О ювелирном рынке: сетевые игроки подминают под себя пермских

Раздел: Рынки
04 августа 2014 г.

Экс­перт Ураль­ско­го гем­мо­ло­ги­че­ско­го цен­тра «Гем­экс» Сер­гей Лу­кья­нов рас­ска­зы­ва­ет, ка­кие дра­го­цен­но­сти мож­но на­звать ин­ве­сти­ци­я­ми и ка­кие со­кро­ви­ща мож­но най­ти в лом­бар­дах Пер­ми.

Ес­ли ве­рить спра­воч­ным си­сте­мам, то в Пер­ми се­го­дня ра­бо­та­ет бо­лее 200 юве­лир­ных ма­га­зи­нов. Их наи­боль­шая кон­цен­тра­ция на­хо­дит­ся, ко­неч­но, на цен­траль­ных ули­цах Пер­ми. Ма­га­зи­ны здесь не стес­ня­ют­ся со­сед­ство­вать друг с дру­гом и су­дя по все­му кон­ку­рен­ции не очень и бо­ят­ся.

Мы по­про­си­ли экс­пер­та Ураль­ско­го гем­мо­ло­ги­че­ско­го цен­тра «Гем­экс» Сер­гея Лу­кья­но­ва опи­сать перм­ский ры­нок юве­лир­ки и оце­нить дра­го­цен­но­сти с точ­ки зре­ния ин­ве­сти­ций. Что из это­го по­лу­чи­лось — чи­тай­те в ин­тер­вью Properm.ru.

— Сер­гей Ру­доль­фо­вич, оха­рак­те­ри­зуй­те, по­жа­луй­ста, перм­ский юве­лир­ный ры­нок.

— Ры­нок се­го­дня со­сто­ит из не­сколь­ких субъ­ек­тов. Пер­вое — это не­боль­шие ор­га­ни­за­ции, ча­ще все­го ИП, ко­то­рые име­ют од­ну тор­го­вую точ­ку. Пре­жде все­го это мест­ные про­из­во­ди­те­ли, про­да­ю­щие соб­ствен­но­руч­но из­го­тов­лен­ные из­де­лия. В дру­гом слу­чае, это мел­кие опто­ви­ки, ко­то­рые за­ку­па­ют то­вар в Москве и про­да­ют его в Пер­ми.

Вто­рое — это опять же перм­ские ор­га­ни­за­ции, име­ю­щие уже не­сколь­ко при­лав­ков. Они ори­ен­ти­ро­ва­ны на про­да­жу из­де­лий, ко­то­рые из­го­тов­ле­ны в дру­гих ре­ги­о­нах, а так­же ча­стич­но тор­гу­ют соб­ствен­ны­ми.

И на­ко­нец, льви­ная до­ля — это се­те­вые ма­га­зи­ны. Это круп­ные ор­га­ни­за­ции, ко­то­рые тор­гу­ют по всей стра­не и обыч­но ока­зы­ва­ют це­лый ком­плекс услуг. У них есть не толь­ко роз­нич­ная тор­гов­ля, но и не­боль­шой сег­мент оп­та. При­сут­ству­ет и скуп­ка, а точ­нее об­мен зо­ло­тых из­де­лий, быв­ших в упо­треб­ле­нии, на но­вые.

Ко­неч­но, се­те­вые ма­га­зи­ны умуд­ря­ют­ся ра­бо­тать бо­лее эф­фек­тив­но. Сей­час на рын­ке про­ис­хо­дит чет­ко вы­ра­жен­ная диф­фе­рен­ци­а­ция. Не­боль­шие пред­при­я­тия с перм­ской про­пис­кой по­ти­хонь­ку за­ги­ба­ют­ся, по­то­му что се­те­вые ма­га­зи­ны за­би­ра­ют ры­нок под се­бя. У них есть воз­мож­ность на­ни­мать бо­лее ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов, воз­мож­ность ма­нев­ра то­ва­ром и фи­нан­са­ми, воз­мож­но­стей при­об­ре­тать дра­го­цен­ные из­де­лия, осо­бен­но ино­стран­но­го про­из­вод­ства.

— Что для это­го нуж­но?

— Не­об­хо­ди­мо прой­ти мас­су бю­ро­кра­ти­че­ских про­це­дур — за­клю­чить экс­порт­ные кон­трак­ты, офор­мить гру­зо­вые и та­мо­жен­ные де­кла­ра­ции, при­вез­ти из­де­лия, от­пра­вить их на клей­ме­ние. Все эти во­про­сы го­раз­до лег­че ре­шить в сто­ли­це, а не в Пер­ми. В кон­це кон­цов, да­же для то­го, что­бы гра­мот­но офор­мить де­кла­ра­цию, нуж­ны спе­ци­а­ли­сты, зна­ю­щие мас­су ню­ан­сов. Они в боль­шей сте­пе­ни на­хо­дят­ся в Москве, а не в Пер­ми.

— Од­но из на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти юве­лир­ных ма­га­зи­нов — лом­бард. Для че­го им это?

— Ос­нов­ной вид де­я­тель­но­сти — ко­неч­но, про­да­жа. Скуп­ка и об­мен — дру­гой, лом­бард — тре­тий. Это до­пол­ни­тель­ные услу­ги для при­вле­че­ния кли­ен­тов. Ду­маю, на лом­бард­ную де­я­тель­ность при­хо­дит­ся не бо­лее 10–15%.

Лом­бард­ный биз­нес в прин­ци­пе утра­тил свою при­вле­ка­тель­но­сть, и с каж­дым го­дом по­ло­же­ние дел все ху­же и ху­же. Слиш­ком мно­го у лом­бар­дов кон­ку­рен­тов и сре­ди бан­ков, и сре­ди мик­ро­фи­нан­со­вых ор­га­ни­за­ций.

— Кто яв­ля­ют­ся кли­ен­та­ми лом­бар­дов?

— В первую оче­редь, их услу­га­ми поль­зу­ют­ся лю­ди, ко­то­рые раз­во­дят­ся. Так, треть дра­го­цен­ных из­де­лий, ко­то­рые не­сут в лом­бар­ды, при­хо­дит­ся на об­ру­чаль­ные коль­ца. Не вы­бра­сы­вать же их по­сле раз­во­да? Ис­поль­зо­вать еще раз? То­же нель­зя. Кро­ме то­го, в лом­бар­ды ча­сто не­сут из­де­лия из со­вет­ско­го про­шло­го.

Что де­ла­ет лом­бард? Вы­да­ет кре­дит под за­лог иму­ще­ства, по­это­му его глав­ная за­да­ча — вер­нуть кре­дит с про­цен­та­ми, а не по­лу­чить дра­го­цен­ное из­де­лие. Для не­го это лиш­няя го­лов­ная боль, ведь лом­бард обя­зан хра­нить зо­ло­то и дра­го­цен­но­сти, а ес­ли из­де­лия сто­ят боль­ше 30 тыс. руб­лей, то еще и ор­га­ни­зо­вы­вать пуб­лич­ные тор­ги.

В лом­бар­дах к из­де­ли­ям от­но­сят­ся как к ло­му, а не как к ху­до­же­ствен­ной цен­но­сти. Ин­те­ре­су­ет толь­ко вес. Я сам ви­дел, как в лом­бар­дах по­ку­па­ли ве­щи от Tiffany и Cartier. Лю­ди ино­гда не по­ни­ма­ют, что имен­но они сда­ют. По­это­му есть дру­гие лю­ди, ко­то­рые це­ле­на­прав­лен­но хо­дят по лом­бар­дам, ищут что-то ин­те­рес­ное и цен­ное.

— Зо­ло­то сей­час пе­ре­жи­ва­ет не луч­шие вре­ме­на. Мы и са­ми обо­жглись на нем, ко­гда за­ни­ма­лись ин­ве­сти­ци­я­ми в рам­ках про­ек­та «Пер­вые ша­ги ин­ве­сто­ра»…

— Се­кун­доч­ку, — оста­нав­ли­ва­ет нас на по­лу­сло­ве Сер­гей и ухо­дит в дру­гой ка­би­нет. Воз­вра­ща­ет­ся уже не с пу­сты­ми ру­ка­ми, а с тет­рад­кой. — Да­вай­те за­пи­шем не­сколь­ко цифр, — пред­ла­га­ет Сер­гей и на­чи­на­ет дик­то­вать, как ме­ня­лась це­на на зо­ло­то за по­след­ние пол­ве­ка.

Ди­на­ми­ка цен на зо­ло­то, в дол­ла­рах за ун­цию | Create Infographics

Как вы ви­ди­те, за по­след­ние 40 лет зо­ло­то успе­ло скак­нуть вверх, упасть, и сно­ва скак­нуть. По­это­му от­ве­тить на во­прос, как оно бу­дет се­бя ве­сти и на­сколь­ко вы­год­ны вло­же­ния в зо­ло­то — аб­со­лют­но не­воз­мож­но. Кто ку­пил этот драг­ме­талл в 1970-е и про­дал его в 1980-е за­ра­бо­тал боль­шие день­ги. И, на­про­тив, кто ку­пил в 1980-е и про­дал в 2000-е — по­нес убыт­ки.

Да, мно­гие утвер­жда­ют: «По­ку­пай­те зо­ло­тые мо­нет­ки — это бу­дет ва­ша бу­ду­щая пен­сия». Но гля­дя на ди­на­ми­ку цен на зо­ло­то, мож­но в этом усо­мнить­ся. А вдруг мы по­ку­па­ем его на пи­ке и даль­ше це­на на не­го бу­дет толь­ко па­дать?

— Рас­смат­ри­вать из­де­лия из зо­ло­та как ин­ве­сти­ции все-та­ки мож­но?

— Мож­но. Но есть ню­анс. Из­де­лие без дра­го­цен­ных кам­ней мо­жет быть ин­ве­сти­ци­ей толь­ко в том слу­чае, ес­ли оно при­над­ле­жит из­вест­ным и пре­стиж­ным мар­кам. Я не­дав­но был на круп­ной вы­став­ке, где бы­ли пред­став­ле­ны из­де­лия от Cartier, Tiffany, Faberge, Carrera. Так вот: укра­ше­ния от Tiffany 1940–50 го­дов поль­зо­ва­лись очень хо­ро­шим спро­сом.

Зо­ло­тое из­де­лие со­вет­ско­го юве­лир­про­ма как ин­ве­сти­ция ни­как рас­смат­ри­вать­ся не мо­жет. Не­кра­си­во, не­из­вест­но и ни­ко­му не на­до.

— Ес­ли из­де­лия с дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми?

— Здесь си­ту­а­ция дру­гая. Брил­ли­ан­ты не толь­ко веч­ны, но еще и прак­ти­че­ски за­щи­ще­ны от ин­фля­ции. Но нуж­но по­ни­мать, что это не от­но­сит­ся к из­де­ли­ям мас­со­во­го про­из­вод­ства, где мно­го брил­ли­ан­тов раз­ме­ром ме­нее од­ной со­той ка­ра­та. Брил­ли­ан­ты и дру­гие кам­ни мо­гут быть ин­ве­сти­ци­ей, ес­ли их вес на­чи­на­ет­ся от од­но­го ка­ра­та.

— А ес­ли это еще и экс­клю­зив…

— Иде­аль­ный ва­ри­ант: у вас ши­кар­ный изу­мруд ка­ра­та на три вы­со­ких цве­то­вых и ка­че­ствен­ных ха­рак­те­ри­стик, да еще и в коль­це с клей­мом Faberge. Вот это ве­щь, и она бу­дет до­ро­жать и до­ро­жать. Ко­неч­но, це­на на нее не бу­дет без­мер­но быст­ро рас­ти, но она смо­жет за­щи­тить ва­ши сбе­ре­же­ния от ин­фля­ции и на нее все­гда бу­дет ста­биль­ный вы­со­кий спрос.

На­при­мер, не так дав­но я чи­тал ин­тер­вью, ко­то­рое да­ва­ла же­на од­но­го из быв­ших ми­ни­стров в Егип­те. Как вы пом­ни­те, там не­дав­но слу­чи­лась ре­во­лю­ция и чле­ны пра­ви­тель­ства бы­ли вы­дво­ре­ны из стра­ны. В этом ин­тер­вью же­на утвер­жда­ет, что они убе­жа­ли из Егип­та и оста­ви­ли там всe, убе­жа­ли фак­ти­че­ски в том, что бы­ло на се­бе на­де­то. А на се­бе был пре­крас­ный го­лу­бой брил­ли­ант око­ло 10 ка­ра­тов. Де­нег от про­да­жи это­го кам­ня им хва­ти­ло на по­куп­ку по­ме­стья во Фран­ции, где они сей­час да­ют ин­тер­вью и жа­лу­ют­ся на жиз­нь.

Дра­го­цен­но­сти — это то, что нуж­но рас­смат­ри­вать как по­след­ний шанс. То, что мож­но на­деть на се­бя и уез­жать. Кста­ти, у лю­дей с боль­ши­ми день­га­ми при­ня­то ин­ве­сти­ро­вать в дра­го­цен­но­сти 10–15% сво­е­го со­сто­я­ния.

— О мо­не­тах то­же са­мое мож­но ска­зать?

— Ну­миз­ма­ти­ка очень слож­ная ве­щь. В од­но вре­мя че­шуй­ки — мел­кие се­реб­ря­ные мо­нет­ки XIV-XVI ве­ков — бы­ли очень до­ро­ги. Но лю­ди с ме­тал­ло­ис­ка­те­ля­ми на­ча­ли бро­дить по по­лям и столь­ко на­хо­док на­шли, что це­на на че­шуй­ки упа­ла в де­сят­ки раз.

Мо­не­ты, ко­неч­но, мож­но со­би­рать, но то­гда нуж­но быть ли­бо са­мо­му экс­пер­том и по­сто­ян­но вра­щать­ся в этом ми­ре, ли­бо иметь хо­ро­ше­го со­вет­чи­ка в этой от­рас­ли. Под­де­лать клей­мо Tiffany по­чти не­воз­мож­но, а из­го­тав­ли­вать ко­пии мо­нет уже на­учи­лись.

— За гра­ни­цей в по­след­нее вре­мя рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ют син­те­ти­че­ские ал­ма­зы. Са­ма бы­ла сви­де­те­лем, как на ал­маз­ной фаб­ри­ке пре­зен­то­ва­ли син­те­ти­че­ские ал­ма­зы, ко­то­рые ни­сколь­ко не усту­па­ли при­род­ным ни по сто­и­мо­сти, ни по внеш­не­му ви­ду.

— Син­те­ти­че­ские про­из­вод­ство кам­ней юве­лир­но­го ка­че­ства — за­трат­ный про­цесс. Ка­че­ствен­ные ал­ма­зы ис­кус­ствен­но­го про­ис­хож­де­ния дей­стви­тель­но сто­ят по­чти столь­ко же, сколь­ко при­род­ные кам­ни. Но со­глас­но за­ко­но­да­тель­ства дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми они не яв­ля­ют­ся. Со­глас­но ГОСТу, тер­мин «брил­ли­ант» при­ме­ним толь­ко к при­род­но­му ал­ма­зу, об­ра­бо­тан­но­му и име­ю­ще­му гра­ни. Ес­ли же ал­маз ис­кус­ствен­ный, то мы не име­ем пра­ва пи­сать на из­де­лии сло­во «брил­ли­ант». И кто его то­гда ку­пит? Да ник­то.

На рос­сий­ском рын­ке син­те­ти­че­ские ал­ма­зы по­чти не по­яв­ля­ют­ся. На За­па­де — да, и там их пы­та­ют­ся рас­кру­тить, на­пи­рая на со­ци­аль­ный эле­мент и ис­поль­зу­ет­ся сло­ган: «Ни од­ной кап­ли кро­ви чер­но­ко­же­го че­ло­ве­ка при до­бы­ва­нии не бы­ло про­ли­то».

— А син­те­ти­че­ский ал­маз как ин­ве­сти­ция?

— Да­же рас­смат­ри­вать­ся не мо­жет. Ко­неч­но, нет.

— Сер­гей Ру­доль­фо­вич, за ка­ки­ми экс­пер­ти­за­ми к вам ча­ще все­го при­хо­дят пер­мя­ки?

— В первую оче­редь к нам об­ра­ща­ют­ся с во­про­са­ми: име­ют­ся ли в из­де­ли­ях брак, скры­тый де­фект.

— Что име­ет­ся в ви­ду?

— Ли­ти­е­вые по­ры в ме­тал­лах, на­при­мер. Та­к­же встре­ча­ют­ся не­ка­че­ствен­ная скреп­ка зве­ньев в це­пях или сла­бая за­креп­ка кам­ней.

— Экс­пер­ти­зы на под­лин­но­сть?

— Бы­ва­ют, но не очень часто. Вме­сто на­сто­я­ще­го брил­ли­ан­та мо­жет быть за­креп­лен, на­при­мер, фи­а­нит. Но это обыч­но слу­ча­ет­ся, ес­ли вы по­ку­па­е­те из­де­лие не в ма­га­зи­не, а с рук. На­до чет­ко по­ни­мать, что здесь вы все рис­ки бе­ре­те на се­бя.

Ма­га­зи­ну что­бы по­лу­чить ли­цен­зию на тор­гов­лю дра­го­цен­ны­ми из­де­ли­я­ми, нуж­но при­ло­жить очень се­рьез­ные уси­лия. По­это­му вряд ли он бу­дет рис­ко­вать и под­со­вы­вать вме­сто брил­ли­ан­та фи­а­нит. Да и смыс­ла осо­бо­го в этом нет. От­кро­вен­но го­во­ря, мел­кие брил­ли­ан­ты в из­де­ли­ях мас­со­во­го про­из­вод­ства сто­ят не­до­ро­го. Вы­та­щить один брил­ли­ант и за­кре­пить вме­сто не­го на из­де­лии фи­а­нит сто­ит до­ро­же, чем вы­го­да от про­да­жи дра­го­цен­но­го кам­ня.

[ properm.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->