карл пред­по­чи­тал брать на ра­бо­ту го­то­вых ма­сте­ров с име­нем, а не уче­ни­ков. Он сра­зу пред­ла­гал им вы­со­кую зар­пла­ту и то, что в на­ши дни на­зы­ва­ет­ся пол­ным со­ци­аль­ным па­ке­том. Пер­вый био­граф Фа­бер­же – ан­гли­ча­нин Ген­ри Бейн­бри­дж, управ­ля­ю­щий лон­дон­ским фи­ли­а­лом «Фа­бер­же», от­ме­чал, что со­труд­ни­кам фир­мы со­зда­ли все усло­вия для пол­но­цен­ной ра­бо­ты: «…­соб­ствен­ная сто­ло­вая, врач, се­мьям ушед­ших на фронт фир­ма пла­ти­ла сред­нюю за­ра­бот­ную пла­ту. Насто­я­щий со­ци­а­лиз­м!»

Ра­бо­ту Фа­бер­же в Ки­е­ве услож­нял его кон­ку­рент – Ио­сиф Мар­шак, ко­то­рый не толь­ко сма­нил к се­бе всех луч­ших ма­сте­ров го­ро­да, но и не да­вал их пе­ре­ку­пить. К 1913 го­ду штат его фир­мы на­счи­ты­вал 126 ра­бот­ни­ков. Для них Мар­шак, ко­пи­руя си­сте­му Фа­бер­же, со­здал прак­ти­че­ски иде­аль­ные усло­вия. На­при­мер, по­сколь­ку боль­шин­ство ма­сте­ров его фир­мы бы­ли ев­ре­я­ми, для них по всем пра­ви­лам преду­смот­ре­ли ша­бат.

Мар­шак был про­вин­ци­аль­ным «ки­ев­ским Фа­бер­же» и за­кры­вал весь юве­лир­ный ры­нок Ки­е­ва. Тя­гать­ся с ним бы­ло слож­но, по­это­му фир­ма «Фа­бер­же» со­сре­до­то­чи­лась на раз­ви­тии в Одес­се. Бур­ный эко­но­ми­че­ский рост Юж­ной Паль­ми­ры это­му спо­соб­ство­вал. Че­рез Одес­су Ев­ге­ний Фа­бер­же на па­ро­хо­де от­во­зил за­ка­зы в Ял­ту, где на­хо­ди­лись ре­зи­ден­ции чле­нов им­пе­ра­тор­ской се­мьи. Кро­ме то­го, фир­ма пла­ни­ро­ва­ла экс­пан­сию на Во­сток. Еще в 1908‑м Фа­бер­же на­ме­ре­вал­ся от­крыть ма­га­зин в Ка­и­ре. Из­де­лия, со­здан­ные одес­ски­ми ма­сте­ра­ми фир­мы, по­став­ля­лись в За­кав­ка­зье и Осман­скую им­пе­рию. Вот по­че­му их так ма­ло на со­вре­мен­ном ан­ти­квар­ном рын­ке – осо­бен­ность «во­сточ­но­го по­треб­ле­ния» в том, что юве­лир­ные из­де­лия по­ку­па­ют­ся не для ин­ве­сти­ций, а для кол­лек­ций. Кста­ти, рос­сий­ский пред­при­ни­ма­тель укра­ин­ско­го про­ис­хож­де­ния Вик­тор Век­сель­берг, об­ла­да­тель круп­ней­шей в ми­ре кол­лек­ции Фа­бер­же, прин­ци­пи­аль­но по­ку­пал из­де­лия за ру­бе­жом, воз­вра­щая их в Рос­сию.

О фи­ло­со­фии жиз­ни и биз­не­са

Кар­ла Фа­бер­же ча­сто срав­ни­ва­ют с ос­но­ва­те­лем зна­ме­ни­той ди­на­стии бан­ки­ров Май­е­ром Ам­ше­лем Рот­шиль­дом. И не без­осно­ва­тель­но – они жи­ли и стро­и­ли свой биз­нес, ру­ко­вод­ству­ясь сход­ны­ми прин­ци­па­ми. В за­ве­ща­нии его вну­ка Ан­сель­ма был пункт: «…­ка­те­го­ри­че­ски и са­мым ре­ши­тель­ным об­ра­зом за­пре­щаю про­ве­де­ние су­деб­ной или об­ще­ствен­ной опи­си мо­е­го на­след­ства и лю­бое об­на­ро­до­ва­ние раз­ме­ров мо­е­го со­сто­я­ния». Мы так­же не зна­ем раз­ме­ров ка­пи­та­ла Фа­бер­же.

Пра­ви­ло Рот­шиль­да: «Друж­ба с силь­ны­ми ми­ра се­го – трам­плин для биз­не­са». Карл Фа­бер­же по при­ме­ру Рот­шиль­да дру­жил с силь­ны­ми и бо­га­ты­ми. А они са­ми ис­ка­ли друж­бы с юве­ли­ром. Кли­ен­та­ми Фа­бер­же бы­ли оба по­след­них им­пе­ра­то­ра, им­пе­ра­три­ца Ма­рия Фе­до­ров­на, сест­ры и бра­тья Ни­ко­лая II, его дя­дья ве­ли­кие кня­зья Вла­ди­мир и Алек­сей Алек­сан­дро­ви­чи, се­мей­ство Юсу­по­вых, по бо­гат­ству не усту­пав­шее им­пе­ра­тор­ской фа­ми­лии. Ко­гда Кар­лу Фа­бер­же на­до­е­ло про­си­жи­вать в при­ем­ной его ве­ли­че­ства, он пе­ре­клю­чил­ся на но­вых кли­ен­тов, пред­ста­ви­те­лей тор­го­во‑­про­мыш­лен­ной и фи­нан­со­вой бур­жу­а­зии. С ни­ми ра­бо­тать бы­ло лег­че. Они ува­жа­ли в юве­ли­ре твор­ца и не вме­ши­ва­лись в про­цесс со­зда­ния из­де­лий, опре­де­ляя толь­ко це­ну. Сре­ди них неф­те­про­мыш­лен­ник Эм­ма­ну­ил Но­бель, вла­дель­цы рос­сий­ско‑а­ме­ри­кан­ской ре­зи­но­вой ма­ну­фак­ту­ры «Тре­уголь­ник» Макс Ней­шел­лер и Хенд­рик Гиль­зе фан дер Пальс, куп­цы Ели­се­е­вы. Круп­ней­шие кли­ен­ты «Фа­бер­же» в Укра­и­не – са­ха­ро­за­вод­чи­ки Те­ре­щен­ко, Брод­ские, Ха­ри­то­нен­ко, харь­ков­ский бан­кир Ру­вим Ру­бин­штейн, одес­ский мил­ли­о­нер Ар­тур Ана­тра и др.

В спра­вед­ли­во­сти еще од­но­го прин­ци­па Рот­шиль­да – «вой­на при­но­сит свои до­хо­ды» – Фа­бер­же убе­дил­ся в пе­ри­од рус­ско‑я­пон­ской вой­ны. Она по­ро­ди­ла но­вых бо­га­чей, ко­то­рые ак­тив­но ин­ве­сти­ро­ва­ли в дра­го­цен­но­сти. То же на­блю­да­лось и во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой. Фир­ма по­те­ря­ла по­ло­ви­ну ра­бот­ни­ков: они ушли на фронт и на обо­рон­ные за­во­ды. За­то остав­ши­е­ся ма­сте­ра не успе­ва­ли вы­пол­нять мно­го­чис­лен­ные за­ка­зы на из­де­лия с брил­ли­ан­та­ми. Их по­ку­па­ли раз­бо­га­тев­шие на по­став­ках сол­дат­ско­го сук­на и са­пог по­ля­ки. Кро­ме то­го, фир­ма на­ла­ди­ла про­из­вод­ство шпри­цев и гильз для сна­ря­дов, что так­же при­нес­ло ей со­лид­ный до­ход.

«О­пе­ре­жай­те кон­ку­рен­тов хо­тя бы на шаг», – на­став­лял Рот­шильд сво­их сы­но­вей. Фа­бер­же сле­до­вал то­му же прин­ци­пу: он все­гда шел впе­ре­ди со­пер­ни­ков. На­при­мер, пред­ме­ты в сти­ле ар-ну­во, ко­то­рые впер­вые бы­ли пред­став­ле­ны на Все­мир­ной вы­став­ке 1925 го­да в Па­ри­же, фир­ма «Фа­бер­же» вы­пус­ка­ла еще в 1910‑е. Она пер­вой в Рос­сии со­зда­ла юве­лир­ные из­де­лия с сим­во­ли­кой 12‑лет­не­го во­сточ­но­го ка­лен­да­ря. Так, в год Сви­ньи ма­стер­ские Фа­бер­же вы­пу­сти­ли мно­го бре­ло­ков с изоб­ра­же­ни­ем это­го жи­вот­но­го, а так­же фи­гу­рок сви­ней из раз­ных кам­ней и се­ребра. Все это про­да­ва­лось с боль­шой при­бы­лью.

В «Фа­бер­же» пер­вы­ми ста­ли ис­поль­зо­вать спла­вы пла­ти­ны и се­ребра. Бейн­бридж да­же поз­во­лил се­бе упрек­нуть Фа­бер­же в том, что он рас­тра­чи­ва­ет твор­че­ские си­лы. В те го­ды бы­ли очень по­пу­ляр­ны брил­ли­ан­ты. Ка­за­лось бы, вы­пус­кай не­сколь­ко мо­де­лей боль­ши­ми ти­ра­жа­ми – по­лу­чишь сни­же­ние се­бе­сто­и­мо­сти и боль­шую при­быль. Но Фа­бер­же все вре­мя раз­ра­ба­ты­вал но­вые мо­де­ли и на­прав­ле­ния.

Кто вла­де­ет ин­фор­ма­ци­ей, тот вла­де­ет ми­ром

У Фа­бер­же бы­ли свои ис­точ­ни­ки ин­фор­ма­ции. На­при­мер, швей­цар Сер­гей, ра­нее ра­бо­тав­ший в Двор­цо­войй по­ли­ции, об­ла­дал пре­крас­ной зри­тель­ной па­мя­тью. Он пом­нил всех кли­ен­тов за по­след­ние 10 лет: кто и что ку­пил. Зи­мой в Зим­нем двор­це да­ва­ли мно­го­ты­сяч­ные ба­лы. Сер­гей не про­пус­кал ни од­но­го. По­ка все го­сти тан­це­ва­ли, он ра­бо­тал – вы­ве­ды­вал у ла­ке­ев ин­фор­ма­цию. По воз­вра­ще­нии с ба­ла Сер­гей на не­сколь­ко ча­сов за­пи­рал­ся с Кар­лом Фа­бер­же и по­дроб­но до­кла­ды­вал хо­зя­и­ну о свет­ских сплет­нях. Юве­лир от­лич­но знал о юве­лир­ных пред­по­чте­ни­ях ба­ле­рин, вет­ре­ных ари­сто­кра­ток, мо­ло­дых гвар­дей­ских рот­мист­ров и обо всех об­ма­ну­тых му­жьях и же­нах. Жен­щи­ны, как от­ме­чал глав­ный ма­стер фир­мы «Фа­бер­же» Франц Бир­ба­ум, все­гда бы­ли пер­вы­ми по­тре­би­те­ля­ми дра­го­цен­но­стей, и мно­го име­ний ушло на удо­вле­тво­ре­ние стра­сти к укра­ше­ни­ям.

За­бо­та об ими­дже – за­лог про­цве­та­ния

Ал­маз ста­но­вит­ся брил­ли­ан­том толь­ко при тре­нии о дру­гой ал­маз. Ма­ло сде­лать юве­лир­ное из­де­лие – нуж­но еще и убе­дить кли­ен­та его при­об­ре­сти. Фа­бер­же тща­тель­но сле­дил за ими­джем сво­ей фир­мы и сво­им соб­ствен­ным. Его дом на Боль­шой Мор­ской ули­це в Пе­тер­бур­ге был об­раз­цом вы­со­ко­куль­тур­но­го бур­жу­аз­но­го до­ма, а са­мо­го Фа­бер­же зна­ли как ме­це­на­та и по­кро­ви­те­ля ис­кус­ств. Он, без­услов­но, при­над­ле­жал к эли­те го­ро­да, его дру­зья­ми и кли­ен­та­ми бы­ли вы­да­ю­щи­е­ся де­я­те­ли из ми­ра ис­кус­ства.

Фа­бер­же кол­лек­ци­о­ни­ро­вал кар­ти­ны, япон­ские нэц­ке, поч­то­вые мар­ки, гео­гра­фи­че­ские кар­ты. Он вла­дел од­ной из луч­ших в Ев­ро­пе биб­лио­тек по де­ко­ра­тив­но­‑­при­клад­но­му ис­кус­ству. Фа­бер­же по­сто­ян­но по­се­щал те­ат­ры. Ви­ди­мо, ска­зы­ва­лись ро­до­вые кор­ни. Один его дед, Карл Юнг­ш­тедт, был жи­во­пис­цем, дру­гой, Пе­тер Фа­бер­же, – пре­крас­ным сто­ля­ром, он при­вил Кар­лу лю­бовь к кра­си­вой ме­бе­ли. В апар­та­мен­тах Фа­бер­же пре­об­ла­да­ла ме­бель из чер­но­го ду­ба, ди­ва­ны и крес­ла бы­ли об­тя­ну­ты зе­ле­ной ко­жей. Бейн­бридж упо­ми­на­ет в сво­их ме­му­а­рах о пер­вом пре­бы­ва­нии в Санк­т‑Пе­тер­бур­ге в 1906 го­ду. То­гда он при­е­хал на со­бе­се­до­ва­ние к Кар­лу Фа­бер­же. В те­че­ние всех двух ме­ся­цев, по­ка он был в Се­вер­ной сто­ли­це, Фа­бер­же во­дил ан­гли­ча­ни­на по луч­шим ре­сто­ра­нам го­ро­да, уго­щал его на да­че в Ле­ва­шо­ве. Бейн­бридж и сам был ари­сто­кра­том, хо­ро­шо раз­би­рал­ся в еде и на­пит­ках. Меж­ду тем де­ли­ка­те­сы, ко­то­рые он по­про­бо­вал у Фа­бер­же, изу­ми­ли да­же его. Карл Фа­бер­же раз­би­рал­ся и в ви­нах, у не­го в до­ме бы­ла боль­шая эно­те­ка.

Идео­ло­гия Фа­бер­же жиз­не­спо­соб­на и пло­до­твор­на. Во гла­ву уг­ла он ста­вил не по­лу­че­ние мак­си­маль­ной при­бы­ли, а слу­же­ние кра­со­те.

[ forbes.ua ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->